Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта
статья на тему

Волкова Роза Анатольевна

Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dekabr_2011.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта»

Воспитатель ГОУ ЦО №1631

Волкова Р.А.

 

Поставив перед собой цель - развивать познавательные способности детей, я обратила свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и  познаю. Он смотрит на мир широко открытыми  глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности которые можно выразить девизом:  «Хочу всё знать!».

Отличительной чертой нашей группы является многонациональность, поэтому одной из целей работы является воспитание толерантного отношения в детском коллективе.

Поставив перед собой задачи – сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей. Воспитывать творческую и самостоятельную личность, умение работать в коллективе, сохраняя индивидуальность каждого ребёнка.

В своей работе я использовала специально организованные образовательные ситуации взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную познавательно – исследовательскую деятельность.

Главной особенностью данных занятий, использование детской географической карты России, она уникальна иллюстрациями, которые изображают людей в национальных костюмах, их быт, праздники, хозяйственную деятельность. С помощью неё ребёнок знакомится с разнообразными достопримечательностями, архитектурными памятниками. Основное и самое значимое вынесено отдельно и к ним имеются интересные и познавательные описания.   Карта очень нравиться детям – они готовы подолгу изучать её, каждый раз находя там что – то новое, увлекательное, интересное. С помощью карты дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Основной методический приём, который я использую в работе с детьми  – ОС. Не сообщая тему ОС, я ставлю перед детьми вопросы, которые позволяют детям догадаться, чем мы будем заниматься в организованной деятельности. Далее я использую сюрпризный момент для привлечения внимания, заинтересованности, желание узнать что – то новое (волшебное письмо, от лица сказочного или былинного героя любого народа, народности и т.п. и тогда мы путешествуем в его область, район, город). Использование стихов, сказок, загадок и т.д. помогают образному восприятию материала. Обязательно  провожу  дидактические и подвижные игры для смены видов деятельности, они должны быть тесно связаны с изучаемой темой.

Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям вжиться в образ, этому же способствуют элементы театрализованной игры. Всё это говорит о постоянной интеграции образовательных областей.

После каждой ОС, решенной детьми,  я подвожу их к самостоятельным выводам,

предлагаю дальнейшее изучение интересной для них темы или новую тему для поисково-исследовательской деятельности.

  Главное в моей работе  – создать в воображении ребёнка целостные живые образы разных уголков Земли.  

Познавательный процесс не ограничивается только организованной образовательной деятельностью с детьми. В группе создан и оборудован уголок познания и исследования, где помещена информация о разных странах, игрушки, макеты природных ландшафтов; создан мини – музей национальных традиций, где дети могут познакомиться с одеждой, бытом, культурой и обычаями разных народов живущих в России.

В свободной творческой деятельности детьми используются тематические раскраски.

В группе есть специальная зона развития, где выставляются книги, журналы, буклеты и пособия, детские работы по пройденным темам и энциклопедии для свободного пользования в любое время. Дети могут периодически к ним возвращаться по мере необходимости.   Имеется картотека подвижных игр народов  разных стран, что позволяет пополнить словарный запас дошкольников географическими терминами.

Помогая детям освоить приёмы познавательно – исследовательской деятельности, необходимо развивать умение работать в коллективе, создавая совместные проекты. Давать детям возможность представить свой проект другим.  В группе прошли презентации детских проектов, в  форме творческих мастерских, посиделок, виртуальных экскурсий и мастер – классов «Украинский веночек», «Азербайджанские ковры»,  «Родина дедушки – Эстония», «Что такое каравай?».

Стремление детей познавать и исследовать безгранично. В детском саду это поддерживается нами, педагогами. В семье же родители иногда не хотят заниматься своими детьми или просто не знают, как это  делать.  Поэтому необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс.

В группе проводились собрания и консультации, где родители знакомились с познавательной литературой  по организации детских проектов,  детскими работами по проектной деятельности, оказывалась помощь в понимании необходимости поддержки  любознательности ребёнка.

В конце года в детском саду ЦО состоялся праздник «Россия – наш общий дом!» для детей и их родителей, где были  представлены лучшие детско-взрослые проекты групп старшего дошкольного возраста.

Дети в национальных костюмах, изготовленных вместе с родителями, танцевали национальные танцы, играли в национальные игры, угощали национальными сладостями.

В результате проделанной работы, я убедилась, что проектно – исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей, у детей появилось  умение  видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения некоторым понятиям, появились навыки исследовательского поведения. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и на скрытые от непосредственного восприятия.  

Что дает возможность формирования у наших воспитанников таких интегративных качеств, как любознательность, активность, ориентированность на сотрудничество с взрослыми и сверстниками, владение средствами общения с другими людьми.  

Это станет основой для успешного обучения на разных ступенях образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.09.2020. - 30.05....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции»

С этим опытом работы в 2022 году я выступила на Муниципальных Педагогических чтениях и продолжаю работать над этой темой и далее...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...