Конспект занятия по познавательному развитию №21 в старшей группе Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №21
в старшей группе
Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: познакомить детей с историй возникновения города Москва.
Программное содержание: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением строительства в Древней Руси; один кирпич; раздаточный – квадрат 9*9, ножницы, пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети знают историю возникновения города Москва.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Работа с пособием | «Выбери место для города...» | 2 мин |
2 | Беседа | «Как строился город Москва» | 6 мин |
3 | Работа с ножницами | 4 мин | |
4 | Физкультминутка | 2 мин | |
5 | Беседа | «Дома древней Москвы» | 3 мин |
6 | Работа с пособием | «Что перепутал художник?» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 3 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- В прошлый раз мы совершили экскурсию по Москве. Где мы побывали? (В Кремле, в Большом театре, в Третьяковской галерее.)
- Как вы думаете, всегда ли Москва была такой?
- И снова, как мы это уже делали не раз, заглянем в прошлое. Для этого воспользуемся «машиной времени». Вместе с нами отправляются наши знакомые герои Таня и Ваня.
II. Основная часть
- Работа с пособием (задание 1)
- В глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Начало ее окружено легендами.
- Рассказывают, что ехал князь Юрий, по прозванию Долгорукий, со своею дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пёстрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал учёный-предсказатель, который растолковал явление зверя так: встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вокруг него царство великое. А шкура пёстрая говорит о том, что сойдутся сюда народы разные.
- Это сказка, но со смыслом. Ведь сбылось знамение - вырос великий город.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (В.Я. Брюсов)
- Представьте, что вам надо выбрать место для будущего города.
Дети в затруднении - они не знают, как выбирать такое место.
Решение принимается после беседы с воспитателем.
- Беседа «Как строился город Москва»
- Где этот город будет: на равнине или на холме?
- На холме город лучше освещается солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности. Зачем?
- Труднее незаметно приближаться врагам. Как вы думаете, что ещё должно быть в тех местах?
- Что ещё необходимо человеку для жизни? (Вода.)
- Где её взять? (В реке, в озере.)
- Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит. Кроме того, по реке удобно перемещаться с места на место. Без чего еще человеку не обойтись?
- Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса да болота. В лесах есть звери и птицы, на которых можно охотиться, есть грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес – и кормилец, и лекарь. Что ещё нужно человеку? (Жильё.)
- Из чего его строить?
- И тут лес поможет. Как?
- Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась Москва, Но, несмотря на непроходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги всё равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревён с башнями и воротами - огораживали, городили. Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов?
- Слово «город» в древности означало только деревянные или каменные стены, которые строились для укрепления и защиты. Позднее так стало называться все пространство внутри. Там жили люди богатые, а те, что победнее, строили дома перед стеной. Это место называлось «посад». Дома ставились кучей, без всякого порядка. Люди, приходящие в город, старались ставить свои дома вдоль рек. Как по вашему, почему?
- Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. В древней Москве торг находился под Кремлёвской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояли рядами. И каждый ряд предлагал свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.
- Как назывались ряды: где продавали капусту (капустный), лук (луковичный), чеснок (чесночный), огурцы (огуречный), яблоки (яблочный)?
- Как на ваш взгляд, чем торговали в шапочном, шубном, рукавичном рядах?
- В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари. Как они назывались?
- Всего рядов на торгу было более 100. На площади сновали с лотками и коробами пирожники, блинники, продавцы кваса, фруктов, овощей и ягод. В дни праздников торг превращался в место народных гуляний. Сейчас торговая площадь носит название Красной. От «города» к пристани потянулись первые улицы, между ними были леса, поля, огороды. Чтобы перейти с одной улицы на другую, делали переулки. Если перенестись на 500 лет назад в Москву, то можно заблудиться среди кривых улиц. Дома на них стояли за высокими частоколами. Как появилось такое слово?
- Даже всадник не мог заглянуть во двор. Дом стоял в глубине. Позднее дома, в которых жили сапожники, портные, стали выходить окнами на улицу, и в них мастера выставляли свой товар. Дома были из брёвен, которые соединились между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли брёвна. Поэтому и говорили: «срубить дом». Этот четырехугольник из бревен назывался клеть. Длина и ширина его были приблизительно 4 метра.
- Работа с ножницами
- А какого размера ваша комната? Измерьте её вместе с родителями и сравните с размерами клети.
- О помещении какого размера идёт речь, когда говорят «клетушка»?
- Если в клети была печь, то это уже была изба. Печь делали из глины, и занимала печь 1/3 избы.
Проиллюстрировать это можно следующим образом. Покажите детям квадрат со стороной 9 см, разделённый линиями на 9 маленьких квадратов, и предложите представить, что этот большой квадрат - вся изба.
- Давайте подумаем, как узнать, сколько места занимала печь. Разрежем большой квадрат по линиям на 9 маленьких. Разделим всё количество квадратов на 3 равные части. Одна такая часть, или 1/3, и будет площадь, занимаемая печью. Остальное – свободное место в избе.
Можно предложить каждому ребёнку проделать эту работу самостоятельно.
- Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Ставим окна, крышу кроем.
Вот какой красивый дом.
Будет жить в нем старый гном.
- Беседа «Дома древней Москвы»
- В древних избах труб не было, дым шёл в дом, и люди там чуть не задыхались. Но зато лучше сохранялось тепло и меньше уходило дров. Окна маленькие. Часто, чтобы не было холодно, окна задвигались деревянными задвижками или затыкались тряпками. Света было мало, поэтому зажигали лучину – тонкую щепку сухого дерева. Богатые люди – князья, бояре – строили свои дома за стеной, в центре города. Клети ставили друг на друга – получалось 2 этажа. Такие высокие дома назывались хоромами. Позже в Москве стали строить дома из белого камня - известняка; его залежей было много недалеко от города.
На дороге, близ Коломны
День-деньской народ снует.
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
- Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки?
- Страшный враг есть у дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали её враги, страдала она и от случайных пожаров.
Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закрутится седой
В слободе за слободой.
Тын за тыном, дом за домом
По лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва,
Как в печи горят дрова.
- Людей, которые везли товар на продажу в город, пускали через городские ворота только тогда, когда на их возах и телегах, кроме товара, был белый камень. Известняк крепок, но легко обтесывается, и на нём легко вырезать узоры, которыми украшались здания. Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Построили ее более 600 лет назад. Долгое время из камня строили только церкви, дома были деревянные. Позже появился кирпич, но он был очень дорог, и им только облицовывали стены. Но со временем перешли на кирпичную постройку. Дело в том, что кирпич делался из глины и песка. И того, и другого было в Москве много. Кроме того, в отличие от каменных глыб кирпичи были лёгкими. А механизмов, которые помогали бы поднимать и перемещать тяжести, тогда не было. А какие машины сейчас помогают людям на стройке?
- Кирпич же любой каменщик мог поднять одной рукой. Но кирпич в те времена не был похож на сегодняшний. Его длина и ширина были 17 см, толщина 4 см.
Можно заранее подобрать или склеить коробку подобного размера. Попросить детей на листе бумаги в клетку нарисовать квадрат со стороной 17 см.
- Кирпича требовалось очень много. И вот 100 лет назад появился первый кирпичный завод. Кирпичные дома могли позволить себе только очень богатые люди, остальные дома были деревянными.
- Около 200 лет назад началась война России с Францией. Армия неприятеля дошла до Москвы и захватила её. В городе начались пожары. Но враги недолго пробыли в Москве и России. Весь народ поднялся на борьбу. И Москва начала строиться заново. Уже через 10 лет возник почти новый город.
- Работа с пособием (задание 2)
- Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник?
III. Заключительная часть
Подведение итога занятия
- Некоторые дома того времени дожили до наших дней, многих уже нет. Старые дома реставрируют, восстанавливают. Зачем это делают?
- Дело, наверное, вот в чём. Вы знаете, что у дерева есть ствол, ветки, листья. Дерево даёт плоды только в том случае, если у него есть корни. Сруби дерево, отдели ствол от корней, и получится просто бревно. Так и человек. Для того чтобы расти, становиться умнее, он должен чувствовать свои корни, корни памяти. По ним к человеку приходят опыт и знания людей, которые жили до нас, которые многое умели не хуже, а то и лучше нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...
