Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
проект (подготовительная группа) по теме

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.

Цели и задачи: 

-создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;

-развивать интерес к исследовательскому поиску;

- развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-обогащать словарный запас детей;

-совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Сроки проведения: проект краткосрочный, рассчитан на 3 недели.

Участники: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатель, родители.

 

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

     Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

План предстоящей деятельности:

  1. Выбираем объект исследования.
  2. Подбираем оборудование.
  3. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
  4. Проводим эксперимент.
  5. Анализируем результат.

План экспериментальной деятельности:

1 неделя:

Воздух.

Беседа «Воздух на земле».

Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред).

Опыты:

  1. «Как поймать воздух».
  2. «Имеет ли воздух вес».
  3. «Парашют».
  4. «Воздух в стакане».
  5. «Воздух в наших лёгких».
  6. «Воздух легче воды».
  7. «Тёплый и холодный воздух».
  8. «Воздух можно сжать».
  9. «Почему гаснет свеча».

2 неделя:

 Вода.

Беседа «Круговорот воды в природе»,  «Что такое вода и для чего она нужна людям?».

Опыты:

  1. «Имеет ли вода форму?».
  2. «Какого цвета вода?»
  3. «Вода- растворитель».
  4. «Тонет – не тонет».
  5. «В какой воде легче плавать?».
  6. «Послушная водичка».

3 неделя:

Магнит.

Беседа «Что такое магнит?»

Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает».

Опыты:

  1. «Всё ли притягивает магнит?».
  2. «Танец кнопок».
  3. «Не замочи рук».

Песок и глина – наши помощники.

Игры с песком на прогулке. Наблюдения на прогулке.

Опыты:

  1. «Что такое песок?»
  2. «Сравнение песка и глины».
  3. «Кто живёт в песке?».
  4. «Лепим из песка и глины».

Работа с родителями:

Консультация «Детское экспериментирование».

Приложение:

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воздух

1. «Как поймать воздух»

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.

-Что произошло с пакетом?

-Что в нём находится?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите

пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод:  Мы воздух не видим, но можем почувствовать.

2.«Имеет ли воздух вес»

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвешиваем шары.

-Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.

4.«Парашют».

Оборудование: 8 кусков верёвки по 40 см., большой пластиковый пакет,

двухсторонний скотч, игрушечный человечек.

Из пакета вырезаем круг и крепим к нему верёвки и человечка.

Сложим парашют и бросим его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

Вывод: Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

5.«Воздух в стакане».

Оборудование: пустой пластиковый стакан, ёмкость с водой.

Перевернём стакан вверх дном, и будем медленно опускать его в воду.

-Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,

снаружи стакан мокрый, а внутри?

-Почему вода не попала в стакан?

Вывод: в стакане находится воздух, он не пускает воду.

6.«Воздух в наших лёгких».

Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

-Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?

Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

7.«Воздух легче воды».

Оборудование: резиновые или пластмассовые игрушки, ёмкость с водой.

Попробовать «утопить» игрушки в воде. Игрушки всплывают.

-Где можно использовать это свойство воздуха?

Вывод: Воздух легче воды. Это свойство нашло применение при производстве надувных кругов, матрасов для купания.

8.«Тёплый и холодный воздух».

Оборудование: нарисовать круг, вырезать. Провести по кругу линии так, чтобы получилась спираль. Раскрасить её в виде змейки, вырезать. Сквозь головку змейки продеть нитку. Подержать над батареей. Поднимающийся тёплый воздух заставит змейку двигаться.

-почему змейка движется?

-Где люди используют это свойство воздуха?

Вывод: Горячий воздух более лёгкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Применение – полёты на воздушном шаре.

9.«Воздух можно сжать».

Набрать в шприц воздух, закрыть пальцем и надавить. Поршень опускается с трудом. Не открывая отверстия отпустить поршень, он вернётся в обратное положение.

Вывод: Поршень заставляет воздух сжиматься, возвращается в исходное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться. Сила сжатого воздуха может передвигать предметы. Например: вода из шланга, ядро из пушки.

10.«Почему гаснет свеча».

Оборудование: 2 свечи, 2 блюдца, банка, спички.

Взять 2 свечи, поставить на блюдца и поджечь их. Одну из свечей  накрыть банкой. Через некоторое время свеча, накрытая банкой, погаснет.

-Почему свеча погасла?

Вывод: В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Человек тоже не сможет жить без кислорода.

Вода.

1.«Имеет ли вода форму?»

Оборудование: кубик шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.

Перелить воду в пустую ёмкость.

-Имеет ли вода форму?

Вывод: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.

2.«Какого цвета вода?»

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, картинка.

Поставим картинку за стаканом с водой, за стаканом с молоком.

-Что  мы обнаружили?

Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода

прозрачная жидкость.

3.«Вода- растворитель»

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.

-Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус.

Вывод: Вода не имеет вкуса. Вода может растворять вещества.

-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное

масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно

осталось на поверхности.

4.«Тонет – не тонет»

Оборудование: Ёмкость с водой, металлические, пластмассовые, деревянные и др. предметы. Поочерёдно опускать предметы в воду.

-Все ли предметы утонули?

Вывод: Тяжёлые предметы тонут, а более лёгкие остаются на поверхности.

5.«В какой воде легче плавать?»

Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.

Положили 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.

Вывод: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

6.«Послушная водичка»

Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.

Напомнить детям рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

-Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустить камешки в банку.

-Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).

А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

Вывод: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

Магнит.

1.«Всё ли притягивает магнит?»

Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

2.«Танец кнопок»

Оборудование: Магнит, картон, кнопки.

На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки.

Вывод: Сила магнита действует через картон.

3.«Не замочи рук»

Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепка, магнит.

Опускаем скрепку в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

 Вывод: Сила магнита действует через стекло.

Песок и глина.

1.«Что такое песок?»

Оборудование: Сухой песок, лупа, магнит.

Потрогать песок руками, рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит.

Вывод: песок- это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла.

2.«Сравнение песка и глины»

Оборудование: Песок, глина, бумага.

Насыпать на бумагу песок и глину.

Вывод: Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.

Глина – однородная, «хрупкая», ломается.

3.«Кто живёт в песке?»

Оборудование: Песок, бумажные трубочки, пластиковый стакан.

Вложить в трубочку карандаш, засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем сначала карандаш, затем, через некоторое время трубочку.

-Трубочка помялась?

Вывод: Песчинки, соприкасаясь, образуют предохранительный свод.

-Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми.

4.«Лепим из песка и глины»

Оборудование: песок, глина, тарелочки, клеёнки, вода.

Смочить песок, глину. Сравнить, где вода впиталась быстрее.

Попробовать лепить из песка, из глины.

Вывод: Из глины можно лепить, а песок рассыпается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи:  Образовательные:познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных...