Экспериментирование для дошкольников в домашних условиях.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Юлия Марковна Логинова

Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentir.odt31.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

            Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок  рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.      Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.      Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.      Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.      Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.      Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

 Пример доступных опытов и экспериментов:

1.«Зубная паста для слона» — простой химический опыт, который очень нравится детям. В результате опыта мы получим огромное количество густой пены. Такой тип химических реакций называется фараонова змея.

Зубная паста для слона:рецепт

Для проведения опыта нам понадобятся:

6% раствор перекиси водорода,

сухие дрожжи,

жидкое мыло или средство для мытья посуды,

5 капель любого пищевого красителя,

2 ложки теплой воды,

литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.

Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода, а мы выполняем опыт с детьми! Поэтому 6% для нас оптимальный вариант.

Итак, всё подготовлено, поэтому не будем медлить и начнем готовить зубную пасту для слона. Первым делом в тарелке смешайте ложку сухих дрожжей и теплую воду. Помешивайте их около минуты. Отставьте в сторону.

С помощью воронки осторожно перелейте раствор перекиси водорода в бутылку. Туда же добавляем пищевой краситель. Много лить не нужно, достаточно 5 капель. Далее добавим примерно ложку жидкого мыла. Тщательно перемешайте полученную жидкость, взбалтывая бутылку.

Теперь внимание! Будьте предельно осторожны на этом этапе! Вылейте дрожжи в бутылку и немедля отойдите. Раз, два и…готово!

2.Как с помощью лимона надуть воздушный шарик

Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее:

уксус — 3 столовых ложки,

сода — 1 чайная ложка,

лимонный сок,

воронка,

стеклянная бутылка,

стеклянный стакан,

изолента,

воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности.

Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

3.Опыт для детей танцующие червячки

Для проведения опыта нам потребуются очень простые вещи:

3-4 мармеладных червячка,

пищевая сода,

уксусная эссенция,

вода,

2 стеклянных стакана.

Как показывает практика, лучше всего для эксперимента подходят «гладкие» мармеладные червячки Haribo и совсем не подходят червячки с обсыпкой. Если червячки кажутся вам слишком длинными для приготовленного стакана, разрежьте их на части «по вкусу». Один из стаканов наполовину наполним уксусной эссенцией.

Далее, разведем во втором стакане с теплой водой примерно три столовых ложки соды и поместим туда наших червячков минут на 10-15. По прошествии требуемого времени, осторожно достаем червячков по одному и перекладываем в стакан с уксусной эссенцией.

Червячки мгновенно начинают «обрастать» пузырьками и совершать движения к поверхности и обратно, как бы танцуя. Поверьте, забавный опыт Танцующие червячки не оставит вашего ребенка равнодушным!

Что произошло

Во время отлеживания в растворе соды, она проникает в поры мармелада. Затем, опуская червячка в уксус, мы запускаем химическую реакцию. Сода (гидрокарбонат натрия или еще по другому соль угольной кислоты) реагирует с уксусом. При их взаимодействии образуются ацетат натрия, углекислый газ и вода. Т.е. те самые пузырьки, которыми обрастает наш червячок это и есть углекислый газ. Пузырьки газа сначала тянут червячка наверх, но лопаются на поверхности, поэтому червячок опускается вниз. Затем он снова «обрастает» пузырьками и круговорот червячка в стакане продолжается до окончания химической реакции.

4.Раствор для мыльных пузырей своими руками

И дети и взрослые любят мыльные пузыри. Конечно можно легко купить готовый раствор для мыльных пузырей в детском магазине, но, согласитесь, куда приятнее «похимичить» вместе с малышом и тут же испытать новый раствор! Мы подобрали несколько простых рецептов раствора для мыльных пузырей для приготовления своими руками.

Простой рецепт раствора для мыльных пузырей

Это самый простой рецепт. Для него нужно всего-то пол-литра воды и стакан средства для мытья посуды.

Рецепт раствора для мыльных пузырей с сахаром

Мыльные пузыри на основе раствора с сахаром поистине чемпионы по прочности! Смешиваем стакан воды со стаканом жидкости для мытья посуды и в полученный раствор добавляем 2 чайные ложки сахара.

Рецепт раствора для мыльных пузырей с глицерином

Мыльные пузыри, которые выдувают из раствора с глицерином могут быть поистине огромными! Смешиваем глицерин и воду в пропорции 1:1, например, по стакану того и того. И добавляем пару ложек средства для мытья посуды.

Рецепт раствора для цветных мыльных пузырей

Хотя у нас уже получаются отличные мыльные пузыри, которые очень красиво переливаются на солнце всеми цветами радуги, пожалуй, поэкспериментируем еще и добавим всего пару капель пищевого красителя в раствор для получения неожиданного эффекта! Итак, смешиваем жидкость для мытья посуды и воду в пропорции 1:2 и добавляем несколько капель пищевого красителя.

Стоит отметить, что широко распространенный рецепт раствора для мыльных пузырей состоит из туалетного мыла и воды. На самом деле это не лучший вариант. Такие мыльные пузыри недолговечны и их тяжело выдувать. Воспользовавшись нашими рецептами приготовления раствора для мыльных пузырей вы получите настоящие красивые пузыри. А хорошо потренировавшись сможете разыгрывать небольшие представления с мыльными пузырями, например, как признанный мастер шоу мыльных пузырей Marco Zoppi.

УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование с водой в домашних условиях

. Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды помож...

Консультация для родителей "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Необходимо направить энергию детей в нужное русло....

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой эне...

Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются дети бо...

"Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются дети бо...

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Любой ребёнок будет в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются д...

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях...