Примерное перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Нигаматова Ильмира Исмаиловна

Примерное перспективное планирование поможет по возрастам запланировать позновательно -исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_poznavat-issledov_deyatel.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности.

Младшая группа

Живая природа

п\п

Объект

Название

опыта

Цель

Материал и оборудование

Ход

1.

Вода

Узнаем, какая вода.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется,

в ней растворяются некоторые вещества.

Три емкости:

пустая,

с чистой водой,

окрашенная вода с добавлением ароматизатора;

 пустые стаканчики, ложечки,

сахар.

Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость, в другой вода. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

 Вывод: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить детей с со свойством воды.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

Педагог показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

Вывод:  вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

3.

Снег

Снеговик

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость

Педагог вносит в группу вылепленных снеговика, оставляют его на видном месте группе. Через некоторое время обращает внимание детей, что произошло с ним.

Вывод: .в тепле  снег превратился в воду.

4.

Воздух

Что в пакете?

Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог  обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий, без запаха

5.

Воздух

Игры по обнаружению воздуха.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего, нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Педагог  предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а, затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Педагог рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли  (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

6

Песок

Мы – волшебники.

Продемонстрировать свойства песка сыпучесть; изменение  свойства песка при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком емкость с водой, палочки, сито.

Емкость с песком

Педагог предлагает, потрогать песок, показывает, как он сыпется струйкой , наполнить формочки песком и сделать куличики    

Вывод: песок сухой, тёплый, сыпется струйкой, сделать куличики из сухого песка нельзя. Педагог поливает песок водой, предлагает детям потрогать песок, сделать куличики.

Вывод: песок мокрый темный, холодный, из него можно лепить куличики.

                                                                                                    Физические явления

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

Педагог знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Педагог   рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем педагог предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.

2.

Звук

Угадай, чей голосок?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки,  металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Педагог выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает  на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

3.

Теплота

Горячо – холодно.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной    температуры, ванночка, кукла

Дети рассматривают ёмкости с водой. (потрогать не воду, а емкость) Какой может быть вода (горячей, холодной, теплой). Педагог предлагает выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей-можно обжечься, надо выбрать теплую) Дети умывают куклу.                                                                             Вывод: вода разной температуры и  по разному нагревает емкость.

Человек

1.

Органы чувств

Наши помощники.

Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Коробочки с дырочками, (чтобы уловить запах лимона), коробочка с бубном, мешочек с яблоком, мешочек с сахаром, чайник с водой.

Педагог предлагает детям узнать предметы лимон бубен, яблоко и др) с помощью разных органов чувств. Дети определяют: запах  лимона- спрятан в коробочке, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; чайник с водой они увидели глазами. Воду педагог разливает по стаканчикам, дети пробуют на вкус языком. Дети пробуют  сахар. Вывод: глаза- смотреть; уши- слышать; нос- определять запах; язык- вкус; пальцы- форму, структуру поверхности.

                                                                                                                                 Рукотворный мир

1.

Бумага

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Бумага, ножницы,  емкость с водой.

Педагог побуждает детей к выделению качественных характеристик материала: какая это бумага, как определить - гладкая или шершавая; толстая или тонкая? Педагог предлагает смять бумагу (мнется); разорвать его (рвется); потянуть его за края в разные стороны (нарушается целостность листа); разрезать лист ножницами(режется хорошо); положить в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги используя спички (горит).

Вывод: материал(бумага) непрочный, легкий, мнется; горит и т.д.

2.

Древесина

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой.

Педагог показывает деревянные предметы и спрашивает: что это и из чего они сделаны? Педагог предлагает детям ощупывать предметы, чтобы выявить свойства, опускает брусок (предмет) в воду; пробует переломить его; роняет на пол. Педагог вырезает из бруска фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины.

Вывод: Древесина- не тонет; прочный; не бьется; горит.

3.

Ткань

Ткань, ее качества и свойства.

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

Педагог предлагает рассмотреть одежды у кукол и предлагает подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что знают об этом материале. Каждый ребенок берет кусок ткани, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках; тянет за два края; разрезает кусок на две части ножницами; опускает ткань в емкость с водой. Педагог демонстрирует как горит ткань.

Вывод: ткань- мнется, тянется, режется, намокает и горит.

                                                                                              Средняя группа

                                                                                                                                 Живая природа

п\п

Объект

Название опыта

Цель

Материал и оборудование

                                        Ход

1.

Семена растений

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

Дети берут семена различные. Разламывают плоды, находят семена, рассматривают, сравнивают, описывают и находят сходства.(оболочка, ядрышко).

Вывод: в ядрышках есть запас питания для нового растения, "кожица" защищает его.

2.

Растения

Что любят растения?

Выявить необходимость света в жизни растений.

Два комплекта растения, картонная коробка.

Дети совместно с педагогом ухаживают за двумя растениями по-разному: первое- пропалывают, поливают, рыхлят, свет попадает; второе- ухода нет.

Вывод: растениям нужна- вода, свет, тепло и уход.

3.

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Дети ухаживают за луковицами: в одной банке- с водой; другой - без воды(сухой). Наблюдают несколько дней и выясняют, что без воды луковица погибла.

Вывод: растениям для роста нужна влага(вода).

4.

Растения

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

Один боб и одно семечко кабачка дети под руководством воспитателя аккуратно закапывают в землю, поливают (необходимо установить табличку). Другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.

На другой день дети под руководством воспитателя высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (нужно установить другую табличку).

Вывод. Заранее замоченные семена проросли быстрее.

5.

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это "зайчик", и выбирают ему шубку на лето и на зиму(рукавички).Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук. Педагог выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой.

Вывод: зимой шубки нужны теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые.

6.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

                                                                                                        Неживая природа

1.

Вода

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Дети рассматривают в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны; и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Выясняют, как еще можно окрасить воду(добавить краситель).Дети берут два стаканчика с водой: теплый и холодный. Выяснить, почему один теплый, другой- холодный? Понюхать, потрогать. Педагог спрашивает: в каком стаканчике краска быстрее растворится; как изменится окраска, запах воды.

Вывод: вода -без запаха, прозрачная, не имеет форму.

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда(холодный, гладкий, скользкий и т.д). выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма; как держится веревочка(она примерзла к льдинке). дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают. как получили его. Дети изготавливают льдинки: заливают формочки горячей и холодной водой, выносят на подносе на улицу, т.е. на холод.

Вывод: вода в состоянии льда- холодный, скользкий, твердый; принимает форму емкости.

3.

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

Педагог утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду. Демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее.

Педагог просит объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если  снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой  или холодной водой.

Вывод: у воды три состояния- жидкий. твердый и пар.

4.

Воздух

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Педагог предлагает детям обследовать два пакета-(с водой, воздухом),узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети ощупывают, открывают, нюхают, взвешивают ит.д. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

Вывод: сходства-  прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда; различия- вода льется, тяжелее, в ней растворяются некоторые вещества и застывают. Воздух- невидим,  невесом.

5.

Воздух

Поиск воздуха.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать  с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. (дуют трубочку, конец которого опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).

Вывод: пузыри в воде - это воздух.

6.

Песок, глина.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

Педагог предлагает детям наполнить стаканчики песком. глиной. Выясняют, что лучше всего сыпалось( песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, песок остается в виде горки с ровными краями. Таким же образом  высыпают глину: горка из глины неровная.  Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него  частички и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет).

Вывод: песок- сыпучий, частички одинаковые и маленькие; не прилипают друг к другу;

глина- липкая, частички мелкие и разные, тесно прижаты друг к другу.

7.

Песок, глина.

Где вода?

Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Педагог предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь. Дети одновременно наливают в стаканчики воды и выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной( вся вода ушла в песок, но стоит  на поверхности глины); почему? где больше луж после дождя?(на асфальте, на глине; на земле, а в песочнице луж нет!) почему дорожки посыпают песком?( для впитывания воды).

Вывод: у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду; песок- сыпучий и пропускает воду.

                                                                                                     

Физические явления

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

Педагог с помощью "волшебной" кисточки показывает изображения 4-х воздушных шариков(3- разных оттенков синего цвета:1- фиолетового). Просит их так же закрасить контурные изображения шариков.

Вывод: с помощью смешивания разных красок можно получить другие цвета.

2.

Магнит

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

  У педагога есть волшебная варежка (внутри прикреплён магнит, о чём не знают дети).Как они думают, в чём её волшебство? Выберите ребёнка, который будет магнитом. Попросите, чтобы он встал перед группой. Другие дети подходят к магниту по одному и сообщают магниту, из чего они сделаны. Если какой – либо ребёнок объявляет себя металлическим, магнит кладёт свои руки на плечи этого ребёнка, прижимает его к себе и говорит: «Я тебя притягиваю». Если ребёнок не является металлическим, магнит тоже кладет руки на плечи этого ребёнка, но за тем снимает их, говоря: «Я тебя не притягиваю». Позвольте каждому ребёнку самому решать, из чего он сделан.                                        

 Вывод: железо обладает особым свойством – притягивается магнитами.

3.

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.

                                                                                                                        Человек

1.

Орган обоняния.

Умный нос

Определить по запаху предметы

Цветы, продукты(рыба, котлета, лимон, укроп и т.д.)

Педагог предлагает разделиться детям на пары. А затем не глядя определять, какой цветок( фрукт. продукт и т.д.) подносит к нему его напарник.        Поменяться ролями и выяснить, кто был точнее.

Вывод: нос помогает различать запахи.

2.

Орган осязания.

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

Педагог предлагает детям не глядя пробовать продукты и назвать вкусы (сладкий, кислый, горький, соленый и т.д.)

Вывод: язык определяет вкус с помощью специфическими вкусовыми сосочками. которые расположены на нем большими группами.

                                                                                         

                                                                                         Рукотворный мир

 

1.

Стекло

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

Педагог вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане? Затем стакан ставят на теплое место, спустя времени определяют изменение температуры стекла. Педагог объясняет, что при сильном нагревании стекло плавится, при падении- бьется.

Вывод: стекло- хрупкое. прозрачное, плавится.

2.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности( на ощупь). Педагог предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она возвращается в исходную позицию.(эластичный).Под воздействием тепла и света- появляется липкость и хрупкость.

Вывод: резина- эластичная, хрупкая, липкая.

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Педагог показывает детям металлические предметы: гайки, скрепки. шурупы и т.д.. Вопрос: из чего они сделаны? Опускают гайки в воду- тонут; кладут на солнечное место- нагреваются; притягиваются магнитом. Педагог объясняет детям, что при сильном нагревании металл принимает окраску красного цвета, и из металла делают различные детали: нагревают и придают форму.

Вывод: металл- тяжелый, теплопроводимый, не имеет форму.

Старшая группа

Живая природа

                             

п\п

Объект

Название опыта

Цель

Материал и оборудование

                       

                    Ход

1.

Растение

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Вывод:. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

2.

Растение

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды. (завянет, листья высохнут,) А что будет, если одно растение поливать, а другое нет(без полива растение погибнет).

3.

Растение

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Педагог предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

4.

Растение

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

. Педагог выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Вывод: Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

5.

Растение

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

Педагог: почему зимой на веточках нет листьев? (деревья спят). Вместе предлагает занести ветки в помещение в тепло. (почки увеличиваются в размере).

Вывод: холодно- растения растут медленно, зимой спят; тепло- растут быстро.

6.

Растение

Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Вывод: Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

7.

Животные

Наверх.

Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Земляные черви, земля,  вода.

Дети наполняют один стакан камушками, другой- червями и засыпают их землей. Выясняют, если залить водой камушки( выделяются пузырьки, вода вытесняет из почвы воздух); Если залить водой землю с червями( черви выползают на поверхность, в большом количестве воды они жить не могут, не хватает воздуха для дыхания).

8.

Животные

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.

Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет.(пузырьки в аквариуме, следят за движениями жабр).Выясняют, есть ли воздух в воде? палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузыри.

Вывод: дыхание рыб в воде возможно.

                                                                                            Неживая природа

1.

Вода

Помощница вода.

Использовать знания детей  о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками( вливать воду, пока она не польется через край). Педагог предлагает проделать эти действия.

Вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

2.

Вода

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Предлагают вариант: класть камешки в емкость до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев емкости.

Вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

3.

Вода

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Дети наливают равное количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия:1) между оконными рамами;2) в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения. куда исчезла вода?

Вывод: в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде.

4.

Вода

Дождик.

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Педагог предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки. трогают рукой. Откуда взялась вода? (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке).

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

5.

Воздух

Живая змейка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Педагог зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя(воздействует поток воздуха). педагог предлагает рассмотреть "змейку" ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение "змейки" над свечой(воздух над свечой теплее, над ней "змейка" вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).

Вывод: воздух заставляет вращаться "змейку".

6.

Воздух

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна? Погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух.

Вывод: воздух легче воды- попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

7.

Почва

Могут ли животные жить в почве? 

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Почва, дождевые черви,  металлическая  тарелка, стекло, емкость с водой.

Дети выясняют, что нужно животным для жизни(воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Погружают почву в воду(наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло(на нем появляются капельки воды); нагревают почву(по запаху выясняют наличие органических остатков).

Вывод: животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.

                                                         Физические явления

1.

Магнит

Притяги-ваются – не притяги-ваются

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Предполагают ,какие из них притянутся к магниту.

Вывод: не все металлы притягиваются магнитом: медь, золото, серебро, алюминий.

2.

Магнит

Необычная скрепка.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

Педагог предлагает детям поднести магнит к скрепке, она притянулась. Почему?(на нее действует магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металл. предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке) почему? (скрепка стала магнитной).

Вывод: скрепка намагнитилась.

3.

Электричество

Волшебный шарик.

Установить причину статического электричества.

Воздушные шары, ткань.

Дети обращают внимание на "прилипший" к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз, дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется( шар падает, отлипает от стены).Что с ним случилось? Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду- и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

4.

Электричество

Чудо – прическа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Педагог спрашивает, почему иногда волосы становятся непослушными?(торчат в разные стороны).Педагог предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Что происходит?

Вывод: волосы электризуются и поднимаются вверх.

5.

Звук

Где живет эхо?

Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Вопрос: что такое эхо? (явление, когда сказанное слово слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Где можно их услышать (в лесу. в пустой комнате).Дети выбирают емкости6 произносят слово в пустую емкость - эхо есть; заполняют емкость тканью. веточками- произносят слово6 нет, эхо исчезло!

Вывод: эхо живет в пустой комнате, звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.

                                                                                                               Человек

1.

Уши    человека

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.

Педагог дает команды: подойти, сесть, встать и т.д. Почему выполнили?(услышали команду). Что помогло услышать?(уши). Для чего уши нужны? Работа по картинкам, выбирают правильные картинки.

Вывод: уши нужны чтобы слышать, их нужно беречь и ухаживать.

2.

Глаза

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

Дети рассматривают свои глаза в зеркало. Из каких частей они состоят?( веко, ресницы, глазное яблоко). Детям предлагают выполнить след. действия: поднять брови, опустить; сделать веселые, грустные, сердитые, удивленные глаза; направить вверх, вниз, вправо. влево, прищурить. С помощью проблемных вопросов, ситуаций педагог подводит детей к пониманию значения глаз.

3.

Глаза

Большой – маленький.

Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Зеркало.

Дети рассматривают свои глаза в зеркале, и видят, что зрачки имеют одинаковый размер. дальше педагог предлагает посидеть при ярком свете(один глаз открыть, другой- закрыть). Определяют, тот. который был закрыт- больше по размеру, расширен. Через некоторое время зрачки опять стали одинаковыми.

Вывод: в темноте, при неярком свете расширяется зрачок.

                                                                    Рукотворный мир

1.

Бумага

Мир бумаги

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, горит, режется. Чем же они отличаются? Дети берут 4 вида бумаги: смять- разорвать- разрезать- опустить в емкость с водой. Выявляют: какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой- медленнее.

2.

Ткань

Мир ткани

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

Дети рассматривают вещи, сшитые из разных тканей и уточняют, что они: мнутся, рвутся, режутся, намокают, горят. Проводят сравнительный анализ видов ткани: смять- разрезать- опустить в емкость с водой и определить скорость намокания. Сделать вывод о сходстве и различия свойств.

Подготовительная группа

Живая природа

п\п

Объект

Название опыта

Цель

Материал и оборудование

                                          Ход

1.

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Педагог предлагает проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети выполняют след. действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую- губки; проверяют через 5-10минут наличие воды в емкостях.

2.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с  растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Педагог говорит, что в пустыне  растения тоже могут жить. дети выбирают растения, которые по их мнению, должны мало испарять воды. иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений.

Вывод: листья некоторых растений испаряют мало влаги.

3.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Дети выбирают теплое и холодное место, в которые ставят молоко в закрытых емкостях. Наблюдают в течение 2-3дней;

Вывод: в тепле продукты быстро портятся, и холод не дает организмам размножаться. и продукты не портятся.

4.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Дети знают, что хлеб может испортиться- на нем начинают расти мельчайшие организмы(плесень). Дети помещают хлеб в разные условия: в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. наблюдают неск. дней, рассматривают результаты через лупу.

Вывод: во влажных теплых условиях появляется плесень. лучше хранить в холодном, сухом месте.

                                                                                                                                       Неживая природа

1.

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства (текучесть, способность принимать форму сосуда)..Затем заливают соленый раствор и обычную воду в формочки. ставят на длительное время в холод. Вносят формочки и определяют, какие жидкости замерзли, а какие нет.

Вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.

2.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой.

Вывод: вода, замерзая в соломинке, увеличилась в объеме и сдвинула пробку.

3.

Вода

Фильтрова-ние воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

4.

Воздух

Парашют.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Дети изготавливают парашют из папиросной бумаги: вырезать круг; к краям привязать нитки, продев их через дырочки. К парашюту  привязывают "груз" и опускают их с высоты и делают вывод о силе удара с использованием "парашюта" и без него.

Вывод: при снижении с парашютом удар слабее(воздушное давление сдерживает падение).

                                                                                                                    Физические явления

1.

Свет

Разноцветные огоньки.

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги.

Опыт проводится в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, а нижней- в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Вывод: вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. Призма- преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на  разные цвета- спектр. Призма может разделить  солнечный свет на семь цветов.

2.

Электричество

Как увидеть молнию?

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон).

Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром( или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор(для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. выясняют, что произошло с тканью при натирании?

Вывод: при натирании она наэлектризовалась, появился треск- проявление электричества.

3.

Звук

Спичечный телефон.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

 Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой — «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается)

4.

Теплота

Как не обжечься.

Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному.

Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.

Дети в емкость с горячей водой на1\3 ее высоты помещают металлическую ложку(лучше алюминиевую); через 2-3минуты им предлагают вынуть ложку из воды. Выясняют, что верхняя часть ложки горячая.

Вывод: ложки металлические и алюмин. быстрее и сильнее нагреваются.

Человек

1.

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

зачем нам два глаза и два уха.

- Вы, когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам два глаза и два уха?
- Давайте закроем одно ухо рукой. ( педагог шепчет любое слово). Вам что-нибудь было слышно?
- Теперь откроем ухо, я прошепчу это слово ещё раз.
- Когда было лучше слышно, одним ухом или двумя?
- Теперь,  вы  ребята,   закройте  один  глаз  рукой. Возьмите карандаш и медленно поводите перед лицом ребёнка влево и вправо.
- Дети откройте глаза, повторите упражнение.
- Ребята, когда было лучше видно движение карандаша? (ответы)                                                  
вместо глаз могут работать уши и руки                           . - А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? Дети  завязывают себе глаза шарфиками. Вы должны нащупать предмет, а затем определить, что лежитперед собой (педагог вносит таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол - так, чтобы раздался стук). Ориентируясь на звук, дети, передвигаясь к тазу, находят предметы и определяют их на ощупь.
 вместо глаз могут работать уши. (Педагог: мнёт бумагу, переливает воду, звонит в колокольчик и т.д.)                                                                                        нос может быть заменён ртом .Зажмите нос рукой и дышите.

Вывод: в определенных условиях органы могут заменять друг друга.

2.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

                                                                                                                    Рукотворный мир

1.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Дети рассматривают ткани и отмечают яркие их различия(цвет, структуру поверхности).Описывают свойства ткани: смять ткань - разрезать пополам - попытаться разорвать на две части - опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги.

Вывод: разные виды ткани разного качества.

2.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести,  изделие из серебра, ножницы.

Дети рассматривают материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают общие свойства металлов(металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Вопрос: чем отличаются представленные металлы? Они оценивают степень проявления металлического блеска - степень теплопроводности - определяют твердость металлов - ковкость(приобретать форму под воздействием высокой температуры и без нее) .

Вывод: что из какого металла можно сделать.

3.

Ткань

Мир пластмасс

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс(полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства; понимать, что от качества пластмасс зависят способы их  использования.

Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички.

Дети рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Определяют свойства: плотность, горение, непрозрачность, твердость.

Вывод: уточняют, что от свойств материала зависит его использование. (проводить опыт осторожно).

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. –                                         М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

Примерное перспективное планирование

познавательно  - исследовательской

деятельности в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе.

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группеСентябрьТема: «Человек. Звук и слух»Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»Цель: закреплять пр...

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в средней группе

Перспективное планирование  познавательно – исследовательской  деятельности детей  в средней группе...

Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа

Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группеПерспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе...