Перспективный план познавательно- исследовательской деятельности Вторая младшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Богданова Светлана Сергеевна

перспективный план по познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе (по Дыбиной О.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности

Дата

Тема

Цель

Материал

Литература

Сентябрь

«Красящие вещества ягод»

Познакомить с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет; показать, что если соком капнуть на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно, такого же цвета, как и сама ягода.

3-4 различных вида ягод (малина, смородина, темный виноград, арбуз и т.д.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, лупа, клеенка.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Красящие вещества фруктов»

Познакомить с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет; показать, что если соком капнуть на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно, такого же цвета, как и сам фрукт.

3-4 различных вида ягод (малина, смородина, темный виноград, арбуз и т.д.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, лупа, клеенка.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Где прячутся детки?»

Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена; клеенка, лупа.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Легкий — тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).

Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Октябрь

«Такие разные листики»

Способствовать развитию умения различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету и форме; находить дерево, с которого упал лист.

Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши на каждого ребенка.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Как листики летают по ветру?»        

Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы.

Разноцветные листья разных деревьев

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Древесина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.        

Полиэтиленовые пакеты.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Игры с соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.        

Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Ноябрь

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

        

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Надувание мыльных пузырей»        

Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.        

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце; мыльный раствор в емкости, предмет.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Ветер по морю гуляет»

Обнаружить воздух.                

Таз с водой, модель парусника.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Ткань, ее качества и свойства»

Способствовать развитию умения узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Декабрь

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с

добавленным ванильным сахаром); стаканчики для детей.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«У воды нет вкуса и запаха»

Выявить, что у воды нет вкуса и запаха.        

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Изготовле-ние цветных льдинок»

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Украсим елочку»

Развивать знания детей о том, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней находятся.

Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки, мелкие игрушки.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Январь

«Веселые человечки играют»

Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; со строением лица — нос, глаза, брови, рот; с волосами.

Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Починим игрушку»

Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Нарисуем свой портрет»

Познакомить со строением тела человека и  пространственным расположением его частей.

Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»»

Февраль

«Наши помощники»

Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Горячо — холодно»

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка, куклы - голыши.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Чудесный мешочек»

Научить определять температуру веществ и предметов.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Март

«Глина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Песок и глина. Сыпучесть»

Побуждать детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть.

Стаканчики с песком и сухой глиной, лупа, лист бумаги или клеенка.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Песок и глина. Рыхлость»

Побуждать детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.

Стаканчики с песком и сухой глиной, лупа, клеенка, небольшие палочки по количеству детей.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками гнета (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что гнет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Апрель

«Солнечные зайчики»

Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Зеркала по количеству детей, источник света.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Игры с цветными стеклыш-ками»

Побуждать детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения; выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Стеклышки или пластиковые листы разного цвета, принадлежности для рисования.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

 

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Что звучит?»

Способствовать развитию умения определять по издаваемому звуку предмет.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Музыка или шум?»

Побуждать детей определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Май

«Подуй на свечу»

Показать детям, что огонь может менять направление при изменении потока воздуха.

Спички, свеча, подставка.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Что горит?»

Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.

Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, ложечка), стакан с водой.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

«Как очаровать червя?»

Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания), чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

Лужайка (клумба или вертикальная выемка грунта) со слегка влажной почвой; вилы, лопата, лейка с водой; бубны.

О. В. Дыбина

«Неизведанное рядом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность (вторая младшая группа) «Познакомимся с лимоном»

«Познакомимся с лимоном»Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.Задачи:Образовательные:- совершенствовать умения изучать окру...

Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа

Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656328","at...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656796","at...