Главные вкладки

    Развитие творческого мышления методами ТРИЗ
    консультация по развитию речи на тему

    Мухина Екатерина Николаевна

    формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz.docx32.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

     МБДОУ №33 «Светлячок»

    Мухина Е.Н.

    г. Воркута 2018

    Методы развития речи

    Речевые занятия должны быть интересны детям и построены таким образом, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т.п. Для этого он должен научиться ясно, представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встает проблема развития воображения. Система творческих заданий, как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать эти задачи – у ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

    Составление рифмованных текстов

    Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3 лет. Основная форма работы – игровые задания и упражнения.

    «Складные картинки»

    Воспитатель раскладывает изображения предметов названия которых рифмуется (мак – рак, олень – тюлень и т.д.), поднимает картинку, например с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображением рака, говорит рак и составляет рифмованную пару «мак – рак».

    Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество до 20 – 25 пар.

    «Придумай рифму»

    Воспитатель называет слово, дети придумывают к нему рифму. Например: бежали (лежали), улица (курица), пшеничный (яичный), широко (далеко).

    «Придумай рифмованные строчки»

    (рекомендуется с 4 лет)

    Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмующихся слов (лучше существительных, например рак –мак) и начать сочинять по схеме «Жил-был кто-то и был похож на что-то», например: «Жил-был рак и был похож на мак».

    Ребенок может менять слова местами («Жил-был мак, и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был веселый рак, и он часто смотрел на алый мак»).

    «Доскажи слово»

    Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны сказать дети.

    Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

    «Чистоговорки»

    Водящий задает определенное звукосочетание, играющие сочиняют двустишье.

    Са-са-са

    Пролетела в сад оса.

    Ща-ща-ща –

    Мы нашли в траве клеща.

    «Сочини дальше»

    Воспитатель придумывает одну строчку текста, дети сочиняют дальше, например: «В море плавает тюлень». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

    Возможны варианты рифмовок в виде путаницы: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

    Игровой мотив: соревнование команд.

    Усложнение: воспитатель раздает играющим предметные картинки. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

    Создание текстов сказочного содержания

    Главная отличительная особенность сказки – ее метафоричность.

    Тема сказки определяется одним или несколькими жизненными правилами.

    Для того чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, вводятся носители – персонажи, которые совершают действия.

    Отличительной особенностью носителей является фантастичность (наличие волшебных предметов, необычных свойств).

    Еще одной особенностью сказочного текста являются выразительные средства (повторы в действиях, словах, наличие заклинаний, стихов, прибауток и т.п.).

    К выразительным средствам можно отнести гиперболизацию какого-либо признака (если царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях).

    Начало и окончание сказки, как правило, выражены образными словосочетаниями.

    В работе с дошкольниками не совсем корректно говорить о том, что они учатся сочинять сказки. Дети ухватывают лишь внешние признаки сказки: необычность героев, их поступков, выразительные средства речи. Но суть сказки – тема с жизненными правилами и моралью – не может быть раскрыта ими в полной мере. Мы скорее учим детей создавать тексты сказочного содержания с помощью моделей.

    Модели:

    1. Метод каталога.
    2. «Волшебная дорожка».
    3. «Волшебный экран».
    4. Метод типового фантазирования (ТПФ).
    5. «Волшебный треугольник».

    Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам. Далее детям предлагается составить текст вдвоем. С 5 – 5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели.

    Воспринимать и понимать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

    Подготовительная работа

    • Обучение детей умению «записывать» схемами текста знакомых сказок. Делать это лучше на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Действия изображаются последовательно и связываются между собой стрелками. Схемы не должны иметь много деталей.
    • Использование педагогических приемов, позволяющих ребенку: усвоить различные варианты действий и взаимодействий персонажей; узнать, что действие сказки может происходить в любом месте и в любое время; усвоить выразительные средства сказочного текста; осуществить фантастические преобразования реальных объектов.

    Игровые упражнения

    • Взрослый называет персонаж, дети воспринимают последовательность его действий по линии развития сюжета. Обсуждаются причинно-следственные связи взаимодействия персонажей.
    • Подобрать антонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей.
    • Подобрать синонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей.
    • Взрослый называет действие, а ребенок – черту характера персонажа.
    • Воспитатель называет черту характера персонажа, а дети его возможные действия.
    • Взрослый перечисляет черты характера персонажа, дети угадывают, о ком идет речь.
    • Составить загадку о персонаже (о сказке).
    • Подобрать соответствующую тексту пословицу или поговорку.
    • Изображать персонажей и их действия с помощью схем.

    Восстановить последовательность действий персонажа на основе схематического изображения.

    Игры и творческие задания

    «Герои сказок»

    (рекомендуется с 4,5 лет)

    Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например:

    Назовите персонажей – девочек из разных сказок (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика – семицветика»).

    Перечисли действия героев

    (рекомендуется с 5 лет)

    Цель: учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей других сказок. Тренировать память.

    Воспитатель называет персонаж, например козу из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела).

    Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполнили такие же действия (или часть из них). При затруднении воспитатель зачитывает отрывки текстов, а дети выявляют действия.

    «В гости к волшебникам»

    (рекомендуется с 5 лет)

    Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

    Воспитатель предлагает поиграть, использую уже известные им приемы: круги Луллия и ТПФ. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

    Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Взрослый подводит дошкольников к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

    «Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука»

    (рекомендуется с 3,5 лет на знакомом сказочном материале)

    Цель: учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

    Воспитатель предлагает «посетить какую-либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно показывает картинки с изображением анализаторов.

    С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает крышку котла, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети «видят» то, что не описано в сказке), Волшебники Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

    «Волшебные слова»

    (рекомендуется с 4 лет)

    Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

    Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сим-сим, открой дверь; Сивка-бурка, вещая каурка и т.д.), затем словосочетания, с которых начинаются сказки («В некотором царстве, в некотором государстве»; «В стародавние времена» и т.д.).

    «Добрым молодцам урок»

    (рекомендуется с 5 лет)

    Цель: учить выявлять в сказочных текстах мораль, жизненные правила.

    Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.

    Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью других нашла Кая, а деньги принцессы ей при этом не помогли).

    Модели составления сказок

    1. Метод каталога

    Описание

    Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связанного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий и т.д.).

    Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

    Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описании места действий.

    С детьми 3 – 3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки – объекты для составления двух – трех предложений связного текста с помощью вопросов (см. ниже методические рекомендации).

    Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

    Алгоритм составления сказки

    • Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.
    • Задает детям вопросы (см. методические рекомендации).

    Пример. Задав первый вопрос «Жил-был (кто?)», воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим, он выбрал слово «пенек». Воспитатель говорит:

    «Жил-был…пенек! Значит, история будет про пенек, который попал в беду».

    Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо передать или попросить ребенка показать другое на этой же страничке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из которого выбрал ребенок.

    • Дети с помощью воспитателя «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.
    • Придумывают название получившейся сказки.
    • Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
    • Организуется продуктивная деятельность.

    Методические рекомендации

    • Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

    - проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

    - эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т.д.);

    - если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

    • В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
    • Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.
    • Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить.

    Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет

    1. Жил-был (кто?)
    2. С кем он дружил?
    3. Пришел злой (кто?)
    4. Кто помог друзьям спастись?

    Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет.

    1. Жил-был (кто?)
    2. Какой он был? (Что умел делать?)
    3. Пошел гулять (путешествовать) (куда?); искать (что? Кого?)
    4. Встретил злого (кого?) Что этот отрицательный герой делал (или умел делать?)
    5. У нашего героя был друг. Кто? Какой он был?
    6. Как он мог помочь главному герою?
    7. Что стало со злым?
    8. Где наши друзья стали жить?
    9. Что они стали делать?

    Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма создания сказок, описание которого можно найти в книге В.Я. Проппа «Морфология сказок».

    Ожидаемые результаты

    Самостоятельное придумывание сказок с помощью наугад выбранных слов. Освоение последовательности вопросов, на основе которых можно создать сказочный текст.

    1. «Волшебная дорожка»

    (составление сказок динамического типа)

    Описание

    При построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа.

    В основе сюжета многих сказок – действия какого-либо героя: он путешествует (совершает действия) с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. В конце сказки эти изменения фиксируются, и выводится правило, которое может быть сформулировано достаточно обобщенно: «Результат путешествия зависит от цели героя и выводов, которые он сделал после взаимодействия с другими объектами».

    Если герой не меняется и не делает выводов из результатов своих действий, то, как после взаимодействия с другими объектами».

    Это можно проиллюстрировать на примере сказки «Колобок». По сюжету главный герой – Колобок – выполняет однообразные действия (путешествует и поет хвастливо песенку). Встречаясь с другими персонажами, он не обращает внимания на угрожающую ему опасность и в результате погибает.

    Если же герой по сюжету сказки имеет цель, решает творческие задачи при взаимодействии с окружающим, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Примером может служить Герда из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Она, имея достойную цель, оказывает положительное влияние на окружающих. Испытания, через которые проходит девочка, позволяют ей реализовать свой нравственный положительный потенциал. И в заключение получить вознаграждение за труды.

    Алгоритм составления сказки

    • Выбор главного героя.
    • Определение его характера, мотивов и цели поступков.
    • Выбор объектов взаимодействия.
    • Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
    • Подведение итога – результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
    • Придумывание названия получившейся сказки.

    Методические рекомендации

    Обучение можно начинать с 3,5 лет.

    • На доске воспитатель рисует «волшебную дорожку» и обозначает на горизонтали три – четыре ячейки:

    Девочка Лена

    Магазин

    Лес

    Детский сад

    Дает характеристику персонажу (девочка Лена умеет красиво петь), определяет цель ее деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно обсуждаются действия персонажа (девочка попадала в магазин, в лес, в детский сад и всех, кого встречала, пыталась учить петь). Подводится итог: в магазине и в лесу Лене не удалось добиться своей цели: только в детском саду цель была достигнута. Выводится правило: если ты хочешь научить кого-то тому, что умеешь делать сам, нужно правильно выбирать место и время.

    1. По ходу обсуждения сюжета необходимо обращать внимание на то, что главный персонаж должен делать выводы, производить коррекцию поведения, набираться опыта. В результате этого он достигает цели, и происходит изменение в окружении.
    2. Количество взаимодействий не ограничивается. При выборе второстепенных персонажей (их количества) учитываются возрастные особенности детей.
    3. В работе с детьми 5 – 6 лет количество героев увеличивается и используется морфологическая таблица.

    Капризка

    Дразнилка

    Кот в сапогах

    Золушка

    Наф-Наф

    Капризка и Дразнилка – собирательные образы, цель которых – в демонстрации своих качеств.

    Стратегия сочинения:

    1. Вариант. Капризка и Дразнилка меняют свои отрицательные качества на положительные, взаимодействуя со сказочными героями. Капризничать и дразниться они стали реже.
    2. Вариант. Герои демонстрируют свои отрицательные качества, и от них все отворачиваются. Они остались в одиночестве и вынуждены капризничать и дразниться друг перед другом.
    • Необходимо побуждать детей записывать сочиненную сказку с помощью схем.

    В старшем дошкольном возрасте главными героями сказки могут быть любые чувства (любовь, ненависть, зависть, страх) и объекты, которые путешествуют в какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

    • Когда выбирается главный герой, обладающий отрицательными качествами или имеющий недостойные цели, в результате взаимодействий с другими героями он либо перевоспитывается, либо остается в одиночестве, либо сам себя наказывает.

    Ожидаемые результаты

    Усвоение модели составления сказки. Самостоятельное определение гроев и целей их деятельности. Умение рассуждать о результатах взаимодействия героев, выводить жизненные правила и придумывать название сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

    В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

    Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

    В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

    «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

    Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

    Развитие творческого мышления и воображения дошкольников методами ТРИЗ - РТВ

    Использование ТРИЗ - технологий в работе с дошкольниками....

    Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

        С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...