Конспект занятия по познавательному развитию №21 в старшей группе Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_byli_debri_da_lesa_stali_v_debryah_chudesa.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №21

 в старшей группе

Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

        

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: познакомить детей с историй возникновения города Москва.

Программное содержание: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением строительства в Древней Руси; один кирпич; раздаточный – квадрат 9*9, ножницы, пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети знают историю возникновения города Москва.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

2 мин

II

Основная часть

20 мин

1

Работа с пособием

«Выбери место для города...»

2 мин

2

Беседа

«Как строился город Москва»

6 мин

3

Работа с ножницами

4 мин

4

Физкультминутка

2 мин

5

Беседа

«Дома древней Москвы»

3 мин

6

Работа с пособием

«Что перепутал художник?»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

3 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть  

-  В прошлый раз мы совершили экскурсию по Москве. Где мы побывали? (В Кремле, в Большом театре, в Третьяковской галерее.)

- Как вы думаете, всегда ли Москва была такой?

- И снова, как мы это уже делали не раз, заглянем в прошлое. Для этого воспользуемся «машиной времени». Вместе с нами отправляются наши знакомые герои Таня и Ваня.

II. Основная часть

  1. Работа с пособием (задание 1)

- В глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Начало ее окружено легендами.

- Рассказывают, что ехал князь Юрий, по прозванию Долгорукий, со своею дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пёстрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал учёный-предсказатель, который растолковал явление зверя так: встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вокруг него царство великое. А шкура пёстрая говорит о том, что сойдутся сюда народы разные.

- Это сказка, но со смыслом. Ведь сбылось знамение - вырос великий город.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов. (В.Я. Брюсов)

- Представьте, что вам надо выбрать место для будущего города.

Дети в затруднении - они не знают, как выбирать такое место.

Решение принимается после беседы с воспитателем.

  1. Беседа «Как строился город Москва»

- Где этот город будет: на равнине или на холме?

- На холме город лучше освещается солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности. Зачем?

- Труднее незаметно приближаться врагам. Как вы думаете, что ещё должно быть в тех местах?

- Что ещё необходимо человеку для жизни? (Вода.)

- Где её взять? (В реке, в озере.)

- Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит. Кроме того, по реке удобно перемещаться с места на место. Без чего еще человеку не обойтись?

- Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса да болота. В лесах есть звери и птицы, на которых можно охотиться, есть грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес – и кормилец, и лекарь. Что ещё нужно человеку? (Жильё.)

- Из чего его строить?

- И тут лес поможет. Как?

- Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась Москва, Но, несмотря на непроходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги всё равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревён с башнями и воротами - огораживали, городили. Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов?

- Слово «город» в древности означало только деревянные или каменные стены, которые строились для укрепления и защиты. Позднее так стало называться все пространство внутри. Там жили люди богатые, а те, что победнее, строили дома перед стеной. Это место называлось «посад». Дома ставились кучей, без всякого порядка. Люди, приходящие в город, старались ставить свои дома вдоль рек. Как по вашему, почему?

- Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. В древней Москве торг находился под Кремлёвской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояли рядами. И каждый ряд предлагал свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.

- Как назывались ряды: где продавали капусту (капустный), лук (луковичный), чеснок (чесночный), огурцы (огуречный), яблоки (яблочный)?

- Как на ваш взгляд, чем торговали в шапочном, шубном, рукавичном рядах?

- В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари. Как они назывались?

- Всего рядов на торгу было более 100. На площади сновали с лотками и коробами пирожники, блинники, продавцы кваса, фруктов, овощей и ягод. В дни праздников торг превращался в место народных гуляний. Сейчас торговая площадь носит название Красной. От «города» к пристани потянулись первые улицы, между ними были леса, поля, огороды. Чтобы перейти с одной улицы на другую, делали переулки. Если перенестись на 500 лет назад в Москву, то можно заблудиться среди кривых улиц. Дома на них стояли за высокими частоколами. Как появилось такое слово?

- Даже всадник не мог заглянуть во двор. Дом стоял в глубине. Позднее дома, в которых жили сапожники, портные, стали выходить окнами на улицу, и в них мастера выставляли свой товар. Дома были из брёвен, которые соединились между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли брёвна. Поэтому и говорили: «срубить дом». Этот четырехугольник из бревен назывался клеть. Длина и ширина его были приблизительно 4 метра.

  1. Работа с ножницами

- А какого размера ваша комната? Измерьте её вместе с родителями и сравните с размерами клети.

- О помещении какого размера идёт речь, когда говорят «клетушка»?

- Если в клети была печь, то это уже была изба. Печь делали из глины, и занимала печь 1/3 избы.

Проиллюстрировать это можно следующим образом. Покажите детям квадрат со стороной 9 см, разделённый линиями на 9 маленьких квадратов, и предложите представить, что этот большой квадрат - вся изба.

- Давайте подумаем, как узнать, сколько места занимала печь. Разрежем большой квадрат по линиям на 9 маленьких. Разделим всё количество квадратов на 3 равные части. Одна такая часть, или 1/3, и будет площадь, занимаемая печью. Остальное – свободное место в избе.

Можно предложить каждому ребёнку проделать эту работу самостоятельно.

  1. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и  играть.

Дом большой, высокий строим.

Ставим окна, крышу кроем.

Вот какой красивый дом.

Будет жить в нем старый гном.

  1. Беседа «Дома древней Москвы»

- В древних избах труб не было, дым шёл в дом, и люди там чуть не задыхались. Но зато лучше сохранялось тепло и меньше уходило дров. Окна маленькие. Часто, чтобы не было холодно, окна задвигались деревянными задвижками или затыкались тряпками. Света было мало, поэтому зажигали лучину – тонкую щепку сухого дерева. Богатые люди – князья, бояре – строили свои дома за стеной, в центре города. Клети ставили друг на друга – получалось 2 этажа. Такие высокие дома назывались хоромами. Позже в Москве стали строить дома из белого камня - известняка; его залежей было много недалеко от города.

На дороге, близ Коломны

День-деньской народ снует.

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

- Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки?

- Страшный враг есть у дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали её враги, страдала она и от случайных пожаров.

Как в засушливое лето

Загорится что-то где-то,

Дым закрутится седой

В слободе за слободой.

Тын за тыном, дом за домом

По лачугам, по хоромам

Запылает вся Москва,

Как в печи горят дрова.

- Людей, которые везли товар на продажу в город, пускали через городские ворота только тогда, когда на их возах и телегах, кроме товара, был белый камень. Известняк крепок, но легко обтесывается, и на нём легко вырезать узоры, которыми украшались здания. Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Построили ее более  600 лет назад. Долгое время из камня строили только церкви, дома были деревянные. Позже появился кирпич, но он был очень дорог, и им только облицовывали стены. Но со временем перешли на кирпичную постройку. Дело в том, что кирпич делался из глины и песка. И того, и другого было в Москве много. Кроме того, в отличие от каменных глыб кирпичи были лёгкими. А механизмов, которые помогали бы поднимать и перемещать тяжести, тогда не было. А какие машины сейчас помогают людям на стройке?

- Кирпич же любой каменщик мог поднять одной рукой. Но кирпич в те времена не был похож на сегодняшний. Его длина и ширина были 17 см, толщина 4 см.

Можно заранее подобрать или склеить коробку подобного размера. Попросить детей на листе бумаги в клетку нарисовать квадрат со стороной 17 см.

- Кирпича требовалось очень много. И вот 100 лет назад появился первый кирпичный завод. Кирпичные дома могли позволить себе только очень богатые люди, остальные дома были деревянными.

- Около 200 лет назад началась война России с Францией. Армия неприятеля дошла до Москвы и захватила её. В городе начались пожары. Но враги недолго пробыли в Москве и России. Весь народ поднялся на борьбу. И Москва начала строиться заново. Уже через 10 лет возник почти новый город.

  1. Работа с пособием (задание 2) 

- Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник?

III. Заключительная часть

Подведение итога занятия

- Некоторые дома того времени дожили до наших дней, многих уже нет. Старые дома реставрируют, восстанавливают. Зачем это делают?

- Дело, наверное, вот в чём. Вы знаете, что у дерева есть ствол, ветки, листья. Дерево даёт плоды только в том случае, если у него есть корни. Сруби дерево, отдели ствол от корней, и получится просто бревно. Так и человек. Для того чтобы расти, становиться умнее, он должен чувствовать свои корни, корни памяти. По ним к человеку приходят опыт и знания людей, которые жили до нас, которые многое умели не хуже, а то и лучше нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...