Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы
статья (средняя группа) на тему

Сергунина Виктория Ивановна

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergunina_v._i.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Каждый современный педагог озадачен вопросом повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности. Этот вопрос становится все более важным, так как в современном обществе от педагога требуется высокий профессиональный, творческий и исследовательский потенциал.  А также подразумевается, что современный педагог владеет практическими способами работы с информацией и компьютерными технологиями, которые позволяют обмениваться информацией с другими педагогами.

По проблеме речевого развития детей педагогу необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Данная проблема будет всегда актуальна, так как овладение родным языком является одним из самых важных и сложных приобретений ребенка в дошкольный период. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте – это коммуникативная функция, или функция общения.

Первичной естественной формой языкового общения, которая состоит из высказываний, является диалогическая речь. Д. Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка», отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого. Исследователь отмечал, что в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения.

Основной формой речевого общения является диалог или диалогическая речь, которая обеспечивает содержательность форм общения, осмысление своего опыта. Проблема формирования коммуникативно-речевой активности дошкольника приобретает все большее значение в современной жизни. Тема изучения игровых технологий в процессе обучения общению дошкольников действительно актуальна и интересна в наше время, так как общение в виде игры развивает речь, организует, появляется познавательный интерес, благодаря игровым технологиям, ребенок раскрывается, как творчески, так и умственно, физически. Изучение психолого-педагогической литературы доказывает, что игровая деятельность дошкольников – это необходимое условие их личностного развития, становления их речевой сферы. Игра доставляет детям радость, содействует их познавательному, речевому и психическому развитию. Игра воспитывает любовь к природе, доброжелательность друг к другу, бережное отношение ко всему живому, а также игра способствует успешной социализации ребенка в окружающем мире.

В условиях детского сада необходимо создание системы педагогических условий, обеспечивающих формирование диалогической речи детей, поскольку задача формирования диалогического общения выступает в качестве приоритетной, определяющей постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения речи. Важное место в этой системе играют сюжетные игры-импровизации по мотивам сказок, а также задания на тему «рассказать что-либо из личного опыта; сочинить рассказ на основе набора игрушек». Общение в этих упражнениях происходит в диалогической форме, предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, формирует развитие таких форм речи, как инициативные и ответные высказывания, сообщение - выражение отношения к сообщению; побуждение - реакцию на побуждение; при этом происходит развитие словарного запаса, навыков словообразования и словоизменения, совершенствование лексико-грамматического строя речи в целом, развитие инициативности общения, освоение этических норм речевого общения.

Таким образом, педагоги стремятся, чтобы к концу дошкольного возраста речь стала универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник должен научиться общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Чтобы достичь этого результата, педагоги используют разнообразные методы, приёмы, формы работы, стимулирующую деятельность детей, в ДОУ организуются платные дополнительные услуги по развитию речи с целью профилактики нарушений.

Бесспорно, чтобы повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, важна и необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

В своем исследовании мы планируем теоретически обосновать и разработать технологию методического сопровождения педагогов в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет.

Ведущей формой образовательной работы в детском саду является образовательная ситуация, так как в образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательного и речевого характера.

По определению Т.И. Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.

Речь становится предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Меняется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общений, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интересы. У детей формируются потребности в уважениях со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала.

Главные достижения возраста связаны с формированием игровой деятельности; появлениями ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; улучшением восприятия; формированием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Содержания образовательных ситуаций должны меняться в зависимости от возраста.

В соответствиях с ФГОС обучение детей дошкольного возраста реализуется в процессах организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе разные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется лишь по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве главной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом в целях решений установленных задач развития, воспитания и обучения в разных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Спецификой образовательной ситуации являются появления образовательного результата (продукта) в ходе специально организованных взаимодействий воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентации на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательных ситуациях происходят освоения содержаний обучения и методов учебной деятельности.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Таким образом, мы предполагаем, что методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет будет заключаться в разработке следующих условий:

  • мониторинг профессиональных трудностей и проблем в организации образовательных ситуаций по развитию речи детей средней группы ДОУ;
  • проектирование методических рекомендаций для педагога в рамках заявленной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Развитие диалогической речи детей с ОНР на основе театрализованной деятельности»

В пособии представлены:   Этапы  развития диалогических умений.  Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.  Практический материал....

Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма

Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Развитие диалогической речи детей с использованием игровых ситуаций

Как научить  ребенка общаться?  Как  научить  малыша попросить    о  помощи или предложить дружбу? На эти и  многие другие вопросы  помогут  ответить ...

Речевые ситуации по развитию диалогической речи

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Целенаправленное развитие диалоги...

Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передават...