Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект

 образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса»

в подготовительной к школе группе

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №218»

 

 

 

 

 

                       Подготовила воспитатель: Астафьева И.Н.

 

 

Цель: сформировать у детей начальные представления об истории возникновения и развития Москвы, особенностях градостроительства на Руси.

 

Задачи:

  • обобщить знания детей об условиях, которые необходимы для жизни человека (вода, пища, жилье, одежда, предметы быта), о безопасности при выборе места для поселения человека;
  • учить находить приметы и предметы определенного исторического периода;
  • развивать умение пользоваться условными обозначениями и картой;
  • стимулировать самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос;
  • учить внимательно выслушивать товарища;
  • развивать любознательность, желание узнавать новое;
  • закрепить знание достопримечательностей Москвы, русских национальных традиций;
  • проанализировать словесную цепочку и проследить историю возникновения слов "кремль" и "город";
  • активизировать и расширить словарь: Кремль, город, достопримечательность, собор, Спасская башня, куранты, Царь-пушка, Царь-колокол, Красная площадь, Большой театр, метрополитен, избы, клеть, хоромы, печь, торговый ряд, товар, рукавичка;
  • научить правильно образовывать прилагательные от существительных при назывании торговых рядов;
  • мотивировать детей давать развернутые ответы на вопросы.

 

      Предварительная работа:

       продолжить познакомить дошкольников со столицей нашей Родины - Москвой и ее достопримечательностями;

  • провести заочную экскурсию по Кремлю, рассказать о его исторической и современной ценности;
  • рассмотреть фотографии старинных и современных московских архитектурных памятников;

 

  • организовать обмен впечатлениями и выслушать рассказы детей, которые посетили Москву;
  • организовать изобразительную деятельность детей (рисование, аппликация) на темы: "Запомнившиеся места в Москве", "Собор".

.   учить самостоятельно вырезывать деревья из картона.

     Оборудование и матреиалы:

  • фотографии для выставок на темы: "Московский кремль", "Достопримечательности Москвы";

   .  зеленая ткань;

  • извилистые синие бумажные ленты: одна - шире и длиннее, вторая - уже и короче;
  • фигурки деревьев (по количеству детей);
  • деревянные домики (по два на ребенка и воспитателя);
  • 2 частокола из плотного картона разной длины, картонные башенки;
  • русский народный платок, бусы, очки,
  • набор покупок: рукавички, хлеб, рубаха, платок, пряник, меховая шапка, книга, матрешка, морков, чеснок, капуста;
  • цветные карандаши и листы для рисования;
  • буквы для составления слов.
  • яблоки для угощения в конце занятия.

 

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал, где оформлена фотовыставка.

Воспитатель: Ребята, вы можете сказать,в кокой стране мы живем

(Ответы детей)

Воспитатель:Давайте вспомним,какой город в нашей ст ране самый главный

(Ответы детей).

Воспитатель:Какаой праздник мы бувдем скоро от мечать (Ответы дет ей)

Дети (читают  несколько четверостиший  о Москве)

Вот он город под Москвой,                   Строил крепость свою Долгорукий,

Озаренный светом.                               Чтобы город был первым в округе.

Здесь не холодно зимой                         Калита возводил Кремль дубовый

И не жарко летом (С. Маршак)        На века, чтоб стоял он, как новый...(В.Борисов)

 

Взгляните в цирке Дурова                         Посмотришь, голову задрав

На медвежонка бурого.                             На пять позолоченных глав,

Он косолап и мешковат,                            Тотчас на ум придут слова:

Но превосходный акробат (С. Маршак)    "Златоглавая Москва" (В. Борисов)

 

Дети слушают стихотворения и рассматривают экспонаты выставки.

Воспитатель: А почему фотографии разделены на две группы?

                                                                                                                                           

Дети пробуют определить группы - Кремль и другие достопримечательности Москвы.

Воспитатель: А чем является Кремль? (Дети отвечают: сердцем Москвы, центром Москвы, историческим местом, памятником архитектуры, музеем.)

Воспитатель слушает ответы детей, затем рассказывает, что с Кремля  началась Москва.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в прошлое и узнать, как возникла Москва? (Дети отвечают: да.) Тогда вот вам необходимое снаряжение. Возьмите каждый по дереву, два домика и отправляйтесь к зеленому холму, там и повстречаемся.

Воспитатель одевает очки, бусы, платок, меховую безрукавку ти перевоплащается в бабушку, которая встречает детей у "зеленого холма" на ковре.

Бабушка : Ой, детушки малые! Проходите, у меня погостите! Посидим рядком,        поговорим ладком. Слыхала я, что хотите в древней Москве оказаться, узнать,                                                         что и как было. Слушайте. Рассказывают, ехал князь Юрий по прозванию                                                               Долгорукий со своей дружиною через дремучие леса, топкие болота. Вдруг                                                  увидели они огромного зверя с тремя головами и пестрой шерстью. Изумились                                                путники, а зверь исчез. Ученый- предсказатель истолковал это явление так:                                                      встанет поблизости сих мест град превелик и треуголен, и будет вокруг него                                                    царство великое, и сойдутся сюда народы разные. Это сказка. Но знамение                                                               сбылось. Решили люди в тех местах поселиться. А что им для жизни?

Дети:                                                                                                                                   Вода. Ее в реке, озере можно взять.

Бабушка: В тех местах речек было превеликое множество. И больших, и маленьких.            (Выкладывает бумажные ленты "рек") А что еще для жизни нужно?

Дети:                                                                                                                                   Пища нужна. В речке можно рыбу поймать. А ягоды, грибы, орехи, шишки,                                                   травы можно в лесу найти, а еще поохотиться можно там.

Бабушка: А вот и дерево, второе, третье (Воспитатель выставляет три дерева) Маловат        у нас лес что-то.

Дети:                                                                                                                                   Лес - это много деревьев. (Дети выставляет свои деревья)

Бабушка: А еще что нужно?

Дети: Жилье, дом. Его можно построить из бревен, а их в лесу взять.

Бабушка: Правильно. Только в старину дом избою называли. Собирали ее так: на     концах бревен делали зарубки, складывали квадрат 4 на 4  метра и наращивали                                             его вверх. Все щели мхом закрывали, крышу крыли соломой, окошки очень                                                          маленькие делали. Называлось это сооружение клетью. А вот если в клети печь                                       ставили, то это была изба. Люди побогаче одну клеть на другую ставили,                                                               получалось два этажа. Это дом хоромами назывался.

Примечание. Дети могут называть все в другом порядке. Так же могут назвать одежду, посуду, мебель, тепло и др. Воспитатель подстраивается под их ответы.

Бабушка: Молодцы! А вот где лучше поставить избы? (Подводит детей к решению) Да,        недалеко от леса и реки, лучше между ними. А еще, ребятушки, ой, в старину                                          вороги часто налеталт, избы и хоромы разоряли! И чтоб от них защититься,                                                             стали люди селиться на возвышенности, на холме например. Вот решила семья                                                (называет свою фамилию) поставить свою избу здесь. (Выставляет свой домик                                                      на "холме") Теперь вы поставьте свои домики.

                                                                                                                                            Дети называют фамилию своей семьи и ставят домики на "холме".

Бабушка: Так и стояли домики, без всякого порядка, кто, где поставил. А чтобы от   набегов еще лучше защититься вкапывали вокруг бревна заостренные,                                                        огораживали, городили место. Какое слово вам напоминают последние слова?

Дети: Город.

Бабушка: Вот вам и древний город Москва, огороженный частоколом с башенками, а           под башнями ворота были. (Выставляет картонный частокол.) Хорошее место                                             для города нащли! К тому же по реке можно было еще плавать в другие земли,                                                     и к моквичам в гости с товарами жаловать. Так и жили - не тужили! Но народу                                                в городе все больше становилось. Почему?

Дети: Дети рождались. Из других земель люди приезжали.

Бабушка: И город рос. Избы уже стали ставить за стеной. Потому что внутри они уже          не помещались. (Ставят еще по одному домику за стеной.) Приходилось новые                                   укрепелния возводить. А это дело небыстрое. Можно вас, детушки, попросить                                                    город окружить и защитить. Вставайте в круг. 

Дети встаю в круг, идут по кругу в одну сторону и повторяют присказку.

Дети:  Мы идем все кругом-кругом

                                                                                                                                            Полем и зеленым лугом

                                                                                                                                            Вокруг города Москва,

                                                                                                                                            Чтобы ширилась она!

Бабушка: Девочки присели - это бревнышки вкопали. Мальчики стали ровно, ноги вместе - это башенки, ворота на ночь закрыты. А утром ворота открываются - ноги врозь - новые гости входят, город растет.

Девочки и мальчики меняются ролями,

идут в другую сторону с присказкой.

Бабушка: Спасибо, ребятушки! А вот и новый частокол подоспел! (Выставляет частокол большей длины) А я вас приглашаю на торговую площадь, давайте по рядам пройдемся, может, что и себе и выберем. Их в Москве более сотни было, и на каждом своим товаром торговали. Я вот рукавички купила красные на рукавичном ряду. Я вас здесь подожду, а вы идите за покупками!

Дети проходят к разложенным на столах товарам

и самостоятельно выбирают понравившийся, затем возвращаются

к воспитателю и рассказывают, что купили, где были.

Дети: Я купил (а)... черный хлеб на хлебном, синюю рубашку - на рубашечном, платок        с цветами - на платочном, много пряников - на пряничном, меховую шапку - на                                шапочном, кочан капусты - на капустном, головку чеснока - на чесночном,                                                              красивую матрешку - на матрешочном, маленькую морковку - на морковном,                                                    интересную книжку - на книжном.

Дети выкладывают все товары на одном столике.

Бабушка: Ребятушки, какие предметы вам напоминают старинные русские? (Дети отвечают: рубашка, платок, матрешка, шапка, хлеб.) А что можно было и тогда и сейчас увидеть, купить? (Дети отвечают: хлеб, пряники, капусту, чеснок, морковку, шапку, рукавички.) А что выглядит очень современно, и скорее всего не могло попасть на московские торговые ряды? (Дети отвечают: книжка.)

Воспитатель обсуждает с детьми спорные моменты.

Бабушка: Да, книга очень современно выглядит. Она нас обратно в свое время зовет. Пора возвращаться. (Снимает бабушкин наряд.)

 Садитесь за с толы. Что-то мне подсказывает, там для нас новое интересное задание приготовлено.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали, что Москва выросла там, где были когда-то           дебри да леса. Это чудный город. И вы теперь знаете, как он появился и почему                                       именно в этом месте.

Задание 1

Воспитатель: Предлагаю вам стать осонователями нового города и сложить из букв слова ,связанные с основанием Москвы.

Дети складывают из букв слова:Родина,Россия, Москва, город.кремль,изба.

Задание 2

Воспитатель: А теперь представьте, чо художник зарисовал строителей древнего     города и нарисовал то, что не соответствовало тому времени. Что здесь                                                                  лишнее?

Дети проговаривают вслух ошибки:

экскаватор, подъемный кран, бензопила, пластиковая каска.

ЗАДАНИЕ 3

Воспитатель:.Ребята ,давайте с вами отправимся в будущее Москвы и каждый из вас изобразит Москву такой,какую вы ее видите в будущем

(Дети на листах бумаги рисуют Москву бубущего)

Теперь я предлагаю вам устроить выставку ваших рисунков в нашей галерее.

 

 

     Воспитатель: Вы побывали в путешествии в прошлое и отлично справились с                   заданием. Бабушка оставила вам угощение - яблоки. С какого они                                                                            торгового ряда?

Дети: Яблочного!

 

В совместной беседе дети приходят к выводу, что старинные русские города строились почти одинаково в самых выгодных для этого местах.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе " Были дебри, да леса- стали в поле чудеса"

Цель: дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы вр...

Почему в лесу стало тихо?

Конспект логопедического занятия в осенний период...

Конспект занятия по окружающему миру: "Были дебри да леса, стали в поле чудеса"

Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы времени, приобщать их к русской национальной культуре...

Презентация "Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса..."

Презентация по позновательному развитию о Древней Москве....

НОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса» старшая группа

Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы в...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: дать детям начальны...

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...