Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе (6 - 7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Имангулова Жанна Геннадьевна

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_poznavatelno.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности

в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

Тема: Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Осень золотая.

Цель: закреплять представления об осени, сезонных изменениях.

Познавательное развитие

Тема: Осенние посиделки.

Цель: расширять представления о жизни домашних и диких животных, подготовки их к зиме.

Познавательное развитие

Тема: Мой край поздней осенью.

Цель: уточнять представления об изменениях происходящих  в природе поздней осенью в нашем крае.

Эвристические беседы

Тема: Чем отличается осень от других времен года?

Цель: уточнять представления о отличительных признаках осени, учить сравнивать, делать выводы

Тема: Осенние приметы.

Цель: Продолжать закреплять знания об осени, уточнять ее приметы

Тема: Если б не было осени.

Цель: закреплять знания о сменяемости времен года, о важности каждого из них в природе.

Рассматривание репродукций картин

И. Левитан «Осень. Дорога в деревне», А. М. Герасимов «дары осени»,

И. И. Бродский «Опавшие листья», И. С. Остроухов «Золотая осень».

Цель: учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Осень»,

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь»

Детские песни: О. Осипова «Наступила после лета осень», С. Насауленко «Осень – непогодушка, З. Левина «Что нам осень принесла»,

М. Парцхаладзе «Дождик».

Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках.

Просмотр презентаций, видео, мультфильмов об осени в разные периоды.

Рассматривание альбомов: «Осень», «Что нам осень принесла».

Цель: систематизировать знания о времени года, развивать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Фет «Осень», К. Ушинский «Спор деревьев», А. Толстой «Осень», Н. Носов «Огурцы», «Огородники»,

 В. Катаев «Грибы», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Синичкин календарь», Л. Толстой «Дуб и орешник».

Цель: закреплять и расширять представления об осени через знакомство с произведения поэтов и писателей, воспитывать чуткость к художественному слову, бережное отношение к природе.

Игровая деятельность

«Не ошибись», «Подбери картинки», «С какого дерева листок», «Что перепутал художник», «Времена года», «Собери листочки», «Собери урожай», «Подбери слово», «Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью, об их причинах.

Художественное творчество

Рисование «Осенний букет», «Волшебные краски осени», «Осенняя береза»,

«Такая разная осень».

Аппликация: «Осенний ковер», «Волшебный лес осенью», «Веточка рябины»

Лепка: «Грибы в корзинке», «Дары осени», «Птицы на пруду»

Конструирование: «Осенний лист», «Ежик в осеннем лесу»

Выставка творческих работ «Осенний лес»

Цель: учить передавать образ осени, отражать свои эмоции в собственной изобразительной деятельности.

Пополнение лэпбука «Осень росписная» - стихами, пословицами, загадками приметами об осени, информации о осенних месяцев, играми «Собери грибы в корзинку», «Разрезные картинки», «Что одеть осенью».  

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь в пакете»

Цель: формировать представление детей о испарении воды и превращении ее в дождь.

«На мокром песке остаются следы»

Цель: выяснить, на каком песке следы остаются – на сухом или мокром.

«Мокрый и сухой песок, какой тяжелее»

Цель: с помощью весов определить вес сухого и мокрого песка.

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: Здравствуй зимушка – зима

Цель: закрепить и обобщить знания о зимнем времени года

Тема: Волшебница зима

Цель: систематизировать знания о зиме, зимних приметах, явлениях и забавах

Тема: Зимние праздники

Цель: расширять представления о зимних праздниках, формировать интерес традициям и обычаям русского народа

Эвристические беседы

Тема: Почему зима холодная?

Цель: побуждать называть основные приметы зимнего периода, развивать умение рассуждать, устанавливать связи между временем года и погодой.

Тема: Как зимуют лесные звери?

Цель: обогащать представления об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период.

Тема: Что вы знаете о снеге?

Цель: закреплять свойства снега, учить отвечать на проблемные вопросы.

Беседы

Тема: Как не заболеть зимой.

Цель: актуализировать представление детей о правилах безопасного поведения, здоровьесбережения в зимний период.

Тема: Осторожно, гололед.

Цель: познакомить детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осмотрительного и осторожного отношения к своему здоровью.

Тема: Зимнее утро.

Цель: учить детей по результатам наблюдения отвечать на вопросы, активизировать в речи понятия, связанные с природными явлениями, объектами природы.

Рассматривание репродукций картин

И. Левитан «Зимой в лесу», А. А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Волшебница – зима», И. Э. Грабарь «Зимнее утро», Н.П. Крымов «Зимний вечер»; рассматривание сюжетных картин: «Зимние забавы», «Покормим птиц», «Скоро Новый год».

Цель: вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин, развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

Просмотр видео, презентаций, о зимних явлениях, забавах, животном и растительном мире в зимний период, о новогоднем празднике.

Цель: расширять представления детей о зиме, помочь почувствовать красоту и многообразие природы.

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз»,

А. Толстой «Декабрь»

Чтение: А. Блок «Снег да снег кругом», С. Михалков «Зяблик», В. Бианки «Синичкин календарь», Н.А. Некрасов «Мороз воевода», Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», Е. Трутнева «С новым годом!», И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерев».

Цель: показать детям на примерах произведений русских поэтов и писателей, воспевающих зиму, красоту и величие русской зимы, воспитывать интерес к поэзии.

Игровая деятельность

«Так зимой бывает или нет», «Подбери картинку», «Кто где живет», «Времена года», «Поймай снежинку», «Мороз – красный нос», «Хорошо – плохо», «Чьи следы», «Зимующие птицы», «Отгадай загадку».

Цель: закреплять знания о зиме, как о времени года, развивать логическое мышление, память, внимание.

Художественное творчество

Выставки детских рисунков: «Что такое новый год», «Зимние забавы», «Деревья в снегу», «Птицы зимой»

Аппликация: «Зимний пейзаж», «Снегирь», «Снеговик»

Лепка: «Лепим снежную бабу», «Дети нам прогулке зимой», «Зимние узоры Деда Мороза»

Конструирование: «Снежинка», «Новогодняя елочка», «Дворец зимушки зимы.

Цель: расширять представления о сезонных изменениях зимой посредством нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования.

Пополнение лэпбука «Снег, снежинка, лед»: альбомами «Откуда берутся снег и лед», «Интересные факты про лед», раскрасками, опытами и экспериментами о снеге.

Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Зимнее утро», А. Вивальди «Зима», Г. Свиридов «Метель»,

В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет», Е. Тиличеева «Метель».

Цель: через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках.

Опытно – экспериментальная деятельность

учит«Откуда берется иней»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

«Получение снега»

Цель: показать разные способы получения снега- из пены для бритья, мыла, муки и крахмала.

«Морозные узоры»

Цель: познакомить со способом получения морозных узоров при помощи желатина.

«Северное сияние»

Цель: познакомить с «хроматографией» на ткани.

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Весна

Март

Апрель

Май

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: Весна – красна.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, связи между явлениями живо и неживой природы

Тема: Весну выручаем.

Цель: способствовать обобщению представления о весне как о времени года, о жизни животных и птиц в весеннее время

Тема: Весенние первоцветы

Цель: формировать представление о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни

Беседы

Тема: Весенние месяцы.

Цель: учить различать признаки времен года, весенних месяцев

Тема: Пришла весна. Прилетели птицы.

Цель: закреплять знания о перелетных птицах

Тема: А вы любите весну?

Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы

Рассматривание репродукций картин

С. А Виноградов «Весна идет», А. Грицай «Половодье», И. С. Остроухов «Первая зелень», И. Э. Грабарь «Мартовский снег», И. Бродский «Апрель», Ф. А. Васильев «Оттепель», Р. М. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитан «Весна большая»

Цель: продолжать знакомить детей с пейзажами русских художников, учить видеть красоту родной природы при рассматривании картин,

закреплять знания весенних признаков

Чтение художественной литературы

А. Блок «На лугу», А. Плещеев «Уж тает снег», А. Фет «Уж верба вся пушистая», С. Есенин «Черемуха», И. Токмакова «Весна», М. М. Пришвин «Весенняя»,  Я, Колас «Подснежник», Н. Сладков «Весенние радости»,  р.н.с. «Как весна зиму поборола». Разучивание стихотворений: Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», пословиц, поговорок, примет.

Цель: учить воспринимать поэтический образ весны средствами художественной выразительности, продолжать знакомить с фольклорными произведениями о весне.

Просмотр презентаций, видео, мультфильмов о весенних явлениях, жизни растений, животных, птиц в весенний период.

Цель: систематизировать знания весенних признаков, простейших природных закономерностей

Игровая деятельность

«Времена года», «Опиши, я отгадаю», «Четвертый лишний», «Раз, два, три к дереву беги», «На что похожа льдинка», «Весеннее путешествие», «Это правда или нет», «Пустим кораблик»

Цель: закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в весенний период, развивать память, умение устанавливать причинно – следственные связи

Художественное творчество

Оформление творческих альбомов: «К нам весна шагает теплыми шагами», «Времена года. Весна.»

Рисование: «Весна на улице», «Весенние мелодии», «Весенняя капель»

Лепка: «Весенний букет», «Сорока – белобока», «Грачи», «Первоцветы на проталинках»

Аппликация: «Птицы на лужайке», «Ласточка», «Лесной ручеек», «Портрет весны», «Цветы для мамы»,

Конструирование: «Первые подснежники», «Вестники весны», «Скворечник»

Цель: через продуктивную деятельность систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе весной

Пополнение лэпбука «Вода»: интересными фактами о воде, карточек «Для чего нужна вода», «Правила поведения на воде», «Берегите воду», опытов и экспериментов с водой

Опытно – экспериментальная деятельность

«Таяние сосульки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, обратить внимание грязную воду после таяния сосульки.

«Облако»

Цель: показать образование облака с помощью льда

«Таяние сосульки»

Цель: показать рост сосульки в чистой и соленой воде, закреплять знания о причинах таяния сосульки

«Растения выращенные в тени и на свету»

Цель: формировать представления о факторах необходимых для жизни растений

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.

Тема: Лето

Июнь

Июль

Август

Беседы

Тема: Веселое лето.

Цель: закреплять приметы лета, названия летних месяцев                  

Тема: Насекомые. Какие они?

Цель: закреплять знания о цикле развития насекомых, способах питания, образе жизни

Тема: Безопасность в лесу

Цель: познакомить с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл

Тема: Что летом родится, зимой пригодится.

Цель: Познакомить с заготовками овощей и фруктов, формировать навыки здоровьесбережения

 

Рассматривание репродукций картин

Е. Е. Волков «Летний пейзаж с девочкой», А. И. Куинджи «Березовая роща», «После дождя. Радуга», А. К. Саврасов «К концу лета», А. А пластов «Сенокос», И. Левитан «Лесное озеро», И. И. Шишкин «Сосны освещенные солнцем»

Цель: учить понимать содержание картины, замечать выразительные средства использованные художником для изображения летнего пейзажа.

Наблюдение

Темы: Пасмурная и ясная погода, Облака и тучи, Грибной дождь, Радуга после дождя, Лужи, Комары, Роса на траве, Ромашки

Цель: Развивать наблюдательность, познавательный активность в процессе ознакомления с летними явлениями в природе

Игровая деятельность

«Когда это бывает», «Отвечай быстро», «Кузовок», «Что растет в лесу», «Да или нет», «Живая не живая природа», «Насекомые», «Хорошо, плохо», «Собери картинку», «Найди цветок», «Разрешается – запрещается», «Лес, луг, огород»

Цель: систематизировать знания о характерных признаках лета, развивать внимание, логическое мышление, любознательность

Художественное творчество

Рисование: «Солнышко улыбнись», «Летний ковер», «Как я отдыхаю», «Любимые ягоды»,

Лепка: «Божья коровка», «Летний лужок», «Фрукты»

Аппликация: «Солнышко нарядное», «Нарядная бабочка», «На цветочной полянке», «Летняя фантазия»

Конструирование: «Лягушка – квакушка», «Воздушный змей»

Цель: учить самостоятельно и творчески отражать представление о лете разными изобразительными средствами

Пополнение лэпбука «Разноцветное лето»: загадками, приметами о лете, информацией о летних месяцах, картинками с летними видами спорта, игрой «Составь радугу»

Чтение художественной литературы

А. С. Пушкин «Утро», В. Жуковский «Летний вечер», А. Майков «Летний дождь», С. Маршак «Круглый год», М. Ивенсен «Лето», Г. Ладонщиков «В знойный день», С. Черный «Летом», А. Н. Толстой «Летний вечер», Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Репейник», К. Г. Паустовский «Летние грезы», «Цветы»

Цель: через творчество русских поэтов и писателей, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, видеть красоту русской природы в летний период

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь»

Цель: показать появление «дождика» с помощью льда и горячей воды

«Куда исчезла вода»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий – открытая и закрытая поверхность воды

«Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить с круговоротом воды при помощи льда и пакета

«Радуга на салфетке»

Цель: продолжать знакомить с методом «Хроматография»- разделения цвета на салфетке

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656328","at...

перспективный план познавательно исследовательской деятельности во второй младшей группе

перспективный план по познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе (по Дыбиной О.В.)...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе...