Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Каурова Наталья Владимировна

Программа курса  по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволит слушателям расширить представления в области педагогических теорий и систем и создаст предпосылки для освоения педагогами конкретных методик , современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 322_kurs_povysheniya_no2_-_kopiya.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса повышения квалификации по теме

  «Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».

                                                                    Разработала Н.В.Каурова

Пояснительная записка

Программа предназначена для педагогов образовательных организаций. Содержание программы позволяет слушателям расширить представления в области педагогических теорий и систем и создать предпосылки для освоения педагогами конкретных методик, современных педагогических технологий.

В условиях вариативности дошкольного образования профессиональная деятельность педагогических кадров усложняется и обретает новое содержание, что побуждает совершенствовать систему подготовки специалистов дошкольного профиля, повышения их квалификации и методического сопровождения на рабочих местах.

От современного педагога  ожидается высокая степень социальной ориентированности в психологических аспектах взаимодействия с родителями воспитанников; знание основных направлений государственной образовательной политики в дошкольной сфере, в методических аспектах образовательной деятельности с детьми. Умение гибко решать новые задачи в контексте перспектив развития культурно-исторических предпосылок происходящих изменений; обладать способностью к самоопределению и самоутверждению в новых условиях; иметь высокую степень адаптивности в работе с детьми дошкольного возраста с различными особенностями здоровья.

Актуальность предлагаемого курса обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, необходимость построения деятельности образовательного учреждения в соответствии с приоритетами, обозначенными Федеральным законом «Об образовании»;

Во-вторых, управление образовательным учреждением происходит в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

В-третьих, перед дошкольными организациями стоят новые задачи, связанные с гибким реагированием на изменяющиеся запросы общества, семьи по предоставлению вариативных услуг детям дошкольного возраста.

Цель данной программы: расширение у слушателей представлений в области педагогических теорий и систем дошкольного образования и обеспечение научно-методической готовности педагогов к  взаимодействию с субъектами образовательной деятельности в вариативных моделях дошкольного образования.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Расширить и уточнить представления педагогов в области действующей нормативно-правовой базы и современных педагогических теорий и систем;
  2. Создать условия для освоения педагогами конкретных методик, современных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников;
  3. Способствовать овладению воспитателями  способов проектирования своей педагогической деятельности.

Программа курсов состоит из 4 блоков.

  1. Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

  1. Особенности взаимодействия взрослый- ребёнок – сверстник.

  1. Особенности развития литературного творчества у детей дошкольного возраста.

  1. Проектирование вариативных моделей взаимодействия Взрослый- ребёнок- родитель.

В результате прохождения курсов повышения квалификации у слушателей:

  1. Расширятся и уточнятся представления в области действующего ФГОС в сфере взаимодействия взрослых и детей как субъектов образовательного процесса.
  2. Появится опыт проектирования собственной деятельности в процессе решения актуальных задач  по развитию у детей творческих способностей, воображения.
  3. Сформируются  внутренние потребности педагога в непрерывном самосовершенствовании и творческом использовании полученных знаний в профессиональной работе.
  4. Сформируются способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных наук при решении социальных и профессиональных задач.

Курсы носят практико-ориентированный характер.

Основными формами работы со слушателями являются лекции, предполагающие вовлечение слушателей к обсуждению излагаемых преподавателем тем курса, а также практические занятия, семинары, где слушатели могут представлять материалы из собственного опыта. Программа курса включает базовую часть и практические вариативные модули по взаимодействию с воспитанниками, как субъектами образовательных отношений, так и с родителями по активному включению их в образовательный процесс.


Вариативный модуль обучения ориентирован, в первую очередь, на инновационность и актуальность их содержания, нацелен на максимально полное удовлетворение профессиональных запросов специалистов образовательного учреждения.

Программа включает пояснительную записку, учебный и учебно-тематический план,  содержание основных разделов курса, отражающее вопросы содержательного, организационно-технологического и методического характера, список литературы, формы работы,  

Освоение образовательной программы завершается итоговой презентацией слушателей в форме зачета.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации по теме

«Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в вопросах развития и обучения детей дошкольного возраста в области развития словесного творчества,  в условиях ФГОС.

Категория слушателей: педагоги образовательных организаций

Срок обучения: 56 часов

Форма обучения: с отрывом от производства

Режим занятий: 2 часа в день 

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практ. занятие

Формы контроля

I

Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

2

2

II

Особенности взаимодействия взрослый-ребёнок-сверстник.

6

4

2

Презентация.

III

Особенности развития литературного творчества у детей.

18

10

8

Изготовление памятки для родителей

IV

Проектирование вариативных моделей

взаимодействия воспитатель – ребёнок - родитель.

(1 модуль на выбор)

20

10

10

Разработка сценариев в форме презентаций.

V

Разработка сценария мероприятий.

8

8

Творческий отчет.

Зачет

2

2

Всего

56

26

28

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации по теме

«Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в вопросах развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Категория слушателей: педагоги образовательных организаций

Срок обучения: 56 часов

Форма обучения: с отрывом от производства

Режим занятий: 2часа  в день 

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

Из них по видам уч. занятий

Форма контроля

лекц

практ

I. Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

1.1

Основные отличия ФГТ от ФГОС.

2

2

II.  Особенности взаимодействия взрослый-ребёнок – сверстник.

2.1

Культурная практика.

Зона ближайшего развития.

Взаимодействия воспитателя и ребёнка как субъекта образовательных отношений.

2

2

2.2

Индивидуализация и социализация.

Общение ребёнок-сверстник.

4

2

2

Презентация


Продолжение таблицы

III. Особенности развития литературного творчества у детей.

3.1

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4

2

2

3.2

Работа по ознакомлению с детской литературой в ДО.

Принципы формирования круга детского чтения. Учёт гендерных различий при формировании круга детского чтения.

4

2

2

Памятка для родителей.

3.2

Построение развивающей предметно-пространственной среды.

2

2

3.3

Формирование книжного уголка в группе. Значение и расположение  книжного уголка в группе.

Содержание книжного уголка. Периодичность смены книжного материала в уголке для чтения.

Примерные темы для формирования книжного уголка.

4

2

2

Смотр книжных  уголков

3.4

Влияние сказок на мир взрослых и детей. Методика рассказывания сказок детям разного дошкольного возраста.

Метод «Каталог».

2

1

1

3.5

Составление загадок и метафор по картине.

2

1

1

Презентация работ

IV.  Проектирование вариативных моделей дошкольного образования

(1 модуль на выбор)

4.1

 

Планирование и проведение кружковой работы по развитию словесного творчества детей.

4

2

2

Оформление конспекта


Продолжение таблицы

4.2.

Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-коммуникативному,  речевому, художественно-эстетическому)

8

4

4

Презентация

4.3

Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья особенности сотрудничества с  ДО в рамках развития словесного творчества дошкольников.

4

2

2

Фотоколлаж.

Сценарии.

4.4

Творческие задания для дошкольников при работе с художественной литературой. Возрастные особенности творческих заданий для детей. Виды творческих заданий. Нетрадиционные формы работы со сказкой.

4

1

3

Разработка заданий.

Y. Разработка сценариев мероприятий в ДО.

5.1

Конкурс «Книжка своими руками из подручных средств»

2

2

Выставка книжек. Награждение победителей.

5.2

Конкурс «В мире сказок и стихов» среди старших и подготовительных групп.

4

4

Награждение победителей.

5.3

Проведение интеллектуальной игры для подготовительных групп «Умники и умницы» по теме Край родной.

2

2

Фотоотчет  на сайте ДОО.

Зачет

2

2

Итого

56

26

28

2


Содержание основных разделов курса

Раздел I. Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

Тема 1.1. Государственная политика в развитии системы образования в РФ. (kекция – 2часа)

Государственный образовательный стандарт. Отличия ФГТ от ФГОС.

Нормативно-правовые основы государственной образовательной политики в области дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию образования.

Раздел II. Особенности взаимодействия взрослый – ребёнок – сверстник. (6 часов)

Тема 2.1. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста, основные факторы и условия успешного развития детей дошкольного возраста. Зона ближайшего развития. Культурная практика (лекция - 2 часа).

Факторы, влияющие на формирование и развития психики ребенка. Понятие ведущей деятельности как основы развития интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Развитие основных личностных механизмов и образований у детей дошкольного возраста: развитие эмоциональной  сферы и мотивационной сферы.

Целостность развития социализации-индивидуализации ребёнка (лекция-2 часа).

Практика. Изучение проблемы по  взаимодействию воспитателя и ребёнка,  как субъекта образовательных отношений, в  разных источниках. Отчётный продукт – презентация по теме (практика-2часа).

Вопросы и задания к практическому занятию:

  1. Особенности общения детей в разных возрастных группах.
  2. Определение характера взаимодействия педагога с детьми в процессе развития словесного творчества.
  3. Проявление индивидуальных интересов детей в условиях художественно-эстетической организации деятельности.
  4. Задание: (по группам) составление презентации по взаимодействию воспитателя и субъектов образовательного процесса. Взаимодействие  ребёнок – сверстник, особенности взаимодействия в условиях ФГОС. (на выбор) и анализ  культурной практики в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Раздел III.  Особенности развития словесного  творчества  детей. (18 часов)

Тема 3.1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. 

Цели и задачи

Тема 3.1. Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по развитию словесного  творчества дошкольников. (Семинар - 2 часа)

Вопросы и задания:

  1. В чем заключается структура образовательного процесса в ДОУ?
  2. Какова структура и изменения в календарном планировании? воспитательно-образовательного процесса ДО в условиях введения ФГОС?

Тема 3.2. Построение развивающей предметно-пространственной среды (Лекция - 2 часа)

Ключевые понятия «среда», «предметно-развивающая среда» и «социальная среда». Принципы построения предметной среды. Требования к  созданию предметной и социальной  среды в соответствии с Приказом МО РФ № 2151 от 20.07.2011 г.

Формирование книжного уголка. Примерные темы для формирования книжного уголка. (лекция- 2 часа)

Требование к презентационным материалам:        

  1. Название центра, цели и задачи его создания.
  2. Принципы организации в разных возрастных группах с учетом реализуемых программ.
  3. Перечень возможных игрушек и материалов, представленных в Центре.
  4. Разработка проблемных ситуаций для активизации детской активности в Центре.

5.        Формирование книжного уголка в группе.

Содержание книжного уголка.

Периодичность смены книжного материала в уголке для чтения.

Тема 3.3 Влияние сказок на мир взрослых и детей.

Цель: Выявление особенностей влияния сказки на современного человека.

Тема 3.4 Метод «Каталог» (лекция 1 час).

Тема 3.5  Составление загадок и метафор по картине.

Цель: Обучение составлению загадок и метафор по картине и использование в повседневной работе с детьми (лекция 1 час).

Раздел IV. Проектирование вариативных моделей дошкольного образования (1 модуль на выбор)

Тема 4.1. Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому) (лекция - 2часа).

Модели организации образовательного процесса в ДОУ: особенности построения учебной, комплексно-тематической и предметно-средовой модели. Специфика организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Схема развития детского вида деятельности. Алгоритм планирования и отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса.

Тема 4.1. Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому) (практическое занятие - 2 часов)

Задание к практическому занятию:

1.        Разработайте тематику детских исследований (проектной деятельности) с учетом региональных особенностей.

2.        Спроектируйте систему взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), обеспечивающую организацию исследовательской (проектной) деятельности.

Тема 4.2. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья и особенности сотрудничества с  дошкольным учреждением (лекция - 2 часа).

Основные нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» и другие) определяющие приоритетные задачи взаимодействие учреждения с семьей. Классификация форм работы педагога с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные формы общения. Описание структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка.

Тема 4.2. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья и особенности сотрудничества с  дошкольным учреждением по вопросам художественно эстетического развития детей. Развитие творческих способностей и воображения. (практическое занятие - 2 часа).

Задание к практическому занятию:

  1. Подготовьте план-конспект родительского собрания «Развитие творческих способностей детей. « Я и мой ребёнок». Укажите цель и форму проведения родительского собрания.

«В мире стихов и сказок». Цель: Познакомить с эффективными способами запоминания стихов. Развитие любознательности и творческих способностей.

2.        Каковы особенности проявления позиции педагога при общении с ребёнком. Попытайтесь сгруппировать типичные трудности и пути их разрешения в различных вариативных моделях дошкольного образования, возникающие в процессе общения педагога с воспитанниками.

V. Разработка сценариев мероприятий в ДО.

для детей дошкольного возраста.

        Требования к презентационным материалам:

  • название мероприятия.
  • возраст детей, на которых рассчитано мероприятие.
  • направленность, цель и задачи данного мероприятия.
  • отличительные особенности данного мероприятия  от уже существующих;

Итоговая форма аттестации слушателей курсов

(в форме зачета – 2 часа)

Разработка проекта программы по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. Проектируется слушателями самостоятельно на основе собственной практической деятельности, и материалов курса повышения квалификации. Состав группы от 4 до 6 человек. (По возрастам).

Требования к программе:

программа должна включать в себя обязательные содержательные блоки:

- актуальность программы;

- план мероприятий по программе;

- цели и задачи программы;

- психолого-педагогический портрет детей;

- обоснование содержания деятельности;

- предполагаемые результаты и способы отслеживания результатов;

- материально-техническое обеспечение программы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Конспект НОД по развитию словесного творчества детей (старшая группа) Тема: «Сочиняем разные лимерики»

     Тема занятия: «Сочинение лимериков».Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.Задачи.Образовательные:-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;- Формироват...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»...

Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")

Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...

Анкета для воспитателя Готовность воспитателя к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Анкета позволяет выявить уровень в мотивационном. содержательном и деятельностном компоненте при работе с детьми в области развития словесного творчества....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....