Главные вкладки

    Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
    учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

    Ефимова Александра Валентиновна

    Дидактическая игра

    ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

    Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория

    Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»

    Елабужского муниципального района Республики Татарстан

    Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения  и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.

    Анотация к дидактической игре

    ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

    Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

    Задачи:   Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

    Материалы:

    «Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.

     

    Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).

     

    Методические рекомендации к игре, в виде книжки.

      

    Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».

     

    Варианты  игры (усложнение по мере обучение детей):

    1.«Системный анализ объектов »

    Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".

    То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.

    Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).

    Пример:Система: кошка.(Желтая строка  системного оператора)

    Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

    Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

    Система: Прошлое: раньше кошка была  котенком.

    Настоящее: сейчас кошка взрослая.

    Будущее: кошка постареет.

    Система:собака.(Желтая строка  системного оператора)

    Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

    Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

    Система: Прошлое: раньше собака была  щенком.

    Настоящее: сейчас собака взрослая.

    Будущее:собака постареет.

    Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?

    Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).

     

    Со временем можно делать усложнения с проведением игр:

    2.«В круг выходят…»

    Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.

    «Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.

    Раз, два, три, в круг выходят те у  кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
    Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.

    3.«Чудесный светофор»

    У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.

    Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно  каждому участнику.

    Если показан красный  сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).

    Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).

    Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_mmo.docx17.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра

    ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

    Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория

    Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»

    Елабужского муниципального района Республики Татарстан

    Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения  и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.

    Анотация к дидактической игре

    ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

    Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

    Задачи:   Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

    Материалы:

    «Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.

    Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).

     

    Методические рекомендации к игре, в виде книжки.

       

    Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».

    Варианты  игры (усложнение по мере обучение детей):

    1.«Системный анализ объектов »

    Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".

    То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.

    Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).

    Пример:Система: кошка.(Желтая строка  системного оператора)

    Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

    Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

    Система: Прошлое: раньше кошка была  котенком.

    Настоящее: сейчас кошка взрослая.

    Будущее: кошка постареет.

    Система:собака.(Желтая строка  системного оператора)

    Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

    Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

    Система: Прошлое: раньше собака была  щенком.

    Настоящее: сейчас собака взрослая.

    Будущее:собака постареет.

    Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?

    Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).

    Со временем можно делать усложнения с проведением игр:

    2.«В круг выходят…»

    Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.

    «Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.

    Раз, два, три, в круг выходят те у  кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
    Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.

    3.«Чудесный светофор»

    У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.

    Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно  каждому участнику.

    Если показан красный  сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).

    Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).

    Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

    Данное пособие предназначено, в первую очередь, для оказания помощи русскоязычным педагогам-воспитателям в организации индивидуальной работы с детьми по изучению татарского языка. Пособие предлагается...

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

    Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

    Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Темы календарно-тематического планирования (для которы...

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»...

    Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"

    Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

    Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор. «Радужная коробочка».

    Участники: дети дошкольного возраста.Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость,...

    Презентация "Дорожные знаки" (метод " Системный оператор" технология ТРИЗ

    Использование приёма ТРИЗ " Системный оператор"позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. С помощью данной презентации можно рассмотреть с детьми историю возникновения дорожных ...