Главные вкладки

    Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа
    опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt1.docx33.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментальная деятельность в ДОУ

    Актуальность

        Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

       Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

      В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

       Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

       Экспериментальная деятельность   дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.  Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование  – ведущий метод, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

       Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

       Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. 

    Цели:

    • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
    • Развитие словаря.
    • Ознакомление  детей с явлениями и объектами окружающего мира;
    • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

    Задачи: 

    • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
    •  Сочетать показ предмета  с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
    •  Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
    •  Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
    • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

    Образовательные задачи:

    • Познакомить детей со свойствами  предмета исследования;
    • Формировать умение делать открытия и выводы;
    • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

    Развивающие задачи:

    • Развивать экспериментальную деятельность;
    • Развивать речь детей;
    • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
    • Развивать внимание, мышление, память

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
    • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
    • Воспитывать аккуратность в работе.

    Методы:

    1.Проблемно-поисковый метод: активные  действия ребенка по обследованию объектов.

    2.Наблюдения за объектом

    3.Просмотр иллюстраций

    4.Беседа с элементами дискуссии

    5.Познавательный рассказ воспитателя

    6.Чтение художественной литературы.

    7.Проведение опыта, эксперимента.

    Предметная среда:

     1.Лупы, зеркала,  весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло,                щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса

     2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки,  воронки, сита, лопатки, формочки

    3.Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.

    4.Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.

    5.Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

    Формирование представлений у детей:

    • О предметном мире.
    •  О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д. 
    • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
    • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д.

    Перспективное планирование

    Познавательно – исследовательской деятельности

    вторая младшая группа

    Сентябрь

    Тема: «Свойства песка»
    Задачи:
     Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

    Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

    Октябрь

    Тема:  «Игры с веерами и султанчиками»
    Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение  воздуха - это ветер.

    Материал: Султанчики, вертушки

    Ноябрь

    Тема: «Звуки»

    Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

    Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка  ит.д.

    Декабрь

    Тема: «Ткань»

    Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость. Свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

    Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

    Январь

    Тема: «Древесина»

    Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

    Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

    Февраль

    Тема: «Бумага»

    Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

    Материал: Предметы из бумаги.

    Март

    Тема: «Посадка лука»

    Задачи: Формировать представления детей  о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.

    Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

    Апрель

    Тема: «Веточка»

    Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду.

    Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

    Май

    Тема: «Из чего сделаны предметы»

    Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

    Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

    Июнь

    Тема: «Солнечный зайчик»

    Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

    Материал: Зеркальце.

    Июль

    Тема: «Узнай по вкусу»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

    Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит.д.

    Август

    Тема: «Запахи»

    Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

    Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

    Литература

     1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

    2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

    3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

    5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

    7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно - исследовательская деятельность (вторая младшая группа) «Познакомимся с лимоном»

    «Познакомимся с лимоном»Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.Задачи:Образовательные:- совершенствовать умения изучать окру...

    Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности в 1 младшей группе

    Цель: Создание условий для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.            Включать де...

    Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельность в старшей группе

    Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе...

    Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

    Перспективные планы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группах....