"Камни -это интересно"-конспект открытого районного занятия.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект опытно - экспериментальной деятельности:
«КАМНИ - ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Воспитатель средней группы -Туганова Инга Юрьевна.
Цель:
1. Познакомить детей со свойствами разных камней.
2. Научить выделять признаки камней, классифицировать
по разным основаниям, учиться подбирать точные определения
для характеристики их особенностей.
3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.
4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного
происхождения.
5. Вызвать радость от открытий полученных от опытов.
6 .Учить выделять особенности разных камней и описывать
их, сравнивать камни с другими предметами.
7. Учить анализировать и делать выводы.
8. Активировать словарь(камень, твердый, гладкий, шероховатый,
пористый, декоративный).
Материалы: халаты, глобус, глина, контейнеры, трубочки,
палочки, салфетки, ящик ощущений, камни природ-
ного происхождения, декоративные камешки, пластиковые
стаканы, подносы по количеству детей, тарелочки,
салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание камней
на прогулке, собирание коллекции камней ,строи-
тельные игры с использованием камней на прогулке,
составление узоров из камней, хождение по камням
для массажа ног , роспись камней, просмотр
мультфильмов- «Серебряное копытце», «Три поросенка»
«Каменный цветок», чтение сказок и стихов о камне.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, проходите пожалуйста, посмотрите как много
к нам пришло гостей. Давайте мы поприветствуем
друг друга и наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ: Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам,
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера!!!!!»
(На маленьком столе стоит короб ощущений.)
Восп: Ребята, посмотрите у нас снова в гостях наш любимый короб.
Кто хочет проверить , что у нас коробе лежит?
( выходит ребенок и просовывает руки в отверстия короба).
Восп:- этот предмет живой или неживой?
-теплый или холодный?
-твердый или мягкий?
-гладкий или шероховатый?
-большой или маленький?
-тяжелый или легкий? Так давайте подумаем, что же это
может быть?
Дети приходят к мнению о том , что в коробе находиться камень.
Восп: Ах какие вы молодцы! Вы верно сделали вывод что это
камень. Ребятки, посмотрите пожалуйста на глобус, это наша
Земля. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков,
а каждый камешек - это кусочек горы. Там где очень много
камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на земле гор
Они обозначены на глобусе темно-коричневым цветом, еще
на глобусе очень много голубого цвета. Это вода - моря, реки,
океаны. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней.
1-эксперимент.
А вы хотите сами построить гору в воде? Ну тогда проходите парами
к столам с контейнерами, слушайте внимательно, сначала надо на
дно выложить большие камни, а затем маленькие, камни
нужно выкладывать друг на друга. Прежде чем мы начнем
строить горы, я хочу отметить маркером уровень воды.
Дети начинают выстраивать «горы».
Восп- посмотрите как вы думаете, почему камешки не ложатся
ровно ? (они скользкие, мокрые, гладкие). Камень
может появиться с огромной скалой, но время, вода, ветер
за долгие годы разрушают его, превращая в обломки скалы,
затем в более маленькие камешки, а потом и в песок .
Давайте возьмем трубочки наберем воздуха, создадим бурю на
море, гора начинает разрушаться на глазах у детей.
Восп- Ребят, посмотрите как изменилось количество воды
в контейнерах ,да правильно, ее стало на много больше.
А почему ее стало больше? (камни тяжелые, вода поднимается)
Какой рассказ вам напомнил наш опыт , давайте вспомним
Дети называют : «Хотела галка пить».
ФИЗМИНУТКА: давайте мы теперь немного разомнемся.
Стоит гора старушка, до небес макушка.
Ее ветер обдувает, ее дождик поливает
Стоит гора страдает, камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь,
Катятся камешки, катятся прочь.
И стой поры ни чего не осталось от нашей горы!!!! Умнички вы
даже умеете превращаться в камешки.
Восп: Ребята подойдите к этому столу. Давайте рассмотрим камешки.
Ой, мне кажется, что здесь кто-то уже побывал ,здесь так все перепутано, нам нужно всем вместе навести порядок .Приступим коллеги
И так что же у нас здесь за камни, давайте их рассмотрим. Вы узнали эти камни?
Дети : это морские камни, речные и декоративные.
Восп: ребята ,а чем речные камни отличаются от морских?
Дети : Морские камни- гладкие , разной формы ,овальные и
Округлые ,твердые и холодные, красивые. Гладкими их
сделали морские волны ,песок, камни трутся друг о друга и у них со временем стираются углы от этого они становятся округлыми и гладки
ми, . Речные камни они шершавые ,не ровные, разной формы,
с острыми углами.
Восп: Но здесь еще есть другие камешки,
подскажите как они называются. (Ответы детей- декоратив-
ные , которые сделал человек).
Восп: Ах какие же мы с вами молодцы! Вот сколько мы знаем
о камнях!
Восп: умнички , теперь нам надо разделить природные камни от
декоративных ,приступим мои дорогие.
2 эксперимент.
А сейчас я хочу предложить выбрать понравившийся
вам камешек, рассмотреть его через лупу, все выбрали?Тогда пройдемте за столы,присаживайтесь. Расскажите что
вы видите? (трещинки, точки, полоски, бугорки, ямки).
Теперь положите лупы, и возьмите в одну руку глину, а в другую,
свой камешек, сожмите обе ладошки. Что произошло с камнем
а что с глиной? Глина помялась, а камень остался такой же.
Почему? Потому что глина мягкая, а камень твердый , крепкий,
из глины мы можем слепить все что захотим, а из камня?
Постучите пожалуйста глиной о камень, теперь возьмите в
Обе руки камни и тоже постучите есть разница ? ( да камень о
камень издают звук, а глина о камень нет). Молодцы коллеги
видите как у нас все получается.
3 эксперимент.
Восп: А у меня для вас есть еще один камешек, но что это, вы узнаете
лишь отгадав загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его достать,
Надо в шахте побывать.
Его в шахте горняки
Отбивают молотками.
Это очень нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет. (ответы детей.).
Правильно он называется каменный уголь найдите его
на тарелочке, возьмите его в руку. Скажите какой он?
Дети: черный, пачкается, шершавый, немного блестящий…
Восп: Как вы думаете, он прочный? А давайте мы
это проверим. Восп разбивает уголь, да он твердый,
но не такой прочный как например морской каме-
шек. Давайте посмотрим , посмотрим что будет с
ним когда мы его опустим в воду.
4 эксперимент.
Давайте возьмем и опустим его в стакан с водой,
Как вы думаете уголь растворяется в воде или нет?
А как можно это проверить? Возьмите палочку и помешайте
аккуратно воду, меняет ли вода цвет? Ответы детей.
Запомните – каменный уголь нерастворим, ни в одной
из жидкостей. Теперь возьмите еще один каменный уголь
и попробуйте им нарисовать.
(Дети вытирают руки салфетками).
Итог: коллеги мы сегодня познакомились с различными
камнями давайте вспомним как они называются,
а чем морские камни отличаются от речных?
А что больше всего понравилось вам? Я думаю что мы
с вами еще продолжим исследовать камни.
Большое спасибо дорогие ученные, мне очень
было приятно с вами работать . До новых встреч в нашей лаборатории.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/09/dscn2032.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/09/dscn2035.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/09/dscn2036.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/09/dscn2042.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/09/dscn2048.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-495124-1413127911.jpg)
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-495124-1413127911.jpg)
Открытое районное занятие на средней группе в Д/С №8
К М/О НА ТЕМУ: "Значение детского эксперементирования для позновательного развития ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/05/picture-795709-1465124535.jpg)
Сценарий открытого районного занятия "Марафон профессий. Дело мастера боится"
Сценарий открытого районного занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-547565-1426919778.jpg)
Сценарий открытого районного занятия "Марафон профессий: Дело мастера боится"
Конспект открытого районного занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-937066-1548484798.jpg)
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и звукопроизношению. «Путешествие в зимний лес» На методическое объединение ДОУ Ачинского района.2014г
Открытое мероприятие по обучению грамотеЗакреплять навык правильного произношения звуков « Р», «Л». Совершенствовать умения детей пользоваться звуками «Р» и ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-1482913-1693752045.jpg)
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе «Путешествие по сказкам»
Конспект открытого интегрированного занятияпо познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе«Путешествие по сказкам»Цель:формиро...