Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корниенко Марина Валерьевна

Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, способствовать развитию эстетического вкуса. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_udivitelnyy_mir_kamney.docx69.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия образовательная область "Познание"

                                   в старшей группе № 7

                               "Удивительный мир камней"

Автор: Корниенко М.В.

 Должность: воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар "Детский  сад № 113"

                                                    Цель:

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

                             Интеграция образовательных областей:

"Познание", "Коммуникация", "Опытно-исследовательская деятельность".

                                                  Задачи:

Обучающие:

Обратить внимание детей на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (легкий, тяжелый); плавучесть (тонет в воде)

Развивающие:

Развивать визуальную,  мышечную память, глазомер, логическое мышление.

Эстетические:

Способствовать развитию эстетического вкуса. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закреплять навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Исследовательские:

Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представлением о камнях.

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Демонстрационный и раздаточный материал:

1.Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

2. Сказочная героиня - Хозяйка медной горы.

3. Шкатулка с сокровищами.

4. Синяя, белая ткань.

5. Набор крупного строительного материала.

6. Ящик ощущений.

7. Набор схем - рисунков.

8. Диск с таинственной музыкой

9. Шапка ученого.

10. Знаки: вопросительный, восклицательный.

11. Набор камней на каждого ребенка.

12. Лупы

13. Стакан с водой, ложка

14. Салфетки

15. Коробка с ячейками.

16. Алгоритмы исследований.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства.

Чтение сказок П.П. Бажова "Каменный цветок".

Словарная работа: жесткий, плотный, шершавый, шероховатый, лупа, "Ящик ощущений".

                                        Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

Воспитатель:

                                 Собрались все дети в круг,

                                 Ты мой друг, и я твой друг.

                                 Дружно за руки возьмемся

                                 И гостям мы улыбнемся.

Ребята сегодня я утром получила необычное письмо и посылку.

Адрес отправителя тоже загадочный - Горная страна. От гномов.

Кто из вас знает, кто такие гномы? Чем они занимаются? Посмотрите гномы прислали нам большую коробку - посылку. Как вы думаете, что может находиться в посылки. Давайте посмотрим, что там. Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержание этой посылки.

Дети: Камни

Воспитатель: Верно - это камни. А знаете ли вы, что каменными богатствами в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте). Здесь высокие горы.

В них много богатств и сокровищ, здесь - то и работают гномы.

И работают они на  Хозяйку медной горы.  Добывают  золото и драгоценные камни.

Ребята, а еще больше я растерялась, когда увидела не только посылку, но и конверт - в нем нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

Но с какой целью гномы нам послали эти камни и схемы? (предложения детей).

                             Не просто так посылка здесь,

                             И в том наверно есть секрет:

                             В посылке этой камни есть,

                             Что излучают свет!

                             Один, как мамины глаза,

                             Прозрачно - голубой;

                             Как виноградная лоза,

                             Зелененький - другой,  

                             А третий солнышка светлей,

                             А вдруг это алмаз ?!

                             Я предлагаю, дети, их

                             Вам рассмотреть сейчас.

- Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы знаете о них.  А хотите узнать больше.  Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Прошу садитесь  на свои места. Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза? Дети: - "Чтобы смотреть". Руки? Дети: - "Чтобы ощупывать предметы".

Уши? Дети: - "Чтобы слушать".

А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфеточки. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. "Определение цвета и формы".

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.)

Вывод:  камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему - рисунок, прикрепляет на доске.)

__________________________________________________________

Опыт № 2. "Определение размера".

Воспитатель показывает вопросительный знак и спрашивает: "Все камни одинакового размера?" - Дети: -  "Нет."

"Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?"

Вывод: камни бывают разных размеров.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

                                     Подготовка рук - массаж.

                   "Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем"

Опыт № 3. "Определение характера поверхности".

"Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?" (дети делятся открытиями).

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень  и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт №  4. "Рассмотрение камней через лупу"

"Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся чем?  - лупой". (Дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: - "Что интересного вы увидели ребята?" (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, точки). "Молодцы, вы очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минутку стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают".

Опыт № 5. "Определение веса"

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые

                                             

"Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки.

Стол какой? (холодный). А щеки? (теплые). Наша кожа может быстро определять температуру".

Опыт №  6. "Определение температуры камня".

"Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?" (дети предлагают способы действий. проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень).

                                 Дыхательная гимнастика.

Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: - "Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду"  (версии детей).

- "Почему вы так думаете?  (доводы детей).  А что нужно сделать, чтобы узнать правду - истину?"  (предложение детей).

Опыт №  7. "Плавучесть"

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают.  Делятся результатами опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

                                 

                                           

А достаньте камень из воды и протрите его салфеткой. Какой камень стал? (сухой).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку ученого и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод о проделанной опытах).

Дети приводят рабочее место в порядок и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин. Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. (сюрпризный момент). Дети открывают глаза. раскрывают шкатулку.

Ребята! Это, наверное Хозяйка медной горы совершила чудо. Посмотрите какие изделия делают из камней. Возьмем шкатулочку и рассмотрим сокровища. Вам понравились камни. Все, что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям. Всего вам доброго.

Использованная литература:

1. Н.А. Рыжова "Я и природа", Москва - 1996 г.

2. Н.А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду: теория и практика", Москва - 1999 г.

3. Т.М. Бондаренко: "Экологические занятия с детьми 6 лет", Воронеж - 2002 г.

4. Т.Н. Зенина:   "Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (старшая группа), Москва - 2008 г.

5. А.И. Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду", Москва - 2007 г.

                                  15.04.2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше настроение". Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в ...

конспект открытого занятия по физкультуре, старшая группа

Конспект открытого занятия по физической культуре на тему : " мы солдаты" ....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»

1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме: "Путешествие в страну здоровья"

Конспект открытого занятия для средней группы на тему: «Путешествие в страну здоровья»Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в первой средней группе на тему: «Путешествие в с...

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для  художественно- эстетического развития дошкольников....

Конспект открытого занятия по рисованию старшая группа. Техника: рисование «по мокрому листу»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,Тема: «Волшебная страна подводного мира»Задачи:Учить детей рисовать нетрадиционным способом "по ...