Главные вкладки

    Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
    проект (подготовительная группа) по теме

    Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность:

    Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.

    Цели и задачи: 

    -создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;

    -развивать интерес к исследовательскому поиску;

    - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

    -обогащать словарный запас детей;

    -совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

    Сроки проведения: проект краткосрочный, рассчитан на 3 недели.

    Участники: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатель, родители.

     

    Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

    Ожидаемый результат:

         Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

    План предстоящей деятельности:

    1. Выбираем объект исследования.
    2. Подбираем оборудование.
    3. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
    4. Проводим эксперимент.
    5. Анализируем результат.

    План экспериментальной деятельности:

    1 неделя:

    Воздух.

    Беседа «Воздух на земле».

    Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред).

    Опыты:

    1. «Как поймать воздух».
    2. «Имеет ли воздух вес».
    3. «Парашют».
    4. «Воздух в стакане».
    5. «Воздух в наших лёгких».
    6. «Воздух легче воды».
    7. «Тёплый и холодный воздух».
    8. «Воздух можно сжать».
    9. «Почему гаснет свеча».

    2 неделя:

     Вода.

    Беседа «Круговорот воды в природе»,  «Что такое вода и для чего она нужна людям?».

    Опыты:

    1. «Имеет ли вода форму?».
    2. «Какого цвета вода?»
    3. «Вода- растворитель».
    4. «Тонет – не тонет».
    5. «В какой воде легче плавать?».
    6. «Послушная водичка».

    3 неделя:

    Магнит.

    Беседа «Что такое магнит?»

    Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает».

    Опыты:

    1. «Всё ли притягивает магнит?».
    2. «Танец кнопок».
    3. «Не замочи рук».

    Песок и глина – наши помощники.

    Игры с песком на прогулке. Наблюдения на прогулке.

    Опыты:

    1. «Что такое песок?»
    2. «Сравнение песка и глины».
    3. «Кто живёт в песке?».
    4. «Лепим из песка и глины».

    Работа с родителями:

    Консультация «Детское экспериментирование».

    Приложение:

    Опытно-экспериментальная деятельность.

    Воздух

    1. «Как поймать воздух»

    Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.

    -Что произошло с пакетом?

    -Что в нём находится?

    Возьмите острую палочку и осторожно проколите

    пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод:  Мы воздух не видим, но можем почувствовать.

    2.«Имеет ли воздух вес»

    Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвешиваем шары.

    -Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

    и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

    Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.

    4.«Парашют».

    Оборудование: 8 кусков верёвки по 40 см., большой пластиковый пакет,

    двухсторонний скотч, игрушечный человечек.

    Из пакета вырезаем круг и крепим к нему верёвки и человечка.

    Сложим парашют и бросим его как можно выше.

    При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

    Вывод: Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

    5.«Воздух в стакане».

    Оборудование: пустой пластиковый стакан, ёмкость с водой.

    Перевернём стакан вверх дном, и будем медленно опускать его в воду.

    -Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,

    снаружи стакан мокрый, а внутри?

    -Почему вода не попала в стакан?

    Вывод: в стакане находится воздух, он не пускает воду.

    6.«Воздух в наших лёгких».

    Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

    -Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?

    Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

    7.«Воздух легче воды».

    Оборудование: резиновые или пластмассовые игрушки, ёмкость с водой.

    Попробовать «утопить» игрушки в воде. Игрушки всплывают.

    -Где можно использовать это свойство воздуха?

    Вывод: Воздух легче воды. Это свойство нашло применение при производстве надувных кругов, матрасов для купания.

    8.«Тёплый и холодный воздух».

    Оборудование: нарисовать круг, вырезать. Провести по кругу линии так, чтобы получилась спираль. Раскрасить её в виде змейки, вырезать. Сквозь головку змейки продеть нитку. Подержать над батареей. Поднимающийся тёплый воздух заставит змейку двигаться.

    -почему змейка движется?

    -Где люди используют это свойство воздуха?

    Вывод: Горячий воздух более лёгкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Применение – полёты на воздушном шаре.

    9.«Воздух можно сжать».

    Набрать в шприц воздух, закрыть пальцем и надавить. Поршень опускается с трудом. Не открывая отверстия отпустить поршень, он вернётся в обратное положение.

    Вывод: Поршень заставляет воздух сжиматься, возвращается в исходное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться. Сила сжатого воздуха может передвигать предметы. Например: вода из шланга, ядро из пушки.

    10.«Почему гаснет свеча».

    Оборудование: 2 свечи, 2 блюдца, банка, спички.

    Взять 2 свечи, поставить на блюдца и поджечь их. Одну из свечей  накрыть банкой. Через некоторое время свеча, накрытая банкой, погаснет.

    -Почему свеча погасла?

    Вывод: В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Человек тоже не сможет жить без кислорода.

    Вода.

    1.«Имеет ли вода форму?»

    Оборудование: кубик шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.

    Перелить воду в пустую ёмкость.

    -Имеет ли вода форму?

    Вывод: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

    Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.

    2.«Какого цвета вода?»

    Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, картинка.

    Поставим картинку за стаканом с водой, за стаканом с молоком.

    -Что  мы обнаружили?

    Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода

    прозрачная жидкость.

    3.«Вода- растворитель»

    А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

    Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.

    -Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус.

    Вывод: Вода не имеет вкуса. Вода может растворять вещества.

    -А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное

    масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно

    осталось на поверхности.

    4.«Тонет – не тонет»

    Оборудование: Ёмкость с водой, металлические, пластмассовые, деревянные и др. предметы. Поочерёдно опускать предметы в воду.

    -Все ли предметы утонули?

    Вывод: Тяжёлые предметы тонут, а более лёгкие остаются на поверхности.

    5.«В какой воде легче плавать?»

    Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.

    Положили 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.

    Вывод: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

    6.«Послушная водичка»

    Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.

    Напомнить детям рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

    -Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

    Осторожно опустить камешки в банку.

    -Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).

    А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

    Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

    Вывод: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

    Магнит.

    1.«Всё ли притягивает магнит?»

    Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    2.«Танец кнопок»

    Оборудование: Магнит, картон, кнопки.

    На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки.

    Вывод: Сила магнита действует через картон.

    3.«Не замочи рук»

    Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепка, магнит.

    Опускаем скрепку в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

     Вывод: Сила магнита действует через стекло.

    Песок и глина.

    1.«Что такое песок?»

    Оборудование: Сухой песок, лупа, магнит.

    Потрогать песок руками, рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит.

    Вывод: песок- это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла.

    2.«Сравнение песка и глины»

    Оборудование: Песок, глина, бумага.

    Насыпать на бумагу песок и глину.

    Вывод: Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.

    Глина – однородная, «хрупкая», ломается.

    3.«Кто живёт в песке?»

    Оборудование: Песок, бумажные трубочки, пластиковый стакан.

    Вложить в трубочку карандаш, засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем сначала карандаш, затем, через некоторое время трубочку.

    -Трубочка помялась?

    Вывод: Песчинки, соприкасаясь, образуют предохранительный свод.

    -Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми.

    4.«Лепим из песка и глины»

    Оборудование: песок, глина, тарелочки, клеёнки, вода.

    Смочить песок, глину. Сравнить, где вода впиталась быстрее.

    Попробовать лепить из песка, из глины.

    Вывод: Из глины можно лепить, а песок рассыпается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Конспект по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Мы исследователи"

    Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить детей с органами дыхания. Закрепить знания дете...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель:  Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...

    Варианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам: «Математика на кухне», «Математика на прогулке»

    Экспериментально-исследовательская деятельность - один из видов проблемно-игровых технологий. Она направлена на самостоятельный поиск и проиобретение детьми новой информации....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

    Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»

    В  конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...