Развитие познавательных способностей у детей в процессе ознакомления с природой.
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Природа – это вся вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Значение природы в жизни людей велико и многообразно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей у детей в процессе ознакомления с природой.

Сообщение.            

                                                                               Выполнила: воспитатель

                                                                 Шульпина Н. Е.

2019 г.

     Природа – это вся вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа – источник материальных и культурных благ человека.   Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.  Влияние родной природы каждый из нас в большей или  меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательной, образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств. Умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Природа способствует развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

     Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.  В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление;

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

 Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

     Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов, участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому родители, педагоги, - должны всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. В конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением». Вот именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

 Каким должно быть это отношение?

1.познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

2.бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;

3.созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

     Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает успешное развитие познавательных способностей и более качественную подготовку детей к школе.

 Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

 Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

     Основное средство познания природы – наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение – ведущий метод познания природы. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

      Чаще педагоги дошкольных учреждений организуют наблюдения за животными и растениями, уделяя меньше внимания за явлениями неживой природы. Между тем, несмотря на наглядно – образный характер мышления дошкольников, ученые считают необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений. Основная цель организаций наблюдений за явлениями неживой природы – систематизация знаний о многообразии явлений, происходящих в неживой природе. Задача педагога – сформировать эти знания в той последовательности и отвечает эмоциональным интересам ребенка, особенностям его мышления. Наблюдение начинается с выбора объекта. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы), следует подумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен, расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету так, чтобы всем хорошо видно. Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.

      В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы дети самостоятельно посмотрели одну – две минуты, удовлетворили естественно возникающее любопытство, составили бы первое впечатление о наблюдаемом объекте. Педагоги в процессе руководства наблюдениями используют разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.  Воспитатели, поясняют, рассказывают, помогают ребятам понять увиденное явление. Для того, чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечивают эстетическое восприятие предметов, в работе с малышами используют стихи, малые формы фольклора, а со старшими еще и чтение художественных произведений. Воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем и к выводам. При этом развивается логическое мышление.

      В младших группах детей учат различать наиболее характерное состояние осенней погоды: тепло, холодно, Идут дожди. Во время дождя послушать, как стучат капли по крыше и стеклам окон. После дождя рассмотреть лужи. В пасмурную погоду можно поискать солнышко. Дети младших групп узнают о ветре в играх. С самыми маленькими на прогулке нужно посмотреть, как шуршат бумажные ленточки на ветру, кружатся вертушки. Для выяснения причины движения ленточек детям второй младшей группы можно задать вопрос: «Почему шуршат ленточки?». Когда нет ветра, обратить внимание на то, что бумажные ленточки опустились, не колышутся и не шуршат. Во время осеннего расцвечивания листьев предоставляется возможность упражнять детей в различении листьев по цвету, величине, форме. Одну из прогулок посвящают рассматриванию деревьев. Показывают ствол, ветви, листья. Осенью необходимо учить детей различать растения в цветнике, обращая внимание на их разнообразную окраску, разную высоту, величину соцветий. Ознакомление малышей с зимними явлениями природы целесообразно начать с прогулки по участку. Воспитатель обращает внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья, дома; как он падает на пальто, шапку; как он скрипит. Дети узнают о некоторых свойствах снега – он холодный. Чтобы они это почувствовали, воспитатель просит нескольких ребят подержать снег в руке. В теплую погоду можно слепить снеговика. Малыши практически знакомятся с еще одним свойством – снег может быть пластичным. На других прогулках детей знакомят со свойствами льда. Зимой также надо рассмотреть с детьми дерево. Спросить, где у него листочки, найти ствол, ветви. На участке дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдения за их повадками. Весной необходимо обратить внимание на весенние явления: потеплело, солнышко стало греть сильнее. Весной много воды. Со свойствами воды малышей знакомят в процессе игр: в ручейки пускают бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. В конце весны в теплые дни малыши узнают, что вода бывает теплая и холодная. Можно рассмотреть с детьми сосульки, вносят сосульку в помещение и наблюдают, что с ней происходит. Подводят детей к умению самостоятельно делать выводы. В конце весны детей знакомят со свойствами песка. Наблюдения за растениями весной начинают тогда, когда они подрастут. Вначале воспитатель обращает внимание ребят на зеленую траву, затем показывает листья деревьев и кустарников. Летом возможности для наблюдения окружающей природы расширяются. Вокруг много насекомых, птиц. Во время прогулок воспитатель постоянно обращает внимание на красоту окружающей природы, вызывает у них радость от общения с ней, формирует умение видеть красивое и любоваться им. Учить детей беречь цветы, не мять их и не рвать.

      Дети четырех – пяти лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Воспитатель учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. В средней группе также ведется наблюдение за погодой, на прогулках можно отметить, что небо покрыто серыми облаками. Ведут наблюдение за дождем из окна. Детям дают задание, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце. После этого устанавливают, почему так происходит. В ветреную погоду наблюдают, как движутся облака. На последующих прогулках отмечают, что становится все холоднее, земля покрывается снегом, наступает зима. Зимой воспитатели организуют разнообразные игры, чтобы познакомить детей со свойствами снега. В процессе этих игр у детей складывается представление о свойствах снега: белый, холодный, из него можно лепить. Во время снегопада надо рассматривать снежинки, поймав их на рукав или рукавичку, определять форму снежинок, считать лучи. Зимой вместе с детьми проводят прогулку к водоему. Здесь дети узнают, что в зимнее время пруды покрываются льдом. В феврале частые метели. Ветер переносит снег с места на место, бросает его в окно. Во время прогулок в природу детям напоминают о том, что деревья и кустарники надо беречь, не ломать веток. В начале весны продолжают наблюдения за снегом. Сравнивают цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Дети устанавливают связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Когда растает снег, проводят воспитатели прогулку на водоем. Рассматривают берега, отмечают, что лед растаял, устанавливают, что вода еще холодная. Постепенно у детей формируется бережное отношение к окружающей природе. Летом много птиц. Они кричат, распевают на разные голоса, по – своему радуясь солнцу, теплу, свету. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы.

      У детей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность к аналитико – синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. У детей формируется система представлений и простейших понятий в предметах и явлениях неживой природы: дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны. В течение всей осени организуется наблюдения за погодой. В начале осени еще ярко светит солнце, небо голубое, тепло. Позднее, на прогулках, а в дождливую погоду из окна, находить с детьми признаки, характерные для поздней осени. Постепенно детей подводят к пониманию того, что ветер, похолодание, дождь – характерные признаки осени. В начале зимы отмечают уменьшение продолжительности дня (самый короткий день), а затем в последующих наблюдениях его увеличение. В начале зимы проводят наблюдения на участке: отмечают признаки наступающей зимы: стало холодно, земля твердая, замерзшая. После первого снегопада обращают внимание на то, что земля покрыта снегом. Снег уже не тает. От температуры воздуха зависят свойства снега. Детям показывают, что в морозную погоду снег сухой. Слушают, как он скрипит под ногами. Предложить слепить снежки и отметить, что снег рассыпается, не лепится. Во время оттепели показать изменения свойств снега, стал мокрым и плотным, не видно отдельных снежинок. Можно слепить фигурки. Результаты наблюдений подкрепляются опытами. В течение зимы наблюдают, как постепенно замерзает пруд. Сначала лед появляется у берега. Он тонкий, ломкий, затем замерзает весь водоем. Детям старшего возраста важно показать, что зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост. Зимой с детьми необходимо рассмотреть ель и сосну, полюбоваться их зеленой хвоей среди голых лиственных деревьев, учить различать ель и сосну. К концу зимы организуют наблюдения, характерные именно для этого периода. Начинает пригревать солнце, нагреваются различные предметы.  Показывают детям, как начали подтаивать сугробы с солнечной стороны. Весной продолжают учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Продолжают вести наблюдения за весенними явлениями в природе. Вместе с детьми наблюдают за ростом сосулек. Устанавливают зависимость между таянием сосулек и температуры воздуха. Интересно наблюдать за первым дождиком, за первым громом, послушать. Как гремит гром. Летом продолжаются наблюдения за растениями, животными, птицами. Летом следует расширять знания детей о некоторых растениях цветника, луга, леса, поля.

      В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерностях изменениях явлений живой и неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение.

     Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

     Развитие познавательных способностей у детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Воспитатели широко используют игры природоведческого характера, применяют игровые приемы.

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - так писал В.А. Сухомлинский. Игра – деятельность, в которой у ребенка дошкольного возраста развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные кооперации» - это высказывание  А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

 1. в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

 2. развивается личность ребенка, а  главное формируется такое качество, как произвольность;

3. зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л.А. Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивало лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

      Дошкольники знакомятся с окружающим миром через дидактические игры. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Через дидактические игры дети учатся наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно – следственные связи между явлениями. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

      При ознакомлении детей с природой, с окружающим миром используют дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные. Предметные игры – это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Например, «Чудесный мешочек, «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их. Дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младших и средних группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных признаков. Такие игры можно проводит как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Велико значение и настольно – печатных игр. На расширение знаний детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах можно использовать следующие игры: «Что где растет», «Три корзины», «Ягоды и фрукты», «Парные картинки» и другие. В целях упражнения детей в различении видов лесов, деревьев – можно организовать такие игры: «Собери лес», «Детки на ветке», «Собери веточку», «Подбери листья» и т.д. Знания о домашних и диких животных дети могут получить через следующие игры: «Кто где живет», «Путаница», «Ребятам о зверятах» и т.п. На закрепление следующих тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» рекомендуются, например  такие игры: «Времена года», «Когда это бывает?». Все эти игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом. Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Немаловажное значение имеют и словесные игры. Можно использовать такие игры: «Четвертый лишний»; «Что сначала, что потом»; «Какой, какое, какая»; «Закончи предложение» и т.п. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы по различным свойствам, признакам и т.д. Эти игры проводятся во всех группах, но особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужные ответы.

      Дошкольники познают окружающий мир и через подвижные игры. Эти подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это игры «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «солнышко и дождик», «Волк и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально – положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе. Знания, полученные на занятиях, дети используют в сюжетно – ролевых играх. В этих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. При этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Для развертывания сюжетно – ролевых игр природоведческого содержания необходимо иметь наборы игрушек: сельскохозяйственные машины, фигуры домашних животных и т.д. Обогащая творческие сюжетно – ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, Показывая фильмы, читая книги. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качествами и свойствами природных материалов, накопляют чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из сырого снега можно лепить. В ходе игры с природным материалом воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала. Например: «Саша взял сухой песок, он рассыпался. Катя положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок». Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов. Которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и другие). Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходство со знакомыми предметами. Это их очень радует и способствует развитию наблюдательности, воображению.

В процессе всех игр природоведческого содержания развивается речь, мышление, внимание детей, создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и в мире растений. Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятельность дошкольников, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

      Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал: «Мир ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

      Дети должны обладать огромным запасом нравственных сил, быть духовно богатыми, развитыми в художественном отношении. Именно поэтому во всех видах детской деятельности необходимо использовать фольклорные произведения, изделия народных промыслов, грамзаписи сказок, классической и народной музыки. Необходимо использовать стихотворения поэтов – классиков, показывать картины известных художников. Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним. Посещая музеи и выставки, знакомясь с памятниками архитектуры, рассматривая репродукции, мы незаметно для самих себя накапливаем бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение к ней. Радостное настроение создают картины Левитана «Март», «Березовая роща», а грустное, например, картины Васильева «Перед дождем», «Оттепель». В работе с детьми могут быть использованы пейзажи Шишкина, Васильева, Левитана, Ромадина, Рылова, Саврасова, Поленова и других.

      Нужно детей учить всматриваться в природу, замечать цвета разных времен года, утра, дня, вечера. Пусть дети вслушиваются в звуки природы: падающий снег, звон капели, шелест листьев, шум ветра. Глубокое восприятие природы, осознание полученных впечатлений помогут им глубже почувствовать настроение картин. Во время беседы и занятий уместно использовать художественное слово. Занятия, посвященные пейзажам, хорошо проводить по временам года. Рассматривая с детьми репродукции картин, необходимо выяснять, что заметили дети, что им понравилось. Пусть дети выскажутся до конца, так они глубже переживут увиденное. При знакомстве с пейзажной живописью, воспитатели применяют разнообразные приемы: беседа по вопросам, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об отдельных частях картины или обо всей картине. На занятиях читая детям стихотворения детям о природе, нужно приучать их слушать  и воспринимать высокую поэзию. В результате проводимой работы у детей становится гораздо богаче активный и пассивный словарь, они начинают использовать сложные предложения; объяснение становится логичнее. Педагог и  ребенок – собеседники. Приучая ребенка внутреннюю речь переводить во внешнюю, понятную собеседнику, педагог должен подвести его к свободным ассоциативным формам мышления и выражения в изобразительном языке, в словесной речи. Наивные словесные образы детей, ассоциации – бесценный материал для педагога, который должен поддержать зарождающиеся у детей интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению. Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно – эстетические чувства детей. Художественная литература воздействует на умственное развитие ребенка, велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Необходим тщательный отбор художественного материала. Очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

      Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

1.как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической),

2.восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений,

3.как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки т.д.) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система  фольклора разнообразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы. Загадки, потешки в младшем дошкольном возрасте знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуется рассказы и небольшие стихотворения о природе. В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей на некоторые особенности литературного языка (образные слова, эпитеты, сравнения). В старшей группе при ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться  художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Образность речи развивается в процессе заучивания и чтения наизусть, при запоминании пословиц, поговорок. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания и уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Если же рассмотреть фонетическую сторону речи, то от нее зависит интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость, правильность), четкая дикция, темп речи. Развитие речи дошкольника тесно связано с решением задач формирования художественно – речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления.

     И так важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения живописи, художественной литературы, в которых воспевается наша родная природа. Огромную роль в развитии образной речи детей играет непосредственно прямое общение с природой.

     Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

Мастер-класс «Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»

Цель:  ознакомить педагогов с опытом  работы по использованию современных технологий  по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.Методы и приемы воспитания у детей...