Главные вкладки

    конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Куклина Светлана Георгиевна

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ood.docx28.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со   свойствами воды».                                                                                                                                                                

    Название: «Волшебница вода».

     Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.

     Задачи:

    1.Образовательные:                                                                                                                                            -формировать представление о  некоторых  свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                                             - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;                                                                                                                                                                        -создать целостное представление о воде как о природном      явлении;                                                                                                                                  -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и  в природе;

    2. Развивающие:

         - развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,

         -обогащать и активизировать словарь;

     3. Воспитательные:

         -воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.

     Словарная работа: текучесть, растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.

      Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.

     Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей, воронки по количеству детей, вода, сахар, соль, ложка, лед; фартуки по количеству детей.

         Предварительная работа:                                                                                                1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.                                                                      2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.                                                            3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".                                                             4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».                                                                                                                                                                             5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.  

       

       

    Интеграция образовательных областей.

    «Познание»

    - развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    -продолжать учить читать схемы.

    -развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

    -закреплять знание детей о свойствах

     «Безопасность»

     - закреплять правилам безопасности при проведении опытов.

      «Коммуникация»

     -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.

      - воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

      -развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

    • помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
    • оказать помощь при проведении опытов.

    ХОД НОД:

        1.Организационный момент. Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

    «Придумано кем – то просто и мудро

    При встрече здороваться – доброе утро!».

    – Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

    «Друг к другу лицом повернулись

    И друг другу улыбнулись.

    Руку правую подали,

    Руку левую пожали

    И друг друга мы обняли.

    Все готовы заниматься,

    Будем очень мы стараться!»

    I часть: Вводная.

    Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо от Незнайки. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. Прочтем что пишет нам Незнайка?  «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, но они всё равно не понимают. Помогите мне пожалуйста!

    Воспитатель- Почему Наша планета Земля синего цвета? (показ глобуса). Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).                                                                                                                                                   Дети - На ней много воды.                                                                                                    Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?                                               Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.                                                            

    Воспитатель - Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

    Дети - да.

    Воспитатель – А как? Мы же не все свойства воды знаем.

    Дети –проведем наблюдения за свойствами воды и наши наблюдения отправим Незнайки.

    Воспитатель-   проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

    Воспитатель -  я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, и отправить Незнайке.                                                                                                                    Воспитатель- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.

    Воспитатель - Сегодня мы познакомимся с другими свойствами воды ( текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                       объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации)                                                                                                                                                                                

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    Воспитатель - Чтобы познакомиться со свойствами воды, нам нужно отправиться в волшебную лабораторию, где мы будем проводить исследования по изучению свойств воды. А вы знаете, что это такое лаборатория?

    Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.                                           Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

    - Одевайте фартуки с нарукавниками и занимайте свои рабочие места. 

     Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:

    Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

    -Аккуратно обращаться с посудой.

    -Нужно слушаться воспитателя.

    -Внимательно следить за результатом опыта.

    -Закончив наблюдение, сделать вывод.

    Предлагаю провести опыт для выявления свойства воды.

    1.Опыт «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

    Вос-ль: Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

    Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

    Дети: Потому что вода жидкая.

    Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. 

    Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

    (Самостоятельная работа детей)

    Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

    Дети: Форму баночки.

    Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

    Дети: Вода приняла форму этих предметов.

    Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

    Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

    Вывод. «Не имеет формы». (схема)

    Вос-ль: Верно, значит какое свойство воды- «Не имеет формы». Молодцы, отлично справились с этим заданием.

    Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

     Опыт 2 «Вода имеет твёрдое свойство»
    Воспитатель: Вода может быть твердой? Проверим. Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед- это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
    Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. (схема)

    Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

    Опыт 3 «Пар-это тоже вода» Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над кофейником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в кофейник наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей.                                                                                                               Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).

    Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". (схема)

    Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами увидели воду?                                                                  Дети: жидкости, льда, пара.

    Физкультминутка

    Очень всем нужна вода

    Делай раз и делай два.

    Звери из ручья попили,

    Влево, вправо поклонились,

    Вместе на носочки встали,

    Тучку лапками достали.

    Дождик вдруг полил с утра,

    За работу нам пора.

    Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

    Опыт 4. «Вода – растворитель».                                                                                                                                                             «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

    Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

    «Белый камень в воде тает». (Сахар)

    Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

    Вос-ль: Теперь вторая загадка:

    «В воде родится,

    Воды боится». (Соль)

    Убираем салфетку со второго блюдца.

    Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

    «Жёлтое, а не солнце,

    Льётся, а не вода,

    На сковороде – пенится,

    Брызгается и шипит». (Масло)

    Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

    Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

    Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

    Дети: Сахар растворился в воде.

    Вос-ль: Теперь возмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

    Дети: Соль растворилась в воде.

    Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

    Вос-ль: Что произошло с маслом?

    Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

    Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

    Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

    Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (схема).

    Давайте познакомимся со следующим опытом.

    Опыт 5. «Очистка воды»

    Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

    Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

    Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

    Дети: Её нужно очистить от масла.

    Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

    Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

    Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

    Дети: Вода стала чистой.

    Вос-ль: Куда же делось масло?

    Дети: Всё масло осталось на фильтре.

    Выод: Воду можно очистить с помощью фильтра.(схема)

    Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

    Воспитатель Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
    Кому нужна вода? (ответы: человеку, животным, растения и т.д.)                     Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)

    Ответы детей: вода нужна для питья, для роста растений, для приготовления пищи, для купания, для стирки, для вырабатывания электроэнергии.

    Воспитатель - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    Ситуативный разговор «Берегите воду!»

    - Ребята, как будем беречь воду?

    Примерные ответы детей:

    - Нужно не забывать закрывать краны.

    - Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

    - Не засорять водоемы.

    - Не мусорить на берегах рек.

    - Не мыть в водоемах машины.

    -Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

    (Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

    Без воды нам не умыться

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Рефлексия - Какие свойства есть у воды?  Текучесть.  Вода- это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.                                                                                                                                            Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке схемы наших опытов, что бы он рассказал о свойствах воды. Ребята вам понравилось быть исследователями.  Спасибо ребята, вы все большие молодцы. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. И пора возвращаться в вашу группу
    - Давайте снимем фартуки и встанем в кружок и скажем такие слова:
    Раз, два - раз, два - в группу вам спешить пора. Попрощаемся с нашими гостями- до свидания.

    Анализ образовательной деятельности

    Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста,   посредством ознакомления со   свойствами воды».                                                                                                                                                                

    Название: «Волшебница вода».

        Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.

        Задачи:

    1.Образовательные:                                                                                                                                            -формировать представление о  некоторых  свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                                             - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;                                                                                                                                                                        -создать целостное представление о воде как о природном      явлении;                                                                                                                                                                                        -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и  в природе;

    2. Развивающие:

         - развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,

         -обогащать и активизировать словарь;

     3. Воспитательные:

         -воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.

           Словарная работа: текучесть,  растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.

           Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных  картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.

          Оборудование: пластиковые  стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей,  вода,  молоко, сахар, соль,  ложка, лед; фартуки по количеству детей.

         Предварительная работа:

    1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.

    2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.

    3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

     4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».                                                                                                                                                                             5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.  

       

       

    Интеграция образовательных областей.

    «Познание»

    - развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    -продолжать учить читать схемы.

    -развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности  в познании окружающего мира.

    -закреплять знание  детей о  свойствах

     «Безопасность»

     - закреплять  правилам безопасности при проведении опытов.

      «Коммуникация»

     -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою  речь.

      - воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

      -развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

    • помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
    • оказать помощь при проведении опытов.

    Введение в ситуацию: 

    Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Актуализация знаний:

    Актуализировать знания детей о свойствах воды, её назначении.

    Затруднение в ситуации:

    Создать мотивационную ситуацию для познавательной деятельности, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

    Открытие нового знания:

    Сформировать представление о том, что в воде могут растворяться некоторые вещества, что воду можно очистить с помощью фильтра. Сформировать опыт преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

    Включение нового знания:

    Закрепление нового знания и использование в игровой деятельности знаний о свойствах воды. Тренировка познавательной активности, мышления.

    Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

    Технология занятия представлена в форме проблемного обучения. Продолжительность занятия 30 минут.

    Структура представлена 5 частями: введение в ситуацию, актуализация знаний ,  затруднение в ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний.

    Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям.

    Введение в ситуацию: (эвристическая беседа о воде) мотивировало детей на включение в образовательную деятельность.

    Сюрпризный момент, эмоциональный настрой подготовили детей к предстоящему занятию и вызвало у детей эмоциональный отклик, определило смысловую завязку занятия.   Актуализация знаний реализовывалась с помощью стихотворения «Вы слыхали о воде?»,   Работой  по карточкам по определению свойств воды. Использование музыкального сопровождения также вызвал эмоциональный отклик у детей.

    Открытие нового знания позволило сохранить у детей интерес и мотивацию к достижению «детской цели» с помощью экспериментальной деятельности (растворение веществ в воде) и способствовало открытию  нового  знания (в воде некоторых вещества растворяются).

    Затруднение в ситуации создало мотивацию для исследовательской деятельности (найти способ очистки воды от масла).

    Включение нового знания в систему знаний  (Игра «Растворяется-не растворяется») обеспечило связь нового «открытого» детьми знания с имеющимся у них опытом.

    Осмысление реализовывалось при помощи рефлексии деятельности на занятии, т.е. посредством вопросов воспитателя: «Кому вы сегодня помогли?  «А что нового и интересного


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

    Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

    Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

    Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

    План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

    План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

    Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...