Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Имангулова Жанна Геннадьевна

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_poznavatelno.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе (5-6 лет)

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

Тема: Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Знакомство с осенью. Цель: Расширять представление об осени, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Познавательное развитие

Тема: Осень в лесу. В гости к лесовичку. Цель: Знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов.

Познавательное развитие

Тема: Вкусные дары щедрой осени

Цель: Закреплять знания о местных и экзотических фруктах, овощах.

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Золотая осень. Цель:

Воспитывать умение чувствовать и понимать красоту окружающей природы, желание принимать участие в ее охране и защите.

Тема: Как природа рисует красками.

Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.  Активизировать словарь: листопад, златоцвет, рябинник, пернатые друзья.

Тема: Приметы осени.

Цель:

Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.

Тема: Осенние месяцы.

Цель: формировать представление о каждом осеннем месяце, их названии в народе

Рассматривание репродукций картин

И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Дерево» В. Поленов «Золотая осень», А. Жуков «Утро в старом парке», С. Жуковский «Ясная осень»

Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родного края.

Чтение художественной литературы

Разучивание стихотворений: А.Н. Плещеев «Скучная картина»,

И. А. Бунин «Осень». Чтение: А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованья…», А. Фет «Осень», И. Токмакова, «Деревья», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Про ягоды», А. Н. Толстой «Желтухин».

Цель: через художественное слово раскрыть образ осени

Игровая деятельность

«Времена года», «Когда это бывает», «Такой листик лети ко мне», «Осенние приметы», «Собираем осенние листочки».

Цель: развивать знания о приметах осени, наблюдательность, сообразительность, смекалку, память, связную речь

Художественное творчество

Рисование: «Осенний натюрморт», «Осень в городе», «Овощи и фрукты оранжевого цвета»

Лепка: «Алеют ягоды рябины», «Осень хоть дождлива, но сыта», «В осенний лес за грибами»,

Аппликация и конструирование: «Венок из листьев», «Осеннее дерево», «Осенний лес», «Лесовичек»

Создание лэпбука «Осень росписная».

Цель: систематизировать знания путем организации продуктивной деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Ветер – это движение воздуха»

Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха

«Мокрый песок принимает нужную форму»

Цель: доказать, что мокрый песок может принимать любую форму

«Лепим из песка»

Цель: показать, что мокрый песок после высыхания рассыпается

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Зима, изменения в природе.

Цель: расширять представление о зиме, о взаимосвязях между живой и неживой природой

Познавательное развитие

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, изучить их особенности, вызывать желание помогать в трудное для них время

Познавательное развитие

Тема: Зимние забавы.

Цель: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Ура! Зима.

Цель: вызвать эмоциональный отклик детей на наступление нового времени года

Тема: «Первый снег»

Цель: закреплять свойства снега

Тема: Как дикие звери готовились к зиме.

Цель: показать приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе

Тема: Зимний спорт.

Цель: расширять представление о зимних видах спорта

Тема: Почему растаяла снегурочка.

Цель: закреплять знания о взаимосвязи между явлениями природы

Рассматривание репродукций картин

К. Юона «Русская зима», И. Шишкин «Сосна», «Первый снег»,

И. Бродский «Зимний пейзаж», А. Саврасов «Зима»

Цель: обратить внимание, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа

Чтение художественной литературы

С.Есенин «Береза», И. С. Никитин «Встреча зимы», В. Даль «Старик – годовик», Н. Носов «На горке», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Чтение и разучивание загадок, пословиц, поговорок, закличек о зиме.

Цель: через произведения обобщать и систематизировать знания о зиме.

Просмотр презентации, мультфильмов о зиме.

Рассматривание альбомов: «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Цель: развивать познавательный интерес, формировать способность видеть красоту окружающего мира.

Игровая деятельность

«Времена года», «Назови птицу», «Разрезные картинки», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Снежинки и ветер», «Попади в цель»

Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях природы, развивать мышление, речь, ловкость, целенаправленность движений.

Художественное творчество

Рисование: «Здравствуй зимушка – зима», «Снеговик», «Снежный лес», «Весело зимой»

Аппликация и конструирование: «Зимний пейзаж», «Снегири на ветках»,

«Елочка – пушистая», «Сугробы»

Лепка: «Образ матушки – зимы», «Зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о зимних явлениях, развивать творческие способности.

Создание лэпбука «Снег, лед, снежинка»

Опытно – экспериментальная деятельность

«Цветные льдинки».

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым

«Лед и соль»

Цель: показать, как под воздействием соли лед начинает быстро таять.

«Нужен ли растениям зимой снег»

Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

«Почему снег мягкий»

Цель: совершенствовать знания детей о снеге.

«Получение инея»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

«Северное сияние»

Цель: с помощью молока и пищевых красителей показать имитацию северного сияния

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Весна

Март

Апрель

Май

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Тема: Весна пришла.

Цель: уточнять

и  обобщать представления о характерных признаках весны

Познавательное развитие

Тема: Весна, весна на улице.

Цель: познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период

Познавательное развитие

Тема: Вестники весны.

Цель: обогащать и расширять знания детей о жизни перелетных птиц в весенний период

Деятельность в режимных моментах

Беседы

Тема: Весна пришла? Докажите

Цель: учить обоснованно доказывать приход весны

Тема: Первый месяц весны.

Цель: обобщить представление о ранней весне, типичных весенних явлениях в природе

Тема: Весенние праздники.

Цель: расширять представления о весенних праздниках

Рассматривание репродукций картин

А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», К.Ф Юон «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день»

Цель: развивать умение замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Март», А. Плещеев «Апрель», Ф. Тютчев «Весна»,

А. Барто «Весна идет», Г. Скребицкий «Апрель», В. Бианки «Три весны»,

С. Маршак «Круглый год», И. Тютчев «Зима недаром злится», Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы».

Цель: через художественные произведения продолжать знакомить с приметами весны, расширять представления о писателях и поэтах.

Игровая деятельность

«Я начну, а ты продолжи», «Лишнее слово». «Скажи наоборот», «Животные весной», «Когда это бывает», «Веснянка», «Хлопни в ладоши», «Живая природа».

Цель: развивать интерес к природе весной, закреплять полученные знания.

Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», В. Моцарт «Весенняя».

 Детские песни: С. Соснин «Солнечная капель», Л. Козлова «Весенняя капель», «Солнечные зайчики» (из мультфильма «Маша и медведь»).

Цель: учить определять характер, темы, настроения музыкальных произведений.

Художественное творчество

Рисование: «Ранняя весна. Прилет грачей», «Весна пришла», «Каким цветет весна», «Весеннее небо».

Лепка: «Подснежник», «Весенний пейзаж», «Дерево», «Цветущая весна»

Аппликация и конструирование: «Весеннее дерево», «Воробьи в лужах», «Тюльпаны», «Ранняя весна».

Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности.

Создание лэпбука «Вода».

Опытно – экспериментальная деятельность

«Где быстрее наступит весна»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона

«Таяние сосульки»

Цель: показать, что в теплом помещении лед превращается в воду

«Плавает ли лед»

Цель: узнать, может ли лед плавать

«Вода жидкая может течь»

Цель: показать, что вода – это жидкость

«Тонет, не тонет»

Цель: закреплять знания свойств разных материалов

 Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке.      

Тема: Лето

Июнь

Июль

Август

Беседы

Тема: Лето – лето, какого оно цвета?

Цель: Уточнить представление о изменениях происходящих в природе летом.

Тема: Солнце – друг и враг.

Цель: формировать представление о солнце, о его влиянии на живую и неживую природу.

Тема: Для чего нужна вода.

Цель: Систематизировать знания о значении воды в жизни человека.

Наблюдение в природе

Наблюдение за неживой природой: солнцем, небом и облаками, ветром дождем, почвой

Цель: обобщить и углубить представления о летних признаках, учить замечать изменения, упражнять в определении состояния погоды

Наблюдение за живой природой: за насекомыми, растениями, деревьями и кустарниками, цветами на клумбе, птицами

Цель: сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых, показать связь явлений природы и жизни живых организмов.

Рассматривание репродукций картин

К. Ф. Юон «Июль. Купание», Ф. А. Васильев «Летний жаркий день», «Рожь», А. М. Васнецов «Летний день», Е.Е. Волков «Цветочное поле».

Цель: Приобщать детей к прекрасному миру живописи, видеть и понимать выразительные средства, которые используют художники, расширять знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Чтение художественной литературы

А. Барто «Липа зацвела», В. Берестов «Веселое лето», «Луговые цветы», Е. Трутнева «Колокольчик», К. Д. Ушинский «Летом в лесу», «На поле летом», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ю. И. Коваль «Бабочки»,

Н. И. Сладков «Лесные сказки». Разучивание загадок, пословиц, потешек, стихотворений о лете.

Цель: познакомить с произведениями о лете, выявить и обобщить знания детей о признаках лета.

Художественное творчество

Выставка творческих работ «Солнышко лучистое»

Цель: развивать творческие способности путем создания творческих работ разными способами нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования.

Рисование: «Чем пахнет лето», «Я рисую море», «Фантастические цветы»

Аппликация и конструирование: «Подводный мир», «Загадки с грядки», «На лугу»

Лепка: «Бабочка на листе», «Летний ковер», «дикие животные».

Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе путем продуктивной деятельности.

Создание лэпбука «Разноцветное лето»

Игровая деятельность

«Что где растет», «Найди насекомого», «Живая, не живая природа», «Это правда или нет», «Хорошо – плохо», «Времена года», «Овощи и фрукты»

Цель: Систематизировать знания о характерных признаках лета, о жизни растительного и животного мира.

Опытно – экспериментальная деятельность

«Дождь в облаках»

Цель: показать, как образуется дождь в облаках

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»

Цель: узнать, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет (песок, сахар, мука, масло, краска)

«Испарение воды»

Цель: дать представление о том, что вода превращается в водяной пар – испаряется

Размещение материалов и карточек с фиксацией результатов по итогам опытно – экспериментальной деятельности на макетбуке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельность в старшей группе

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656796","at...

Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Комплексно-тематический  план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....

Перспективный план познавательно- исследовательской деятельности Вторая младшая группа

перспективный план по познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе (по Дыбиной О.В.)...

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности детей (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению....