Детское экспериментирование в системе экологической работы с дошкольниками.
учебно-методический материал по окружающему миру

Калягина Елена Сергеевна

В настоящее время одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является – метод экспериментирования.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование».
Детское экспериментирование имеет значительный развивающий потенциал.       Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В самом процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, высказывание предположений, реализацию гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть  детское экспериментирование является отличным средством интеллектуального развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование в системе экологической работы с дошкольниками.

        В настоящее время одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является – метод экспериментирования.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование».
Детское экспериментирование имеет значительный развивающий потенциал.         Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В самом процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, высказывание предположений, реализацию гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть  детское экспериментирование является отличным средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональность ребёнка; на развитие его творческих способностей, на укрепление здоровья -  повышается уровень двигательной активности.
        Экспериментирование является наиболее успешным методом ознакомления детей с окружающей живой и неживой природой. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Применение экспериментирования оказывает влияние на:

  1. повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков дошкольников (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  2. речевое развитие (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  3. личностные характеристики (самостоятельность, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  4. знания дошкольников о неживой природе.

        В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

        Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

        Задачи экологического воспитания в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, которая поспособствует созданию необходимого эффекта - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

        Условиями реализации цели дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

  1. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
  2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
  3. Использование окружающей природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
  4. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
  5. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
  6. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

        Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического отношения детей к окружающему миру, самим себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

 Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше ...

Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство в ДОУ»

   «Надо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Надо оставлять всегда что-то ...

«Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство»

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакоми...

Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"

В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования.  У детей до...


 

Комментарии

Плиско Ксения Михайловна

Елена Сергеевна, очень полезная информация.