Открытое районное занятие "Зул ирв"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лыскина Лидия Орсламовна

Открытое районное занятие "Зул ирв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zul_irv.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Звучит тихо музыка калмыцкая. Шторы закрыты. Входят дети с воспитателем.

Реб. Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст  наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше…

Вос- ль. Хуучннасн бат болҗ,

Шин наснөлзәтәболҗ,

Цуһарн то бәәрн, толһаменд, байртабәәцхәхболтха!

Воспитатель: Мендвт,бичкдүд! Мендвт,ирснгиичнр!

Сегоднямы  отмечаем вместе праздник Зул. А кто знает, что это за праздник?-кенмеднэ,(ответы детей и гостей)

Воспитатель: Правильно,  праздник Зул.- это калмыцкий  Новый год.

   И я приглашаю вас к нашему домашнему очагу/открываем шторы/

Кукуля  играет на домбре.  Здоровается   с  детьми  приглашает войти.

Дети  отвечают на приветствие, благодарят  за приглашение.

 Воспитатель с детьми проходят к столу с  лампадками.

воспитатель: Күүкд, эндрямаранхальмгулсинсәнөдр?

Бичкдүд: ЭндрЗул.

воспитатель: Зул - гиснюмб?

Бичкдүд: Зул – хальмгулсинсәнөдр. Нас авдгөдр.

воспитатель: Ода ямаранҗил?

Бичкдүд: Гахаҗил, биднээҗинхашадямаран мал бәәнәдумеднәвидн.

Обряд продления жизни.

Основное действие «обряд продления жизни» совершается вечером, когда на небе появляются первые звезды. Возжигание лампад поздно вечером  означает начало поклонения звездам, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду.

Зул-это семейный праздник. Хозяйка дома зажигает возрастную лампадку «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука, без добавления яиц), которой придается форма лодки, ладьи («онһц»- лодка). В эту лодочку втыкаются «наснаһол» (фитили лет).«Наснаһол» - это пучок из стебля травы – ковыль, обмотанный тонким слоем ваты. В каждом пучке должно быть столько стеблей ковыля (нарезанные размером в 4 пальца), сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни. Фитилей жизни должно быть ровно столько, сколько членов в семье, в лодочку они втыкаются слева направо, по старшинству членов семьи. Приготовленные фитили пропитывают топленым маслом и поджигают (начиная с левой стороны). Все члены семьи должны поклониться лампадке (насанавх) и произнести слова молитвы: «Ом- мани – падме - хум».  После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. «Насназул» (возрастная лампадка) должна догореть сама, остатки фитилей хозяйка собирает и бросает в огонь.

    Воспитатель.  На  прошлой недели  мы с вами  сделали лампадки из теста, лодочки  для продлевания жизни. Давайте их  поставим   к этой лампадке и зажжем.

        Авсннаснтнөлзәтәболҗ,

Ут наста, бат кишгтәболтха!

День рождения нации.

У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного..

По традиции накануне Зул калмыки жарят в масле борцоки, чтобы дом наполнился запахами печеного. Вечером этого же дня ставят «дееж» (почетное угощение) перед иконой, а именно- борцоки, сладости.

Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, и налив первую пиалу, ставит «дееҗ» , зажигает лампадку и молится, перебирая четки. В отдельной чаше перед алтарем ставится отварное мясо барана: шага чимгн (малая берцовая кость), дал (лопатка), хавсн (ребро), ууцынмахнас бор махн (мякоть задней ноги).

А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорәл).

     На зул  хозяйки готовили угощение- калмыцкий чай, борцоки и приглашали гостей за стол.

«Сянодртолзятяболтха!-

     Воспитатель на калмыцком   Присаживайтесь-бичкуудутсуутн.

 Дети рассаживаются на подушки. Воспитатель  раздаёт пиалы с чаем  и дети рассказывают йоряли «Сянодртолзятяболтха!-

   (Бичкдүдйөрәлкелнә)

: Көктеӊгриндораhур,

Көрстәhазриндеегүр,

Кезәчигнбайртабәәҗ,

Җилболhнзуланкеҗ,

Зуӊкванаршандкүртҗ,

Зу нас наслтн!

Цәшингнболвчн, идәнәдееҗ,

Цаасннимгнболвчн, номинкөлгн

Идән- чигәнэлвг-делвгболҗ,

Халунхальмгцәәhәнууҗ,

Хавтхахальмгбоорцган идӊ

Оньдиндөрвнцагт

Амрҗ, җирhҗйовтн!

. Авсннаснтнөлзәтәболҗ,

Өлзәкишгтн бат болҗ,

Оньдиндөрвнцагт

Менд, амулӊҗирhтн!

 Новый год   это радостный праздник. Люди встречались, желали другу друг   долгих лет и в каждом доме звучала музыка и весёлый смех. Давайте мы с вами споём калмыцкую песню/Дун« хур». 

Входит  в зал гахажил. В мужском  калмыцком костюме.

(КөгҗминайсарГахаҗилорна).

Воспитаьтель.  Ребята смотрите к нам  заглянул калмыцкий новый год –ГАХА ДЖИЛ.

     Воспитатель здоровается. И предлагает детям поздароваться со старшим/при этом дети встают/

   Дети здороваются. Он отвечает и говорит йорял.

Воспитатель : Спасибо тебя, что загдянул к нам в гости. Мы сейчас прочтём тебе стихи.

     Дети читают стихи

Денис и цеден

Җилболһнхальмгуд

Зул-байринөдрәнтосна

Кампадь-балтаhанурдасньбелднә,

Зулынцәәһәнчанна.

. Цә, боорцгдееҗтәвнә

Көгшүдбичкдүдин

Нас йөрәнә.

Күнболhннасанавна.

     Он благодарит их и предлагает им поиграть.

Гахаҗил: Би, бичкдүд, таднд «Маля» гидгнаадавчирв, наадый.

   Воспитатель. Как весело вы  играете и танцуете ноги сами пускаются в пляс.

    На калмыцком прилдуматьзакличку

      Танец Чечердык.

Ѳргн сур бүстә,
Ѳндрсәәхннурһта, 
Хату сур бүстә,
Халучсәәхнсүүртә.
Хәдрис! Хәдрис!

Воспитатель:  ҖилболһнЗуланкеҗ,

                    Насанавч,сəн-сəəхнбəəҗ,

                     Цаһанхаалһтаболҗ,

                    Насанавснбиднцуһар

                     Гем- зовлӊ угабəəхм!

                     Менд, амулӊ бəəцхəəтн!

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями калмыцкого народа, народным праздником Зул, научить детей и их родителей играть в народные игры, познакомить детей с народным песенным творчеством.

Задачи: закреплять двигательные умения, навыки детей, развивать двигательные качества (быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве); воспитывать чувства товарищества, дружбы, развивать выдержку, внимание, целеустремленность, упорство, дисциплинированность и организованность; закреплять умение играть по правилам, прививать командный дух; прививать любовь к родному краю, посредством калмыцких народных игр, калмыцкой народной музыки. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Создание положительного эмоционального настроя. 

Подготовительная работа: беседа о проведении праздника Зул, чтение стихотворения «Боорцг», прослушивание и разучивание песни «Зулирв», разучивание и проведение с детьми народных калмыцких игр, разучивание танцевальных движений под калмыцкие народные мелодии.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш»

        

Конспект развлечения

«Зул ирв»

в средней группе

Подготовила

Воспитатель МКДОУ д/с «Малыш»

Лыскина Л.О.

г. Городовиковск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПТИЦЫ МОИ ДРУЗЬЯ»

Интеграция областей в дошкольном образовании  - это обязательное условие для успешного обучения дошкольников сегодня. Мы проводим  интегрированную НОД , как итоговые праздники....

Конспект открытого районного досуга по декоративно-прикладному искусству в средней группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №74 «Лучик»               Конспект открытого районно...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого районного музыкально-спортивного мероприятия «Юные Олимпийцы» для детей подготовительных групп ГБДОУ Приморского района

Разработанное положение и сценарий открытого районного мероприятия для детей  подготовительных групп ГБДОУ Приморского района, посвященное Олимпиаде в Сочи 2014 года....

Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы

Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы...

Открытое районное занятие на средней группе в Д/С №8

К М/О НА ТЕМУ: "Значение детского эксперементирования для позновательного развития ребёнка"...

Открытый районный показ ООД познавательное развитие "Книга-лучший друг"

занятие было проведено на конкурсе "Воспитатель года -2016"...