Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Красникова Ольга Васильевна

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Возрастная группа: старшая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Цель: создать условия по ознакомлению детей с сибирской тайгой и её уникальной флорой и фауной.                                                                                                                                                                                     Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Образовательные задачи:                                                                                                         

·               актуализировать представления детей о таёжной кладовой;            

·               активизировать словарь по лексической теме «Тайга и её обитатели».                                                                                                                                                                                                                        Развивающие задачи:

·               развивать познавательную и поисковую деятельность

·               развивать смекалку, зрительную память, воображение. 

·               способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению вести диалог и монолог;                                                 

Воспитательные задачи:  

·             воспитывать чувство гордости, уважение и бережное отношение  к своему родному краю;                     

·             желание принять посильное участие в охране и защите природы.

 Предварительная работа:

     Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».

Работа с разрезными картинками.

Оборудование: мультимедиа, CD проигрыватель, мультимедийная презентация, запись звуков природы, отрывок из песни «Иркутская история», «Зелёноё море тайги», карта России, разрезные картинки с изображением цветов, маршрутный лист, макеты ёлочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nash_rodnoy_sibirskiy_les_24.11.16.docx399.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе            

Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Разработал: воспитатель старшей группы № 5                                                                      Красникова О. В.  

г. Иркутск, 2016

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                                                                      Возрастная группа: старшая                                                                                                         Цель: создать условия по ознакомлению детей с сибирской тайгой и её уникальной флорой и фауной.                                                                                        Задачи:                                                                                                                            Образовательные задачи:                                                                                                        

  • актуализировать представления детей о таёжной кладовой;             
  • активизировать словарь по лексической теме «Тайга и её обитатели».                                                                                                                                                                                     Развивающие задачи:
  • развивать познавательную и поисковую деятельность
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение. 
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению вести диалог и монолог;                                                  

Воспитательные задачи:  

  • воспитывать чувство гордости, уважение и бережное отношение  к своему родному краю;                     
  • желание принять посильное участие в охране и защите природы.

 Предварительная работа:

     Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.

Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».

Работа с разрезными картинками.

Оборудование: мультимедиа, CD проигрыватель, мультимедийная презентация, запись звуков природы, отрывок из песни «Иркутская история», «Зелёноё море тайги», карта России, разрезные картинки с изображением цветов, маршрутный лист, макеты ёлочек.

Ход занятия.

1.Организационный момент (настрой на занятие)                                                  Колокольчик озорной,                                                                                                                      Ты в кружок ребят построй.                                                                                           Собрались ребята в круг.                                                                                               Справа- друг и слева друг.                                                                                                Вместе за руки возьмёмся                                                                                                           И друг другу улыбнёмся!                                                                                               (дети проходят  и садятся на стульчики, перед экраном)

(Слайд 1)     Титульный слайд                                                                                                                          2. Вступительная беседа о Родине.                                                                                                   (Слайд 2) Карта России

Наш дом.  (читает ребёнок)

На карте мира не найдёшь                                                                                                            Тот дом, в котором ты живёшь,                                                                                                     И даже улицы родной                                                                                                               Мы не найдём на карте той.                                                                                                  Но мы всегда на ней найдём                                                                                                                  Свою страну- наш общий дом.

-Как называется наша страна?                                                                              Значит, мы с вами россияне.                                                                                             Послушайте стихотворение о Родине (читает ребёнок.)                                                                                                                                     Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!                                                                                                        

Страна наша очень большая, а мы с вами родились и живем в Иркутске  в суровом Сибирском краю, значит, мы сибиряки.                                             Слайд 3  Иркутск мой родной город                                                                                                         Звучит отрывок из песни А. Маршала «Иркутская история»                                                                                                                                 А мы, с ребятами придумали свой девиз…                                                                                         Девиз: Мы весёлые друзья,                                                                                                     Друг без друга нам нельзя,                                                                                         И девиз у нас простой:                                                                                                                                      Друг за друга мы горой,                                                                                                   Сибиряк не подведёт,                                                                                                                   Руку другу подаёт.                                                                                                          Сибирь - это часть нашей большой Родины - России.

3. Приём погружения в тему.  Введение в ситуацию.                                                                                                                                                            Сибирь -  край очень богатый. Чем же богат наш родной край?                                           Предлагаю отгадать загадку.                                                                                         Загадка                                                                                                                                      Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
 

Давайте мысленно заглянем в лес и послушаем…(Слайд 4)  Звуки леса

4. Основная часть.  Актуализация знаний и умений                                                                                                                           Знакомство с тайгой.                                                                                                               Ребята отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку:                                                        

Загадка                                                                                                                             Это лес, но не простой, в основном,                                                                                Густой, дремучий.                                                                                                                    В нём ковёр из мхов зелёных,                                                                                            Много ягод и грибов.    ( тайга)                                                                                   (Слайд 5)  Зелёное море тайги.                                                                                                                                                             Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. А ещё её называют «Таёжная кладовая».

5. Затруднение в ситуации.   Что такое кладовая? Объяснение значения слова Кладовая - 1. Помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья.  2 Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т.п.) у животных.Что  такое таёжная кладовая? Что она в себе хранит и зачем нужна нам сибирякам? Попробуем ответить не эти вопросы с помощью карточки-схемы. Дети проходят за столы, перед каждым из них лежит карточка и карандаш, и выполняют задание. Обведи в кружочек то, что хранит Таёжная кладовая и зачеркни, чего там не может быть.                                                                                                                                6. Задание  Карточка-схема  Слайд 6       

C:\Users\1\Desktop\i.jpg

C:\Users\1\Desktop\chernika.jpg

C:\Users\1\Desktop\depositphotos_27878151-Vector-green-pea-pod.jpg

C:\Users\1\Desktop\cone_1_mth.gif

C:\Users\1\Desktop\banana-8.jpg

C:\Users\1\Desktop\2539177646.jpg

C:\Users\1\Desktop\yagody-brusnika.jpg

C:\Users\1\Desktop\15131396_45744thumb350.jpg

C:\Users\1\Desktop\article_1195568082_48771.jpg

C:\Users\1\Desktop\1f16181114d6fb8c977349ccbbba99e7 - копия.jpg

C:\Users\1\Desktop\-banka-dlya-meda-kadushka-12-sm-90364-thumb-0.jpg

C:\Users\1\Desktop\sostav-shipovnika-300x217.jpg

                                                                                                                                     

После выполнения задания, предложить ответить на вопросы.                                                                                                                                                                    Что-то было, сложным? А что было самым простым? Почему? Где нам эти знания могут пригодиться?                                                                                                                                          7. Осмысление                                                                                                                                     Вы, когда нибудь, были в тайге? Кто хочет  побывать в тайге? И заглянуть в её кладовую? А давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу. (приём погружения).                                                                                                                                   Правила поведения в тайге Слайд 7: (познакомить)                                                                                - помогать друг другу,                                                                                                                                        - идти вместе,                                                                                                                                       - не шуметь,                                                                                                                                                      - не сорить,                                                                                                                                                 - быть внимательными и доброжелательными,                                                                                 - не навредить всему живому

  8. Динамическая пауза ( физминутка)                                                                                                                                                              Мы  к лесной полянке вышли,   шагают взявшись за руки

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,  

Через ветки и пенёчки.             прыжки на месте                                                                                                                                             А в лесу растёт черника,                                                                                                  Земляника, голубика,                                                                                                     Чтобы ягоду сорвать,                                                                                                             Надо глубже приседать.    приседают

Очень долго мы шагали,    хлопки в ладоши                                                                                                  Не споткнулись, не упали,                                                                                               И ни сколько не устали.

Перед нами родной край,     смотрят вдаль из под ладошек                                                                                         Всё в тайге оберегай!    

Ни крутись и  не зевай!    покачивают пальцем вперёд, назад                                                                                     Дружно вместе рассуждай!

Маршрут путешествия Слайд 8      вручить детям  маршрутный лист

C:\Users\1\Pictures\Мои сканированные изображения\2016-11 (ноя)\сканирование0002.jpg

Маршрут путешествия:                                                                                                                                                    1. Цветочная полянка «Собери цветы»                                                                                                 2.Лесная просека д.и. Детки с ветки»                                                                                                     3. Загадочный привал: «Узнай обитателей тайги»                                                                                4. Сюрпризная: «Таёжная кладовая»                                                                                                                      

Раздать детям мнемотаблицу.

9. Практическая часть.                                                                                                            Работа в малых группах. (по 2 ребёнка)                                                                                    А)Дидактическая игра «Собери картинку из частей». (цветы)                                                                                                                                                                                                                     (Дети собирают разрезные картинки с изображением таёжных цветов: багульник, жарки, иван-чай, подснежники.                                                                                   А что у вас получилось, мы увидим на экране.

(Слайд 9). Цветочная полянка                                                                                

Б) Дидактическая игра «Детки с ветки»  (Слайд 10)  Лесной привал                                                             После сортировки картинок дети вместе с воспитателем называют деревья: (береза, рябина, ель, кедр, осина), классифицируют деревья (лиственные, хвойные, вечнозелёные, деревья, кустарники и т.п.)  

Г). Загадки про обитателей тайги. (Слайд 11. Загадочная просека)

 Ребята, а на Загадочной просеке нас встретила сова -Мудрая голова отгадайте её загадки и назовите представителей животного мира тайги.

1.  Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись -
Хищник опасный. Зовут её  … Рысь (Слайд 11)

2. Хоть я не молоток -
    По дереву стучу:
   В нём каждый уголок
   Обследовать хочу.
   Хожу я в шапке красной.
   И акробат прекрасный.  Дятел (Слайд 11).

 3. Лесом катится клубок,
    У него колючий бок,
     Он охотится ночами
     За жуками и мышами. Ёжик (Слайд 11).

4. Косолапый и большой, 
   Спит в берлоге он зимой. 
   Любит шишки, любит мёд, 
   Ну-ка, кто же назовет? Медведь
(Слайд 11).

5.  Кто с высоких тёмных сосен 
    В ребятишек шишку бросил? 
    И в кусты через пенёк, 
    Промелькнул, как огонёк?  Белка
(Слайд 11).

6. Это что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной?

    И стоит среди травы -

    Уши больше головы   Заяц  (Слайд 11)

7.  Всех зверей она хитрей,
    Шубка рыжая на ней.
    Пышный хвост - ее краса.
    Этот зверь лесной - …. Лиса  (Слайд 11 )

10. Сюрпризный момент. ( Слайд 12) Таёжная кладовая                                                 Вот и подходит  к концу наше путешествие по сибирской тайге. Пора заглянуть в Таёжную кладовую и проверить ваши предположения о её дарах. ( карты-схемы) Проверить, а что выбрали дети?                                                                                          

11.  Итог занятия (Слайд 13)                                                                                                      Мы шагали, мы шагали и ничуть мы не устали

Все преграды на пути, смогли  запросто пройти.                                                      На полянке побывали, мы цветы не рвали, их запоминали.                               Улетели детки с ветки, помогли найтись мы деткам.                                            Все загадки отгадали, много интересного узнали.                                               Добрались до кладовой, необычной, а таёжной.                                                                         Сколько же мы с вами сегодня увидели интересного, необычного, неизвестного.                                                                                                               Ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда… Показать кедровую шишку.  Что это? Где она росла, на каком дереве? Что находится внутри  шишки?  Воспитатель показывает кедровую шишку. Как вы думаете, кто нам её принёс? Я предлагаю взять шишку и поместить её в наш уголок природы. Она будет напоминать нам о нашем путешествии.  Ребята, вы много узнали о сибирской тайге и её Таёжной кладовой. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.                                                              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес».         ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...