Главные вкладки

    Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
    проект (подготовительная группа) по теме

    Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность:

    Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.

    Цели и задачи: 

    -создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;

    -развивать интерес к исследовательскому поиску;

    - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

    -обогащать словарный запас детей;

    -совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

    Сроки проведения: проект краткосрочный, рассчитан на 3 недели.

    Участники: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатель, родители.

     

    Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

    Ожидаемый результат:

         Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

    План предстоящей деятельности:

    1. Выбираем объект исследования.
    2. Подбираем оборудование.
    3. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
    4. Проводим эксперимент.
    5. Анализируем результат.

    План экспериментальной деятельности:

    1 неделя:

    Воздух.

    Беседа «Воздух на земле».

    Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред).

    Опыты:

    1. «Как поймать воздух».
    2. «Имеет ли воздух вес».
    3. «Парашют».
    4. «Воздух в стакане».
    5. «Воздух в наших лёгких».
    6. «Воздух легче воды».
    7. «Тёплый и холодный воздух».
    8. «Воздух можно сжать».
    9. «Почему гаснет свеча».

    2 неделя:

     Вода.

    Беседа «Круговорот воды в природе»,  «Что такое вода и для чего она нужна людям?».

    Опыты:

    1. «Имеет ли вода форму?».
    2. «Какого цвета вода?»
    3. «Вода- растворитель».
    4. «Тонет – не тонет».
    5. «В какой воде легче плавать?».
    6. «Послушная водичка».

    3 неделя:

    Магнит.

    Беседа «Что такое магнит?»

    Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает».

    Опыты:

    1. «Всё ли притягивает магнит?».
    2. «Танец кнопок».
    3. «Не замочи рук».

    Песок и глина – наши помощники.

    Игры с песком на прогулке. Наблюдения на прогулке.

    Опыты:

    1. «Что такое песок?»
    2. «Сравнение песка и глины».
    3. «Кто живёт в песке?».
    4. «Лепим из песка и глины».

    Работа с родителями:

    Консультация «Детское экспериментирование».

    Приложение:

    Опытно-экспериментальная деятельность.

    Воздух

    1. «Как поймать воздух»

    Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.

    -Что произошло с пакетом?

    -Что в нём находится?

    Возьмите острую палочку и осторожно проколите

    пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод:  Мы воздух не видим, но можем почувствовать.

    2.«Имеет ли воздух вес»

    Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвешиваем шары.

    -Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

    и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

    Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.

    4.«Парашют».

    Оборудование: 8 кусков верёвки по 40 см., большой пластиковый пакет,

    двухсторонний скотч, игрушечный человечек.

    Из пакета вырезаем круг и крепим к нему верёвки и человечка.

    Сложим парашют и бросим его как можно выше.

    При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

    Вывод: Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

    5.«Воздух в стакане».

    Оборудование: пустой пластиковый стакан, ёмкость с водой.

    Перевернём стакан вверх дном, и будем медленно опускать его в воду.

    -Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,

    снаружи стакан мокрый, а внутри?

    -Почему вода не попала в стакан?

    Вывод: в стакане находится воздух, он не пускает воду.

    6.«Воздух в наших лёгких».

    Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

    -Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?

    Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

    7.«Воздух легче воды».

    Оборудование: резиновые или пластмассовые игрушки, ёмкость с водой.

    Попробовать «утопить» игрушки в воде. Игрушки всплывают.

    -Где можно использовать это свойство воздуха?

    Вывод: Воздух легче воды. Это свойство нашло применение при производстве надувных кругов, матрасов для купания.

    8.«Тёплый и холодный воздух».

    Оборудование: нарисовать круг, вырезать. Провести по кругу линии так, чтобы получилась спираль. Раскрасить её в виде змейки, вырезать. Сквозь головку змейки продеть нитку. Подержать над батареей. Поднимающийся тёплый воздух заставит змейку двигаться.

    -почему змейка движется?

    -Где люди используют это свойство воздуха?

    Вывод: Горячий воздух более лёгкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Применение – полёты на воздушном шаре.

    9.«Воздух можно сжать».

    Набрать в шприц воздух, закрыть пальцем и надавить. Поршень опускается с трудом. Не открывая отверстия отпустить поршень, он вернётся в обратное положение.

    Вывод: Поршень заставляет воздух сжиматься, возвращается в исходное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться. Сила сжатого воздуха может передвигать предметы. Например: вода из шланга, ядро из пушки.

    10.«Почему гаснет свеча».

    Оборудование: 2 свечи, 2 блюдца, банка, спички.

    Взять 2 свечи, поставить на блюдца и поджечь их. Одну из свечей  накрыть банкой. Через некоторое время свеча, накрытая банкой, погаснет.

    -Почему свеча погасла?

    Вывод: В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Человек тоже не сможет жить без кислорода.

    Вода.

    1.«Имеет ли вода форму?»

    Оборудование: кубик шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.

    Перелить воду в пустую ёмкость.

    -Имеет ли вода форму?

    Вывод: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

    Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.

    2.«Какого цвета вода?»

    Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, картинка.

    Поставим картинку за стаканом с водой, за стаканом с молоком.

    -Что  мы обнаружили?

    Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода

    прозрачная жидкость.

    3.«Вода- растворитель»

    А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

    Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.

    -Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус.

    Вывод: Вода не имеет вкуса. Вода может растворять вещества.

    -А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное

    масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно

    осталось на поверхности.

    4.«Тонет – не тонет»

    Оборудование: Ёмкость с водой, металлические, пластмассовые, деревянные и др. предметы. Поочерёдно опускать предметы в воду.

    -Все ли предметы утонули?

    Вывод: Тяжёлые предметы тонут, а более лёгкие остаются на поверхности.

    5.«В какой воде легче плавать?»

    Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.

    Положили 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.

    Вывод: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

    6.«Послушная водичка»

    Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.

    Напомнить детям рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

    -Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

    Осторожно опустить камешки в банку.

    -Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).

    А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

    Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

    Вывод: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

    Магнит.

    1.«Всё ли притягивает магнит?»

    Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    2.«Танец кнопок»

    Оборудование: Магнит, картон, кнопки.

    На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки.

    Вывод: Сила магнита действует через картон.

    3.«Не замочи рук»

    Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепка, магнит.

    Опускаем скрепку в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

     Вывод: Сила магнита действует через стекло.

    Песок и глина.

    1.«Что такое песок?»

    Оборудование: Сухой песок, лупа, магнит.

    Потрогать песок руками, рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит.

    Вывод: песок- это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла.

    2.«Сравнение песка и глины»

    Оборудование: Песок, глина, бумага.

    Насыпать на бумагу песок и глину.

    Вывод: Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.

    Глина – однородная, «хрупкая», ломается.

    3.«Кто живёт в песке?»

    Оборудование: Песок, бумажные трубочки, пластиковый стакан.

    Вложить в трубочку карандаш, засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем сначала карандаш, затем, через некоторое время трубочку.

    -Трубочка помялась?

    Вывод: Песчинки, соприкасаясь, образуют предохранительный свод.

    -Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми.

    4.«Лепим из песка и глины»

    Оборудование: песок, глина, тарелочки, клеёнки, вода.

    Смочить песок, глину. Сравнить, где вода впиталась быстрее.

    Попробовать лепить из песка, из глины.

    Вывод: Из глины можно лепить, а песок рассыпается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

    Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...