Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.
методическая разработка (младшая группа)

Лопатина Наталия Сергеевна

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и  активного творческого мышления у детей  Игры на развитие системного мышления расширяют информационное поле, прекрасно тренируют память, концентрируют внимание, развивают мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивают речь и воображение. Предлагаю вниманию педагогов разработку игр по развитию системного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_metodike_sistemnyy_operator.docx426.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию системного мышления

(метод «Системный оператор»).

Игра 1. «Кто кем будет»

Цель: формировать представление у детей о развитии живых существ.

Материал: картинки с изменением во времени живых существ из двух картинок:

зайчонок →заяц, яйцо→ цыпленок, цыпленок →курица.

Ход игры.

Педагог предлагает ребенку картинки и задает вопросы:-кем будет зайчонок, кто вылупиться из яйца, кем будет цыпленок. 

C:\Users\User\Documents\ТРИЗ\ТРИЗ системный оператор\img31.jpg

Игра 2.

 «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять у детей последовательность времен года, частей суток.

Материал:  по 3 картинки с изображением времен года, частей суток.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с временем года, а он подбирает две карточки, какое было время года до этого и какое будет после. Играть можно втроем. И каждый выкладывает свою карточку в нужном месте.

Игра 3. «Паровозик»

Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во

времени.

Демонстрационный материал:, паровозик в вагонами. картинки с постепенным изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Ход игры:

Педагог заранее готовит карточки или

картинки, которые раздаются играющим. Детям предлагается разложить карточки в нужной последовательности.

Игра 4. «Как строился дом?»

Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во

времени.

Материал: картинки с изображением постепенного увеличения постройки

Ход игры:

Ребенку предлагаются карточки с изображением постройки дома на разных этапах. Ребенок раскладывает их по мере возрастания постройки.

Игра 5. «Березка»

Цель: закреплять представления об изменении березы во времени

Материал: карточки для системного оператора из пяти окон.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пятиэкранный «телевизор». По центру выставляет картинку с березой. Дети подбирают картинки и вставляют их в соответствующие окошки с помощью воспитателя:

Система настоящего- береза, система будущего- части березы, надсистема- парк, система прошлого- маленький росток, система будущего- березовый сок.

Игра 6. «Снегирь»

Цель: развивать представления об изменении снегиря во времени.

Материал: карточки для пятиэкранного «телевизора»: снегирь, яйца, семья снегиря, парк, части тела снегиря.

Ход игры:

В центре пятиэкранного «телевизора» выставлена картинка с  изображением снегиря. Дети выставляют картинки надсистемы настоящего, системы прошлого и системы будущего, подсистемы настоящего.

Игра 7. «Сад-огород»

Цель: закреплять представления детей об изменении овощей во времени.

Материал: карточки с изображением овощей, их надсистемы, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.

Ход игры: на пятиэкранном фланелеграфе в центре размещаются овощи или фрукты. Дети подбирают карточки в остальные окошки.

Например:по центру в системе настоящего размещена карточка с изображением помидора. В надсистеме настоящего- огород, в системе прошлого- семечка, в системе будущего- стакан томатного сока, в подсистеме настоящего- части помидора (семечки, веточка, помидор)

Игра 8. «Снеговик»

Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.

Материал: карточки с изображением снеговика и его изменениями во времени для пятиэкранного «телевизора»

Ход игры.

В центре  пятиэкранного фланелеграфа, размещен снеговик.

Дети подбирают карточки для надсистемы настояшего, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.

C:\Users\User\Documents\ТРИЗ\ТРИЗ системный оператор\detsad-1667213-1544899837 (1).jpg

Игра 9. «Кошкин дом»

Цель: формировать представления о пожарной безопасности, причиной и последствиях пожара в стихотворении  С.Маршака «Кошкин дом»

Материал: книга со стихотворением С.Я.Маршака «Кошкин дом», карточки для системного оператора.

Ход игры.

В центре огонь. Для надсистемы карточка с изображением свечи, газовой плиты. Для системы прошлого- карточка с изображением искры, для системы прошлого- горящий дом, для подсистемы настоящего – дым, пламя.

C:\Users\User\Documents\ТРИЗ\ТРИЗ системный оператор\dgiv6smgl5w.jpg

Игра 10. «Репка»

Цель: закреплять содержание сказки, развивать навыки рассказывать ее с помощью системного оператора.

Материал: пятиэкранный фланелеграф, карточки с изображением сюжетов по сказке «Репка».

Ход игры.

В центре размещена репка среднего размера. Дети подбирают карточки по принципу метода «Системный оператор»:

надсистема настоящего: огород, где дед сажает репку, система прошлого- семечка, система будущего- все герои сказки вытаскивают большую репку, подсистема настоящего- части репки.

Игра 11. «Мой стульчик»

Цель: Развивать у детей элементарные знания о стуле, его функциональном назначении, основных элементах конструкции, возможном месторасположении, способствовать формированию у детей целостной картины мира.

Материал: картинки с изображением стула и  его подсистемы настоящего, системы будущего и системы прошлого, надсистемы настоящего.

Ход игры.

Педагог предлагает посмотреть детям на стулья, на которых они сидят. Затем дети с воспитателем выясняют для чего предназначен стул, из какого материала он сделан, какие части у него есть, где стул может находиться.

Педагог открывает пятиэкранный «телевизор» и предлагает разместить карточки по методу «Системного оператора», задавая вопросы:

- что вы видите в середине телевизора (стул),

- из каких частей состоит стул? (ножки, сиденье, спинка)

- где может находиться стул (в комнате)

- из чего сделан стул? (из дерева)

- что будет со стулом, когда мы подрастем? (его отнесут в кладовку)

Игра 12. «Медведь в берлоге»

Цель: способствовать формированию у детей целостной картины мира.

Материалы: карточки для игры по методу «Системного оператора»

Ход игры.

На пятиэкранном «телевизоре» в центре размещена картинка с изображением медведя в берлоге.

Дети размещают остальные картинки на экранах:

- что есть у медведя? (голова, туловище, лапы, хвост)

- где живет медведь? (в лесу)

- что было до того, как медведь лег в берлогу? (он ел малину)

- что будет, когда он проснется? (наступит весна )

-

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей

Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный  педагог должен обладать еще и...

Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....

Презентация "Дорожные знаки" (метод " Системный оператор" технология ТРИЗ

Использование приёма ТРИЗ " Системный оператор"позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. С помощью данной презентации можно рассмотреть с детьми историю возникновения дорожных ...

Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»)

Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»)...

Конспект занятия (НОД) с использованием метода «системный оператор» (технология ТРИЗ)

Конспект занятия (НОД) с использованием  метода «системный оператор» (технология ТРИЗ)Тема: «Автомобиль»Возрастная группа: старшаяМатериал: таблица экран системного операт...