Конспект открытого занятия "Удивительные камни"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.69 КБ
Файл samoanaliz.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республика Тыва

668010, с. Тээли, ул. Ленина д.46 тел./факс (394)422-11-37 эл. почта: ayanteeli@mail.ru

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «В мире удивительных камней»

Выполнила воспитатель: Хомушку Байырмаа Маадыровна


Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
  2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
  3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
  4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
  5. Дать представление об областях использования камней.
  6. Расширять знания детей о профессии геолога.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
  2. Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
  3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные: 

  1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
  2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?», чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки», сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Материалы и оборудование: письмо, посылка, записка, мультимедийная презентация», коллекция камней, камни на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, 2 дерева, 2 обруча, канат, фонограмма «Звуки леса», макет горы, гуашь, кисточки, баночки с водой, портрет П.П. Бажова.

Методы и приемы: словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); Наглядно-демонстрационный. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач, исследовательская деятельность.); Игровой (решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия, экспедиция в гору, превращение геологов); Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом и рисования камней для хозяюшки медной горы).

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: интегрированное, изучение нового.

Форма НОД: исследовательское.

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Технологии: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, фонетическая зарядка.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель: Посмотрите, сегодня у нас гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада?  «Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Воспитатель: Тогда пошли искать ее (Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: По адресу

Дети: с.Тээли, улица Ленина,46

Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Дети: камень

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  А почему «ископаемые»? (Ответы детей).  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить

немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. А сейчас мы посмотрим видеопрезентацию о камне, его разнообразии.

(Показ мультимедийной презентации).

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Воспитатель: У нашей Земли есть одежда, она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы.  Посмотрите сколько на Земле гор. На глобусе они обозначены коричневым цветом. А какие горы в Туве вы знаете? 

Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему. Правильно, вода сглаживает волнами все неровности.

В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (Просмотр слайдов).

Для чего ещё служит камень человеку?  А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд). Как вы думаете, почему?  

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Дети: «полезные» потому что они приносят пользу людям.  

Дети: ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.

 

(Просмотр слайдов).

(Показ карты Земли, карты Тувы). 

Дети: Хайыракан, Тей, Черепаха, Бай-Тайга- просмотр слайдов.

 Предположения детей

Дети: Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.

Ответы детей

Дети: из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро.

Ответы детей.

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Воспитатель: Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?  Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции. (Фонограмма «Звуки леса»)

3. Физкультминутка

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)

И пробежимся все слегка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети: Геологи (изображения геологов слайд ).

Просмотр слайда орудия труда геологов.

Дети: Хотим.

Дети: - Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;

- Внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;

- Если разожгли костер, то его нужно потушить;

- Не мусорить. Молодцы, вы все знаете.

Ответ детей –ДА.

Вместе воспитателем выполняют действие

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые?. Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте пройдем к нам в лабораторию, сядем за столы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? 

 Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

4. Опытно-экспериментальная работа

Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали

а) Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем (сжимаем и разжимаем кулачок)

Взяли камешки (берем воображаемый камень)

Друг об друга трем (кулачки трем друг об друга)

Стали камни вдруг горячими

Мы их на место отнесем (кладем воображаемый камень на место)

б) Исследовательская деятельность

ОПЫТ №1. «Цвет и форма»

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? А какой формы камни?  Значит какой можно сделать вывод?

Вывод: камни разного цвета и формы.

ОПЫТ №2. «Определение температуры»

Воспитатель: ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Возьмите камень. Сейчас мы должны согреть его. А как согреть холодный камень?

Воспитатель: Возьмите холодный камень и согрейте любым способом. Стал камушек теплее? А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. «Определение характера поверхности».

Воспитатель: Для следующего опыта нам будут нужны очень чувствительные пальчики.

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем.

Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели?  А имеет ли камень запах?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые, ничем не пахнут.


ОПЫТ №4. «Плавучесть»

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду?  Давайте проверим.  А почему камень утонул? (Ответы детей) 

 А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?  Молодцы, вы очень внимательные дети.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые.

ОПЫТ №5. «Определение твердости».

Воспитатель:  Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? 

Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: камни бывают твердые. 

ОПЫТ № 6. «Определение размера».

Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи нам пора возвращаться в детский сад.

5. Физкультминутка - игра «Гора и камешки».

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (поднимаются на носки)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (стряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и присаживаются)

Катятся, катятся камешки прочь (на корточки возле столов).

Дети: все камни разные

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать и щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Дети: В рот ничего нельзя брать.

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

Выполняют действие вместе воспитателем.

Дети:  белого, зеленого, красного, желтого, черного, синего цвета.

Дети: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети: стол холодный, а щеки теплые.

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко.

Дыхательная гимнастика. Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.

Дети: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.

Дети: камни бывают гладкие и шероховатые, ничем не пахнут.

Ответы детей: он утонет

Опускают камень в стакан с водой и камень тонет.

Дети: камень тонет в воде, потому что он тяжелый.

Дети: Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким.

Дети: пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый)

Дети: Нет.

Дети: камни бывают разных размеров.

Выполняют действие вместе воспитателем.

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах.

6. Рисование каменного цветка

Ребята вспомните, какой сказ мы с вами недавно читали и смотрели мультфильм по Данулу мастера? ( «Каменный цветок») А написал этот сказ Павел Петрович Бажов (показать его портрет). Давайте, сегодня в подарок для Хозяйки Медной горы попробуем сделать свой каменный цветок, я думаю, ей будет очень приятно. Согласны? Проходите на свои рабочие места Появляется изображение хозяйки медной горы на экране, она благодарит ребят за их работу.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети проходят за столы и рисуют под спокойную музыку.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «В мире удивительных камней»

Вашему вниманию было представлено занятие – по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы.

На занятии были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
  2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
  3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
  4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
  5. Дать представление об областях использования камней.
  6. Расширять знания детей о профессии геолога.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
  2. Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
  3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные: 

  1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
  2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Материалы и оборудование: письмо, посылка, записка, мультимедийная презентация», коллекция камней, камни на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, 2 дерева, 2 обруча, канат, фонограмма «Звуки леса», макет горы, гуашь, кисточки, баночки с водой, портрет П.П. Бажова.

Методы и приемы: словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); При формировании знаний использовала частично-поисковый (создание проблемной ситуации, проблемная беседа), исследовательский (решение проблемной ситуации, решение задач познавательно-исследовательского, социально-коммуникативного уровня );

при организации деятельности использовала методы, предполагающие взаимные действия педагога и воспитанников (игровые (сюрпризный момент, дидактическая игра, совместная деятельность); методы самостоятельной работы воспитанников (опыты при обследовании камней, рассматривание презентации);

при контроле и самоконтроле устный опрос;

при формировании личностных результатов (беседа, рефлексия)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: интегрированное, изучение нового.

Форма НОД: исследовательское.

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная

По содержанию ООД является комплексное. Решение задач осуществляется через интеграцию образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие».

ООД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной, доступной и занимательной форме программные задачи.

Ведущий вид деятельности - игровая и познавательно-исследовательская, социально коммуникативная обозначены в ФГОС ДО, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.

На каждый момент ООД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Длительность ООД соответствует гигиеническим нормам СанПиН для детей данного возраста – до 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режимы были соблюдены.

Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности и положения ребенка.

В водной части занятия была создана  мотивация для овладения воспитанниками новыми знаниями.

Были созданы условия для эмоционального включения детей в деятельность.

Перед детьми были поставлены вопросы поискового характера.

Что это не знаю?

Как он называется?

Какие свойства имеет?

Где его можно найти?
Как его можно использовать?

Которые перешли в проблему - как нам передать все свои знания, которые мы узнаем о камнях Хозяйки медной горы?

Давайте подумаем, как это сделать?

В ходе совместного обсуждения был предложен выбор идей и способов действий.

Дети решали проблемные ситуации, с которыми столкнулись в процессе.

1. Ребята, а где мы можем провести обследование камней?

В ходе проведения серии опытов с камнями в мини-лаборатории дети самостоятельно выдвигали гипотезы и узнали, какими свойствами обладают камни.

Все части ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждали детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции. Из 14 присутствующих детей, все активно участвовали в разных видах деятельности.

По факту проведения ООД можно сказать, что занятие получилось в соответствии с планом. Поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна                  ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Занятие дает  детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...

Конспект открытого познавательного мероприятия по области « Познание» в средней группе на тему:" Мешочек с камнями".

Интеграция  образовательных  областей: «Познание» (поисково-исследовательская  деятельность), «Коммуникация», «Социализация», «Музыка» Виды  детской  деятельности: игрова...

Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"

Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...

"Камни -это интересно"-конспект открытого районного занятия.

Конспект  опытно  - экспериментальной деятельности:              «КАМНИ - ЭТО ИНТЕРЕСНО».Воспитатель средне...