РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»
консультация по развитию речи на тему

Валентина Михайловна Кудряшова

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»

  1. Бином фантазия- это обобщение свойств  предметов:                                                               Резиновый мяч, что еще бывает резиновым, что с ним можно делать и др.
  2. Фантастическое сложение-упражнение с использованием  приставок мини -, макси -, микро -; частицы не.                                                                                              Бегемот – минибегемот. Где живет минибегемот? На что он похож?                                  Муха-максимуха. Что она может делать? На кого будет похожа?                                 Кукла- микрокукла (Дюймовочка).
  3. Фантастическое вычитание.                                                                                            Ложка исчезла, как будем кушать?                                                                                  Нет стульев, на чем будем сидеть? И т.д.
  4. Метод Робинзона Крузо-вычитание до обострения ситуации:                                              Нет картофеля, что будем есть? И  т.д.
  5. Метод числовой оси - это изменение размера, времени , скорости:                                 Ложка изменяется в размере, получается ковш. Для чего нужен?                                         Колобок – большой. Сможет ли лиса съесть его?                                                                Стрела Ивана- Царевича летит медленно.                                                                              Что может случиться с Царевной-лягушкой?
  6. Перемещение во времени - перенос события сказок в наше время и  наоборот. «Репка» - чем будут вытягивать репку в наше время?  
  7. Метод «Цепочки».                                                                                                                  Кот какой? (пушистый). Что еще бывает пушистым? (облако) Какое еще облако (белое). Что еще бывает белым? И т.д. 
  8. Стеклянный человек.                                                                                 Все предметы вокруг могут быть из одного материала:  в городе живут стеклянные человечки. Как они будут жить?    
  9. Лжезагадка.                                                                                                                 Стоит береза, на ней 3 веточки, на них еще по одной веточке. На каждой веточке  по 2 яблока. Сколько всего яблок на веточках?               (На березе яблоки не растут)
  10. Кто дальше прошагает?                                                                       Каждый делает шаг и называет предмет из определенной группы предметов, например, из мебели и др.
  11. Слова-антонимы.                                                                                             Высокий - низкий, добрый – злой и т.д.
  12. Добавление недостающих слов.                                                                   В стихах пропускается одно слово.                                                                  Дети добавляют слово в рифму:                                                                   «Верещунья - белобока,                                                                                 а зовут ее …(сорока)
  13. Нахождение противоречий в словах:                                                        Что может быть и холодным, и горячим (утюг, лед); и тупым и острым (нож, игла).                                                                                                      
  14. Метод «хорошо - плохо».                                                                                 Солнце-это хорошо? (греет, светит и т.д.)                                                          Солнце-это плохо? (сушит, испепеляет и т.д.)                                              
  15. Несуществующее животное.                                                                   Один ребенок рисует ноги, как у слона.                                                             Второй ребенок- туловище, как у лисы,                                                     Третий ребенок- хвост, как у лошади и т.д.                                                   Как назовем нарисованное животное?                                                           Где оно будет жить? И т.д.
  16. Метод «прятки» - каждый предмет играет в прятки.                                 Карандаш - что в себе прячет? (дерево, лес, уголь) и др.
  17. Изменения.                                                                                                   Пройти через низкие ворота (узкие, высокие). Дети должны представить и пройти.
  18. Внимательный фотограф.                                                                             Один ребенок фотограф, остальные рассаживаются. Фотограф запоминает,  кто где сидит. Затем фотограф закрывает глаза, а дети меняются местами. Фотограф должен заметить изменения и вернуть детей на свои места.
  19. Метод «МАТХЭМ»                                                                                            М - механические свойства ( скорость, объем, величина)                                 А - акустические свойства (громкий, тихий).                                                 Т - тепловые свойства.                                                                                        Х – химические свойства.                                                                                        Э – электрические свойства.                                                                                М – магнитные свойства.                                                                                Этот прием используется в работе с детьми:                                                    1. над сказками ( придумать конец сказки);                                                     2. придумывание истории;                                                                                3. сочинение стихов  и загадок детьми.                                                              Примеры: Что было бы, если бы…                                                                        М – Колобок покатился от лисы со скоростью ракеты? Стал бы больше лисы?                                                                                                               А – Если бы Колобок слишком громко пел?                                                 Т – Если бы Колобок был очень горячим?                                                  Х – Если бы вместо сахара бабушка в тесто положила двойную порцию соли (перца, горчицы и  др.)                                                                          Э – Если бы Колобок превратился в электрический огненный шар?                                                                                М – …                                                                                                               (Этот прием помогает воспитателю развивать у детей фантазию).
  20. Придумывание новых сказок.                                                                        а) Введение незнакомого героя в хорошо знакомую сказку  (появился инопланетянин)                                                                                             б)  Сказка-калька.                                                                                                 Перевод героев из одной сказки в другую. (Красная Шапочка пришла в сказку «Репка»)                                                                                                      в) Сказка - наизнанку.                                                                                       Все наоборот: Красная Шапочка – злая, волк – добрый.                               г) Винегрет сказок. Салат сказок.                                                                   Объединение героев из многих сказок в одну сказку.                                        д) Прием ошибки.                                                                                      Перевирание сказки: «Жила-была Желтая Шапочка. Как-то раз послал ее папа к тете и т.д.).                                                                                           е) Что было потом?                                                                                        Кому подарит Красная Шапочка свою шапочку, когда вырастет?
  21. Придумывание истории с живыми и неживыми объектами.                 Бином-фантазия                                                                                          Назвать 2 объекта: живой и неживой.                                                             Девочка и облако.                                                                                            Составить предложение с этими  словами:                                                              -  Девочка за облаком.                                                                                          -  Девочка  под облаком.                                                                                         -  Девочка на облаке и др.                                                                                    (после составления предложений дети придумывают истории).
  22. Сказка про себя                                                                                            (использовал Амонашвили)                                                                                 Придумать историю про себя, стоя на пьедестале.
  23. Сочинение стихов по вопросам:                                                                Вопросы:                                             Стихотворение:                                       Кто это был?                                  Жил-был шкаф,                                      Какой он был?                                Высокий, словно жираф.                     Что он делал?                                 В комнате важно стоял.                           Так какой же он был?                    И рот большой для одежды открывал .
  24. Придумывание загадок по схеме «Кто это?»                                                а)

Кто это?

Но не…

 Какой?

Пушистая

Ласковая

Серенькая

Цыпленок

Мама

Мышка

Где живет?

Дома

Собака

Чем питается ?

Любит молоко

Ежик

Загадка:

«Пушистая ,но цыпленок, ласковая ,но мама, серенькая, но мышка?»

Живет дома, но не собака.

Любит молоко ,но не ежик.

Кто это? (кошка)


Можно поставить слово «как»:  «Пушистая , как цыпленок,

                                                         ласковая, как мама,

                                                         серенькая, как мышка,

                                                         любит молоко, как ежик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию словесного творчества детей (старшая группа) Тема: «Сочиняем разные лимерики»

     Тема занятия: «Сочинение лимериков».Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.Задачи.Образовательные:-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;- Формироват...

Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"

Программа курса  по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволи...

Анкета для воспитателя Готовность воспитателя к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Анкета позволяет выявить уровень в мотивационном. содержательном и деятельностном компоненте при работе с детьми в области развития словесного творчества....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по обучению стрших дошкольников составвлению загадок с помощью тихнологии ТРИЗ....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по обучению дошкольников составлению загадок. с помощью технологии ТРИЗ....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работа по составлению загадок с помощью технологии ТРИЗ....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по составлению загадок с помощью технологии ТРИЗ....