Конспект НОД "Эти удивительные камни".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Светлана Викторовна Панкова

Представлен конспект по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность) для детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pankova_eti_udivitelnye_kamni.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) для детей младшей группы.

Тема: «Эти удивительные камни».

 

Панкова Светлана Викторовна

              Воспитатель МБДОУ  первой

квалификационной  категории

 «Детский сад №7 «Улыбка»

ulybka@krasmail.ru

Описание: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы «Эти удивительные камни».  
Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие мышления, самостоятельной деятельности детей в ходе экспериментирования.

 Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) для детей младшей группы.

Тема: «Эти удивительные камни».

Цель: создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств неживой природы (практические опыты с камнем).
Детская цель – помочь Зайки побольше узнать о камеях.

Задачи:
1. Образовательные.

Способствовать:

- обогащению представлений детей о свойствах камней (твердый, в воде тонет и меняет цвет, издает звук, имеет определенный вес, может быть гладким и шершавым);

- формированию первоначальных знаний о способах обследования и сравнения реальных предметов неживой природы (камень, вата, перо);

2. Развивающие:

- продолжать развивать у детей познавательный интерес, навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями;

- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

- обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме.

3. Воспитывающие:

- воспитывать интерес и положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности;

-воспитывать умение работать сообща.

Планируемый результат:

- дети определяют свойства камня;

- с интересом используют различные приемы обследования камня;

- отвечают на поставленные вопросы, делают элементарные выводы.
Способ организации детей: с подгруппой.

Тип занятия: интегрированный (включает разнообразные виды детской деятельности).

Основной вид детской деятельности: познавательно-исследовательская.

Форма занятия: игровая.
Методы и приемы: словесный (беседа, указание, вопросы); наглядный (обследование предмета, показ способа действия); практический (опыты с камнем), игровой (пальчиковая игра, подвижная игра).

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Предварительная работа: рассматривание камней в уголке природы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение и сбор природного материала на прогулке.
Оборудование: камни разного цвета, формы и веса по несколько штук каждому ребенку, вата и перо, мягкая игрушка герой, прозрачные пластиковые стаканчики с водой, тарелки, фартуки и салфетки для рук, бутылочка с мелкими камнями.
                                              Ход занятия.
1 часть. Организационная.

(Воспитатель звенит в колокольчик со словами «Колокольчик позвени, всех ребяток позови». Дети подходят к воспитателю.)

 Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Доброе утро, ребята!

(Слышится плач).

- Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Ребята, помогите мне пожалуйста,найти того, кто плачет и узнаем, что же у него случилось. (Вместе со взрослым дети ищут и находят Зайку с забинтованной ножкой.)

-Здравствуй, Зайка. Ребята поздоровайтесь с Зайкой. (Дети здороваются). Зайка, зачем ты здесь прячешься, пошли к нам в гости в группу и расскажи нам, почему ты плачешь. (Зайка соглашается, вместе с ребятами проходит в группу и садится).

-Зайка, расскажи нам, что у тебя произошло, почему у тебя лапка забинтована.

Зайка: Я сегодня утром пока вас не было в группе играл с вашими камнями, бросал их вверх и ловил. А один вредный камень, как упал мне на лапку, и мне так стало больно, что убежал и спрятался. А сейчас плачу, потому что лапка болит.

- Не плачь, Зайка, мы тебя пожалеем. Ребята, что же случилось с Зайкой? Почему у него лапка болит? (Ответы детей).

- Ребята, как вы думаете, можно бросать друг в друга камни? (Ответы детей: нет). А почему нельзя так делать? (Ответы детей: потому что он твердый и будет больно, если его в кого-нибудь бросить).

Зайка: Ребята, спасибо вам, я больше не буду бросаться камнями. А вы можете еще, что-нибудь интересное рассказать про камни?

- Конечно сможем. Правда, ребята. (Да). И для этого нам нужно сначала надеть фартуки. (Дети с помощью взрослого надевают фартуки). Все готовы? Проходим к столу.    

2. Основная часть:

Опыт 1. Определение цвета и формы.

- Ребята, посмотрите, что у нас лежит на столе?  (Дети отвечают: камни). Камней на столе много или мало? (Ответы детей: много).

Посмотрите внимательно глазками, какого цвета у вас камни? У тебя, Аня, какого цвета камень? (Ответ ребенка).  А у тебя, Захар? (Ответ ребенка). Ребята, значит, камни бывают разного цвета. А камни все одинаковой форм или они разные по форме? (Ответы детей: нет, они разные).

Зайка хочет с нами поиграть, пальчики по разминать. Положите камни на стол и приготовьте свои пальчики

Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

 (проводится 2-3 раза)

Опыт 2. Определение твёрдости камней.

- Ребята, возьмите камень в руку и постучите по столу. Послушали, как он стучит? А теперь возьмите в руку вату, постучите ватой по столу. Получился звук? (Ответы детей: нет). А почему это происходит? (Ответы детей: камень твердый, а вата мягкая, поэтому камень издает звук, а вата нет).

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим: камни между собой могут создавать звук. Из камней можно сделать музыкальный инструмент. Ими можно стучать между собой, а можно насыпать в коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим.

 Зайка: Ребята, как интересно камень твердый и потому им можно постучать и получится звук, а вот у ваты звук не получается, потому что она….. Какая? (Ответы детей: мягкая).

Опыт 3. Определение размера.

- Ребята, посмотрите внимательно, у нас на столе все камни одинакового размера? (Ответы детей: нет). Найдите и покажите у себя на тарелке самый большой камень, самый маленький. Значит камни бывают разного размера.

 Зайка: Ребята, посмотрите какой у меня гладкий камень. погладьте по очереди свои камешек. Выберите гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук. Покажите мне его. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его герою). А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей)

- Зайка, ты прав, камни могут быть и гладкими, и шершавыми.

Зайка: как интересно. Но что-то я устал. Давайте поиграем в мою любимую игру. Подвижная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит».

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают

ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок -скок —скок -скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто -то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную).

 Опыт 4. Определение веса камня.

- Зайка, подумай и скажи, а можно сдуть камень с ладошки?

Зайка: Не знаю, я не пробовал.

- Вот мы и проверим с тобой вместе. Ребята, положите свои камень на ладошку и подуйте на них. У нас получилось сдуть камень с ладошки? (Ответы детей: нет). А теперь возьмите кусочек ваты, положите его на ладошку и подуйте на него. Что произошло с ватой? (Ответы детей: вата улетела). Почему вата улетела, в камень нет? (Ответы детей: вата легкая, а камень тяжелый).

Опыт 5. Камень в воде.

-Ребята, что будет с камнем, если положить его в воду? Он утонет или будет плавать? (Ответы детей:). Проверим ваши предположения: положите камни в воду, что произошло? (Ответы детей: он утонул). Почему? (Ответы детей: потому, что он тяжёлый. Теперь перышко и опустите его в воду. Что увидели? (Ответы детей: перышко не утонуло). Почему перышко не утонуло, а камень утонул? (Ответы детей: перышко легкое, а камень тяжелый).

3. Итоговая часть занятия.

 Зайка: Ребята, я и не знал, что камни такие удивительные. Мне так было интересно, а вам было интересно? (Ответы детей). Ребята, я прибегу к своим друзьям и расскажу им о камне. Что он может быть, ой забыл.

- Ребята, давайте поможем зайке вспомнить то, что мы узнали о камне.

Камни по цвету бывают... (разного цвета).

Камни по форме бывают… (разной формы), а по размеру.. (маленькие и большие).

По весу камни …(тяжелые), поэтому камни в воде ….(тонут).

Зайка: Спасибо, ребята, за помощь. А еще я запомнил, что с камнями надо играть аккуратно и бросаться ими нельзя. Ребята, а если я что-то еще узнать захочу, можно я к вам опять приду? (Ответы детей). До свиданья, ребята. (Дети прощаются с героем). 

           САМОАНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

   НОД по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность) по теме «Эти удивительные камни» проводилась во время, отведенное в режиме дня во второй младшей группе, присутствовало 8 человек. Программное содержание ОД и объем учебного материала соответствует уровню развития детей группы с учетом возрастных, психологических, индивидуальные особенности воспитанников.

   Цель НОД: создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств неживой природы (практические опыты с камнем). Мною были поставлены следующие задачи:

  -образовательные: способствовать обогащению представлений детей о свойствах камня (твердый, тонет, издает звук, имеет определенный вес, может быть гладким и шершавым); способствовать формированию первоначальных знаний о способах обследования и сравнения реальных предметов неживой природы (камень, вата, перо);

  -развивающие: продолжать развивать у детей познавательный интерес, навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями; обогащать словарный запас детей (шершавый, гладкий, твердый);

  -воспитывающие: воспитывать интерес и положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

  Детская цель – помочь узнать Зайке о камнях. Дети были заинтересованы в предстоящей работе. Вообще, анализируя деятельность детей на занятии, отмечу то, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации деятельности (игровая мотивация, экспериментирование вопросы, пальчиковая игра, динамическая пауза. Аудиозапись плача), использовали имеющиеся у них знания и умения. В течение всей ОД они были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, активно отвечали на вопросы, делали элементарные выводы, сравнивали. Предложенная деятельность по сложности была доступна детям, что способствовало созданию «ситуации успеха» для каждого ребенка.  Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу, приобретали новый опыт. Материала для опытной деятельности было достаточно, он был доступен и знаком детям.

   Для решения поставленных задач мною были использованы разнообразные методы и приемы. Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность (колокольчик), создание положительного и благоприятного настроя на работу (организационный прием «Встанем мы в кружочек дружно…»). Осуществляя переход к основному этапу НОД я использовала создание игровой ситуации (плач и поиск того, кто плачет), что помогло включить детей в предстоящую деятельность. Дети приняли проблемную ситуацию: помочь герою узнать о камнях. Основная часть НОД – это непосредственная познавательно-исследовательская деятельность детей. Здесь для активизации детей были использованы проблемно-поисковые вопросы (можно ли сдуть камень с ладони, что будет с камнем\пером если положить его в воду). С целью снятия статического напряжения, повышению умственной работоспособности, снижения утомляемости были проведены пальчиковая игра и динамическая пауза (подвижная игра). Во время проведения опытов для детей были созданы условия, позволяющие каждому ребенку быть активным и самостоятельным. В заключительной части НОД подводился итог деятельности (рефлексия) через создание ситуации, когда герой забыл, что же он узнал о камнях, а дети ему в этом помогли.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении задания детям помощи, а также в учете особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, не доминировать. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу сотрудничества.

Все использованные методы и приемы были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков. Их совершенствования, на развитие внимания, воображения, памяти и речи. Дети способны наблюдать, экспериментировать, пытаются устанавливать простейшие связи, обладают начальными знаниями о мире неживой природы, способны к принятию собственных решений, умению делать выводы.

Считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. ОД получилась насыщенной и интересной. Логичность построения НОД позволила провести ее не выходя за рамки отведенного времени и соответствует нормам САН ПИН. НОД на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривалась смену приемов и смену видов деятельности (игровая ситуация, беседа, продуктивная деятельность-опыты, пальчиковая игра, динамическая пауза, работа стоя около столов). Это позволило предотвратить утомляемость детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

middot;        Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.·        Развивать познавательную активность ...

Конспект открытого занятия "Удивительные камни"

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней....

Конспект ООД "Эти удивительные камни" с элементами экспериментирования

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей....

Конспект НОД " Эти удивительные камни" Открытое занятие

Эксперементальная деятельность в средней группе, с целью познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.                      ...

Конспект открытого занятия " Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Задачи:Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома;Развивать память, глазомер, логическое мышле...