Главные вкладки

    Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Штоппель Мария Сергеевна

    Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ctarshaya_gryunye_isledovateli_shtoppelm.s.docx46.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

    Программа дополнительного образования

    «Юные исследователи»

    (по познавательно – исследовательской деятельности)

    для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    срок реализации 2018-2019 г.

    Руководитель:

    Штоппель Мария Сергеевна

    воспитатель первой

    квалификационной категории

    р.п. Маслянино2018 г

    1.Название кружка:  «Юные исследователи».

    2.Пояснительная записка:

              Направленность программы: : познавательно - исследовательская.

              Возраст детей: В данной программе участвуют дети старшей группы –  5- 6лет.

    Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. 

    Экспериментирование - основная особенность познавательной деятельности детей. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование - ведущая деятельность дошкольного возраста. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов.

     Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей.

    Успешному развитию экспериментальных способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа,  составленная в соответствии с образовательной программой МКДОУ «Тополек» «Солнечные лучики»,  а также методических рекомендаций программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных  связей по художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, речевому развитию.

       Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и  размышлению.

         Задачи:

    1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
    2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
    3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
    4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

    .

          Ожидаемый результат: - Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

    - Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

    - Проявляют интерес исследовательской деятельности.

    - Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

    - Умеют формулировать вопрос, отвечать на поставленный вопрос, находить пути решения проблемы. Проявляют интерес к окружающей нас природе.

    - Вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома.

    -Сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности.

       Системный показатель эффективности:

       Итоговая аттестация: «Забавные фокусы» Развлечение

       Конспект:

    3.Учебно-тематический план:

                            Тема

                           Кол-во часов

    Растения

    4

    Вода

    5

    Знакомство с приборами

    3

    Физические явления

    5

    Воздух

    3

    Опыты по схеме

    1

    Природные явления

    4

    Звук

    3

    Космос

    2

    Электричество

    3

    Проявление веществ

    1

    Фокусы

    1

    Итого

    35

    4.Структура и содержание совместной деятельности: мотивация, постановка  вопроса (проблемы),  выдвижение предположений, поиски путей решения, проверка гипотез, выводы, фиксация результатов, рефлексия.

    5.Тематическое содержание

    Перспективный план исследовательской деятельности средняя группа

    Месяц

    Тема

    Цель

     

    Сентябрь

    №1

    Где прячутся детки?

    Создание целостного представление о растение, формирование умения выделять ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

    №2

    У кого какие детки?

    Формирование умения выделять общее в строение семян (наличие ядрышка) .Побуждение к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

    №3

    Тепло - холодно.

    Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

    №4

    Как развивается растение?

    Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок –плод- семя.

    Октябрь

    №1

    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

    Расширение представлений детей об органах чувств,  их назначении  (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

    №2

    Почему все звучит?

    Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

    №3

    Прозрачная вода

    Расширение представлений детей о воде и выявление ее свойств  (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму).

    №4

    Изготовление цветных льдинок.

    Развитие познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой, познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Показать, что вода прозрачная, но она может стать разноцветной, если в нее добавить краску.

    Ноябрь

    №1

    Какие предметы могут плавать?

    Формирование представления у детей о плавучести предметов, о том, что плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

    №2

    Делаем мыльные пузыри.

    Познакомить детей со способом изготовления  пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

    №3

    Воздух повсюду.

    Расширение  представлений о воздухе; обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.

    №4

    Воздух работает.

    Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

    Декабрь

    №1

    Каждому камешку свой домик.

     Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    №2

    Можно ли менять форму камня и глины?

    Выявить свойства глины :  (влажная, мягкая, вязкая),  можно выявлять ее форму, делить на части, лепить)  и камня (сухой, твердый из нее нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

    №3

    Свет повсюду

    Расширение представлений о свете, показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер ), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча ).

    №4

    Свет и тень.

     Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    Январь

    №1

    №2

    Замерзшая вода.

     Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    №3

    Тающий лед.

     Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 

    Февраль

    №1

    Таинственные картинки.

    Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

    №2

    Все увидим, Все узнаем!

     Познакомить с прибором – помощником –лупой и её назначением.

    №3

    Песочная страна.

     Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    №4

    Где вода?

     Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. 

    Март

    №1

    Водяная мельница.

     Дать представления о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

    №2

    Звенящая вода.

     Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. 

    №3

    Угадай-ка!

     Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

    №4

    Ловись, рыбка, и мала, и велика.

     Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 

    Апрель

    №1

    Фокусы с магнитами.

     Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 

    №2

    Солнечные зайчики

    Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 

    №3

    Что растворяется в воде?

    Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

    №4

    Что отражается в зеркале?

    Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Май

    №1

    Волшебное сито.

    Ознакомление со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной, с помощью сита, развитие самостоятельности.

    №2

    Цветной песок.

    Ознакомление  детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

    №3

    Игры с песком.

    Закрепление представлений детей о свойствах песка, развитие любознательности, наблюдательности, активизация речи детей, развитие  конструктивных умений. 

    №4

    Фонтанчики.

    Развитие  любознательности, самостоятельности, создание радостного настроения.

    Перспективный план исследовательской деятельности старшая группа

    Месяц

    Тема

    Цели. Задачи

     

    Сентябрь

    №1

    Может ли растение дышать?

    Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

    №2

    Что выделяет растение?

    Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растения.

    №3

    Тепло - холодно.

    Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

    №4

    Как развивается растение?

    Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод - семя.

    Октябрь

    №1

    Какая бывает вода?

    Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

    №2

    Вода растворитель. Очищение воды.

    Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

    №3

    Сила тяготения.

    Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

    №4

    Упрямые предметы.

    Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

    Ноябрь

    №1

    Волшебные стеклышки.

    Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

    №2

    Почему предметы движутся?

    Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

    №3

    Хитрости инерции.

    Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни  ( отличать сырые яйца от вареных).

    №4

    Что такое масса?

    Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования.

    Декабрь

    №1

    Воздух.

    Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

    №2

    Солнце дарит нам тепло и свет.

    Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием « световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

    №3

    Почему дует ветер?

    Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

    №4

    Почему не тонут корабли?

    Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

    Январь

    №1

    - Путешествие Капельки.

    Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека.

    №2

    Чем можно измерить дину?

    Расширить представления детей о мерах длины; условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности  (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

    №3

    Все обо всем.

    Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

    Февраль

    №1

    Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

    Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

    №2

    Откуда взялись острова?

    Познакомить детей с понятием « остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

    №3

    Как происходит извержение вулкана?

    Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

    №4

    Как появляются горы?

    Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

    Март


    №1

    Испытание магнита.

    Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компаса.

    №2

    О «дрожжалке» и «пищалке».

    Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

    №3

    Как сделать звук громче?

    Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки  бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

    №4

    Почему поет пластинка?

    Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.

    Апрель

    №1

    Как образуются метеоритные кратеры?

    Смоделировать с детьми метеоритный кратер, уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

    №2

    Почему в космос летают на ракете?

    Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

    №3

    Секретные записки.

    Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

    №4

    Что такое молния?

    Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

    Май

    №1

    Почему горит фонарик?

    Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

    №2

    Электрический театр.

    Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

    №3

    Радуга в небе.

    Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму.

    №4

    Забавные фокусы.

    Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать

    мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

    6.Условия реализации

       -Основные правила для педагога в работе с детьми: осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

       -Требования к помещению для проведения занятий:

    Занятия проводятся в групповом помещении, отвечает требованиям СанПиН и соответствует ФГОС ДО.

       -Методы обучения: В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности. А также игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.

    7.Методическое обеспечение:

    1. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
    2. « Неизведанное рядом »  Опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина

    8.Организация работы:

        -Сроки реализации: данная программа рассчитана на два года.

        -Количество часов: 31 час в год

        -Периодичность: 1 раз в неделю по 25 минут каждое

        -Средства обучения

    • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, весы;
    • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
    • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
    • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
    • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
    • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

    Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

    Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

    В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...