НОД «Экологическая проблема леса!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx256.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

НОД

Познавательное развитие

Старший дошкольный возраст (старшая группа 5 – 6 лет)

Тема

«Внимание! «Экологическая проблема леса!»

Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами. Процесс осознания всех зависимостей животного и растительного мира начинается именно с правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». С вышеуказанным правилом педагоги ДОУ традиционно знакомят детей в старшем дошкольном возрасте.

Мотивационная составляющая этого занятия ставит детей в позицию опытных коллег, что способствует разрешению экологической проблемы, а новое знание, полученное детьми практическим путём делает его опытом.

Цель

Формирование        навыков        исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и

растительного мира «Пищевая цепочка».

Задачи

Образовательные:

создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».

побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса

Воспитательные:

воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;

воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Развивающие:

Способствовать развитию

наглядно-образного мышления; зрительного внимания;

умения устанавливать причинно-следственные связи; мыслительных операций: синтез, анализ.

умений

  • читать схему;
  • составлять модель 3 - х составляющих;
  • использования речи для выражения своих суждений.

Планируемые образовательные результаты

Ключевые компетентности

Познавательные

Интегративные качества

Социально - личностные

  • Знание        нормы                жизни представителей экологической        системы

«Лес» через называние и применения        правила существования животного и растительного                мира

«Пищевая цепочка»

  • Знание название своего города, некоторых сведений о        природных        и географических

особенностях своей Малой Родины.

  • Умение по примеру анализировать экопроблему, делать вывод.
  • Умение пользоваться при помощи        взрослых

источниками информации.

Формирование предпосылок к:

🕐 коммуникативным УУД:

  • умеет слушать и понимать других.
  • способен к построению речевого высказывания в ситуации общения;
  • использует речь для выражения своих мыслей

🕐 регулятивным УУД:

  • умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать по аналогии, классификацировать;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • умеет извлекать необходимую информацию из рисунков, схем, текстов;
  • умеет выполнять пробное учебное действие;
  • умеет подводить свою деятельность под понятие.

🕐 познавательным УУД:

  • Ориентация в системе норм жизни представителей животного мира и отношений к ней человека;
  • Потребность в самовыражении через слово.
  • Умение использовать критерии для обоснования своего суждения;
  •         Умение обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
  • активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми;

  • Умение строить модель питания животных (пищевая цепь) и воспроизводить знания.
  • умеет выявлять сущность, особенности объектов животного мира
  • умеет на основе анализа объектов делать выводы, с помощью взрослого находить новые знания, находить ответы на вопросы.
  • умеет ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что приобретено новое знание, с помощью, которого можно

объяснить похожие ситуации

  • проявляет активность в разных видах познавательной

деятельности: рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку

Методы обучения

Информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения материала, эвристический,

исследовательский

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Интеграция образовательных

областей

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие

Средства обучения

Компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация

Демонстрационный материал

Презентация для занятия

Видео «Лесная рапсодия»

Раздаточный материал

Макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт.

Карточки с изображением животных леса

Карточки с изображением растительности

Стрелки

Предварительная работа        Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»

Организационная структура занятия «Внимание! Экологическая проблема леса!» (конспект занятия)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы обучения/ технологии обучения/формы организации деятельности

воспитанников

Планируемые результаты

Познавательн ые

Интегративные качества

1 этап Введение в ситуацию

Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в

деятельность поискового характера.

Формирование и фиксирование

детской цели – отправиться на помощь ученому- зоологу

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подойдите к ним, спросите, как у них дела, какое у них настроение (заведующий ДОУ, педагоги)

Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг.

-Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?

-Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Костромской области. Какие на карте присутствуют цвета?

-Какого цвета больше?

-Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?

-Правильно, это леса, луга. К

Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов?

- Почему?

Подходят к гостям, беседуют с ними.

Встают в круг перед педагогом

-Наш город называется Кострома.

-Больше зеленого цвета.

- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.

-Да, нужно.

Леса – это дом для животных…

 Методы:

информационно – рецептивный, репродуктивный

 Технология

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников:

  1. включение

детей в игровую ситуацию;

  1. обращение к личному

жизненному опыту, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия

Знание названия своего        города, некоторых

сведений        о

природных        и географически х особенностях своей        Малой Родины

Знание места проживания диких

животных, как нормы их

жизни - лес

Формируем интегративные качества:

Обладает установкой положительно го отношения к миру,

другим людям и самому себе Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Владеет устной речью Способен к построению речевого высказывания в ситуации

общения

- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его?

Читает письмо:

-«Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой».

Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне?

- Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет.

Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

-Да

-Да.

Проявляет инициативу, уверенность в своих силах

2 этап

Актуализация знаний и умений Актуализация

Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция.

Педагог        переодевается        в        ученого- зоолога

Встают        перед педагогом. Станция условна.

 Методы:

Информационно – рецептивный, метод

Умение анализировать экологическую проблему.

Формируем интегративные качества:

Обладает

мыслительных процессов

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна, я - ученый-зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события.

От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса).

Подойдите, пожалуйста, к столу.

  • Здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. Помогите распределить

этих животных по типу питания на группы и соответственно этого разместить их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать.

Приступайте!

  • Вы заметили что-нибудь необычное?

*********(гибнет растительность)

Смотрят        фото        с помощью ЭОР

Подходят к столу

Распределяются по парам и выполняют задание

Самостоятельная работа детей

-Да

- На красном поле

проблемного изложения материала, репродуктивный

 Технология

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников: организация

дидактической игры в парах., в которой актуализируются ранее способы

действий и знаний,

достаточных для построения в следующем этапе нового знания

Умение делать вывод

Умение обращаться к источникам информации, пользоваться найденной информацией.

начальными знаниями и представлениям и

Способен

договариваться Может

выражать свои

мысли

Уверен в своих силах

Учитывает интересы и чувства других Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми Различает условную и реальную ситуацию

Владеет устной речью Способен

выбирать себе участников по совместной

деятельности

  • Как вы думаете, ребята, что это означает?

  • Правильно. С моими коллегами- зоологами мы так же имели предположение, что в этом лесу нет хищников. Нам предстоит вместе с Вами разобраться в этом вопросе.
  • Скажите, к каким источникам информации необходимо обратиться для того, что бы справиться с этой проблемой?

Какой источник нам поможет в этом случае?

-Правильно. Для того, что бы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, я её нашла в интернете (информация считывается воспитателем со слайда)

  • В природе существуют последовательные связи, возникающие в экосистеме между хищниками их жертвами. - Ребята перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки. Скажите, что изображено на них?

  • Какие именно животные, если делить

нет животных, а на зеленом        много зайцев.

Дети делают вывод

-Это означает, что в этом лесу нет хищников.

- Посмотреть в книге, интернете, спросить        у

взрослых, подумать и найти решение самостоятельно.

Взрослый человек, интернет.

-Трава, животные.

их по типу питания?

- Правильно.

Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить.

-Травоядные        и хищники.

Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку.

3 этап

Затруднение в игровой ситуации

Формирование опыта фиксации затруднения в

деятельности и выявление причины.

-Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?

- Как вы думаете, почему?

Что вы делаете, когда испытываете затруднение?

Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе.

-Нет.

Пробуют        делать вывод

-Мы        не        знаем последовательности У нас затруднение. Обращаемся                к источникам

информации (книге, взрослому человеку… )

 Методы: метод проблемного изложения материала

 Технология

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников:

  1. постановка детей в проблемную ситуацию;
  2. включение детей в подводящий

диалог с целью фиксации

Умение анализировать собственную деятельность, необходимую

для разрешения проблемы

Формируем интегративные качества:

Может

выражать свои мысли

Уверен в своих силах Обладает начальными знаниями и представления ми

Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельн о найти

объяснение

Интересуется причинно-

затруднения

следственным и связями

Владеет устной речью

4 этап

Открытие нового знания

Формирование опыта самостоятельног о        преодоления затруднения        в деятельности; Развитие умения фиксировать новое знание в речи.

- Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?;

3) с какой стороны читается цепочка.

Растения травоядное животное хищник

Как вы думаете, какая карточка будет первая?

Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы!

Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого?

Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами.

Это правило существования животного и растительного мира. Называется

«Пищевая цепочка».

Глядя на эту последовательность,

1)        в        пищевой

цепочке                три составляющих;                2) зависимость питания обозначено стрелками;                        3) читается        цепочка слева направо.

Растения С растения

Травоядное животное

Для        хищных животных.

Делают вывод

 Методы:

Исследовательски й, эвристический

 Технология

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников:

  1. включение детей в подводящий,

побуждающий диалог с целью

открытия нового знания;

  1. создание ситуации успеха

Умение строить модель

«Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения

Формируем интегративные качества:

Овладевает основными культурными способами

деятельности Может

следовать

социальным нормам поведения и правилам в разных видах

деятельности, во взаимоотноше ниях со взрослыми и сверстниками Способен к волевым усилиям

Владеет устной речью Интересуется причинно-

следственным

можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу!

Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос:

«Смогут ли животные жить друг без друга?»

  • Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку?
  • Приступайте.

Если исчезнет одно звено        цепочки, исчезнут                все животные…

Нет

-Да

Выполняют задание

и связями Может

выражать свои

мысли Проявляет инициативу и самостоятельн ость в познавательно

-

исследователь ской

деятельности

5 этап Включение нового знания в систему знаний

Использование нового знания в работе

- Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему?

-Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием.

-Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте.

-Да

Мы знаем правило последовательности расположения

животных        и

растений        в

пищевой цепочке.

Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально)

 Методы:

Информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический

 Технология

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников:

  1. возвращение в реальность сюжете
  2. выполнение

Умение пользоваться при        помощи взрослых источниками информации.

Умение применять знания        для построения пищевой цепочки        для конкретных

животных леса

Формируем интегративные качества:

Проявляет инициативу и самостоятельн ость в разных видах

деятельности Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельн о найти

объяснение

Владеет

- Справились?

-Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему?

Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило?

Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить,        почему        гибнет растительность в этом лесу?

  • Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить?
  • Правильно, ребята. Что будет когда

Правилом существования

животного        мира.

«Пищевая цепочка».

Сначала        получили информацию                из интернета,                потом думали самостоятельно.

-Да,        сможем.

Растительность

гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают

деревья и кусты.

- Вернуть хищников в лес.

Когда                хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет        соблюдено правило существования

животного        и

задания на новый способ действия

3) Проверка результата знаний с эталоном

устной речью

хищников станет достаточно в лесу?

Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных.

- За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе.

А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания.

Занимаем места в самолёте

Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

растительного мира. Смотрят видео (…)

Берут        диск        и

отправляются        в детский сад.

6 этап

Осмысление (итог)

Создание ситуации успеха Фиксирование

-        Вам        понравилось        путешествие, ребята?

-Скажите, где мы с вами были сегодня?

-Что вы делали на станции? Кому

  • Да, интересное

-Мы        были        на передвижной научной станции.

  • Мы        помогали

 Методы:

Информационно – рецептивный

 Технология

Знание нормы жизни

представителей экологической системы «Лес»

Формируем интегративные качества:

Интересуется причинно-

следственным

детьми детской цели Проговаривание детьми условий, которые позволили

достигнуть цели.

помогали?

Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

ученому-зоологу разбираться        в проблеме.

Мы можем поделится с

родными, успешно играть в настольные игры…

«Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон

 Формы организации деятельности

воспитанников: 1)проговаривание

детьми условий, позволивших

достигнуть цели; планирование

дальнейших действий

2) включение в ситуацию успеха

и связями Владеет устной речью Обладает чувством собственного достоинства Сопереживает неудачам и радуется успехам

других Выражает

свои мысли

Различает условную и

реальную ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе о красоте родного края и экологических проблемах

Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас  же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, а ведь она на...

Экологические проблемы и их решения.

Экологическое воспитание дошкольников. Углубление и дальнейшее формирование знаний о факторах загрязнения окружающей среды....

Экологический проект "Экологические проблемы лесов Подмосковья"

Краткосрочный (на 3 месяца) экологический проект, разработанный для детей подготовительной группы....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

http://Воронежцам пока еще не время жаловаться на качество воздуха и воды, тем не менее вполне благоприятную картину легко смогут испортить и сами же жители нашей губернии, когда перестанут цени...

"Наш поселок и его экологические проблемы"

Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, ведь она нас радует своей к...

Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: ...