Моя семья - моя радость Исследовательский проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ренье Ирина Геннадьевна

Моя семья - моя радость

 

Исследовательский проект

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тополёк» комбинированного вида

Секция: дошкольное образование

Моя семья - моя радость

Исследовательский проект

Руководители: воспитатель Ренье Ирина Геннадьевна

воспитатель Шалагина Наталья Владимировна

р.п. Маслянино

2015г.

Оглавление:

  1. Введение                                                                         2
  2. Основная часть                                                               3
  1. Аналитический этап                                             4  
  2.  информационно-накопительный этап                4
  3.   Организационно-практический этап                 8                                                    
  1. Заключение                                                                    10
  2. Список литературы                                                        11
  3. Приложение:

№1  Перспективный план проекта

          «Моя семья – моя радость»                                   12

№2 Конспект занятия «Я и моя семья»                         19                

№3 Рассказы детей на тему «Я и моя семья»                25

№4 Сценарий праздника «День матери»                       26

№5 Фотографии                                                             31                                           


 

  1. Введение.

 Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивали следы тех, от кого они произошли. Эти знания им помогают оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта. Содержание нравственно-патриотического воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья», но объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, кусающего прошлого семьи ребёнка. В связи, с чем мало кто из детей  знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; разобщенность между семьей и детским садом – вот проблемы, на решение которых направлен проект «Моя семья».

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта. Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта.

  1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценности семьи для каждого человека и учить проявлять заботу о родных людях.
  2. Формировать у детей представление о семье, о нравственных отношениях к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  3. Способствовать сплочению и единению представителей разного поколения.
  4. Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду.

Предполагаемый результат: владеть понятием «семья»; знать информацию о своей семье, профессии родителей; иметь представления о родственных отношениях; знать свои права и обязанности; уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

  1. Основная часть.

Проект долгосрочный октябрь 2014г. – апрель 2015г.

Участники проекта: воспитатели, специалисты,  воспитанники старшей группы, родители

Тип проекта: познавательно-исследовательский

В проекте предоставлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

1. На  аналитическом этапе провели несколько встреч с родителями и их анкетирование,  беседы с детьми. В результате выявили, что многие родители не придают большого значения патриотическому воспитанию, а у детей недостаточные знания о своей семье, затрудняются ответить, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.  

2. Второй этап (информационно-накопительный) нацелил нас на сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей.  

Изучение интересов детей помогло нам увидеть, услышать, почувствовать, что интересно им, куда они хотят «отправиться».

Встречи с родителями, анкетирование выявили наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим, которые стали для нас опорой в реализации проекта. Проведенная работа позволила  включить родителей в воспитательный процесс в разных направлениях: прямое участие в воспитательном процессе («Встреча с интересными людьми»); участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в образовательной деятельности (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.); участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).

Данный проект реализуется в соответствии с принципами интеграции образовательных областей и содержанием дошкольного образования в различных видах детской деятельности; познавательно-поисковой, продуктивной, исследовательской, игровой на основе деятельного подхода, что отвечает федеральным государственным образовательным требованиям дошкольного образования.

Реализация проект проходит по перспективному планированию через различные виды деятельности во всех образовательных областях.

3.Организационно-практический этап.

Реализация на данном этапе проекта предполагает организованную образовательную и разнообразную партнёрскую деятельность.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность детей и взрослых: составление семейных фотоальбомов, рассказов о семье, альбомов для рассматривания: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья»,  дидактические игры: лото «Моя семья», «Профессии», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм,

Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья! », «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе? », «Как хорошо играть всем вместе».

Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье». 

В ситуациях общения на темы: «Моя дружная семья», «Состав семьи» и другие, дети с удовольствием рассказывали о своей  семье, о том, как провели выходные дни и праздники. Тематические беседы - «Коли семья вместе, то и душа на месте», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой род, моя семья» и другие  помогли детям осознать свое «Я», сформировать чувства собственного достоинства, научили отождествлять себя с семьей.

В процессе совместной поисково-познавательной творческой деятельности дети и родители изучили свою родословную, в соответствии с особенностями своей семьи составили герб, придумали девиз.

 Целью этого направления было расширение представления детей об истории семьи, родословной. В результате чего мы решили следующие задачи: дети научились разбираться в родственных связях, у них появилась любовь и уважение к членам семьи. Воспитанники познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации,  умения анализировать и презентовать свои работы. Результатом стала презентация родословного древа на родительском собрании.  

Важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество детей. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, и с большим старанием готовят подарки для родителей.

Участие родителей в спортивных соревнованиях, досугов стало положительным примером для детей, привело к сплочению семей, к возникновению новых семейных традиций.

Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают их мама и папа, чем занимаются.

Именно поэтому, в работе над проектом мы уделяем большое внимание знакомству детей с миром профессий, чем способствуем формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желания научиться трудиться как взрослый. Фотовыставка «Все работы хороши», видео презентации «Кем работают мои родители» работали в группе долгое время. Дети с удовольствием рассказывали по фотографиям о своих родителях, неоднократно смотрели и комментировали видеозаписи.  Таким образом, в содружестве с семьёй, мы успешно решали задачи трудового воспитания ребёнка.

4.Завершающий этап:

Праздник «Семейного пирога»

Презентация проекта «Моя семья — моя радость» на родительском собрании.

  1. Заключение.

В результате работы над проектом дети получили необходимую информацию о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции. Дети имеют представление о родственных отношениях, что семья – это самое главное в жизни каждого человека, научились проявлять уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям. Им стало нравится заботится о своих близких.

В ходе совместного проекта у родителей повысилась компетентность в вопросах семейного воспитания, повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей благодаря новым формам взаимодействия педагогов с родителями, а именно обмену опытом  воспитания через семейные традиции. Совместное участие в проектной деятельности помогло родителям  лучше узнать своих детей и активизировало творческое общение родителей, педагогов и  детей, сплотило наш взросло-детский коллектив.

У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

Результатом проекта считаем удовлетворенность от общения, проделанной  работы, совместных дел.

  1. Список литературы:
  1. Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»,  Москва, Мозаика-Синтез, 2010г.
  2. Примерная основная образовательная программа «Солнечные лучики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» комбинированного вида.
  3. А.Я.Ветохина, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  Методическое пособие для педагогов, Москва, «Детство-пресс», 2010г.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»,  2005г., №3 «Родовое дерево».
  5. В.С.Мартышин,  «Твоя родословная», учебное пособие,  Москва, «Школьная пресса», 2000г.
  6. Е.К.Ривина, «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», пособие для педагогов и родителей, Москва, «Мозаика-Синтез», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Конспект занятия в подготовительной группе «Здоровые дети в здоровой семье» в рамках проекта по здоровьесбережению. ,

Конспект занятия в подготовительной группе «Здоровые дети в здоровой семье»в рамках проекта по здоровьесбережению. ...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Семья. День рождения. Проект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с использованием ЭОР

В проекте мимио игры "Семья. День рождения" представлены различные задания и  игры по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на уровне самостоятельных форм речи (Вопросно-ответ...

Конспект родительского собрания «Педагоги, мама, я – дружная семья» по итогам проекта «Мама – главное слово на свете»

Материал можно использовать педагогам в работе с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержит викторину, видеопрезентацию, результаты анкет, памятку для родител...

Конспект тематического часа «Что такое семья?» в рамках проекта муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Моя семья» для детей средней и старшей группы.

Конспект тематического часа «Что такое семья?» разработан с  целью формирования социальных представлений о семье, родословной, семейных традициях у воспитанников средней и старшей групп. ...