Проект поисково-исследовательский для детей младшего дошкольного возраста "Мы - исследователи!"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ирина Владимировна Хохлова

Актуальность

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovatelskiy.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

  АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №58

 

 ПРОЕКТ 

 

«Мы- исследователи!»

Поисково - исследовательский  проект для детей младшего дошкольного возраста

 

                                                             Продолжительность: краткосрочный(1 неделя)

                                                                 Проект разработан и реализован: воспитателями

Парфеновой А.Л., Хохловой И.В.

 Г.о. Подольск 2017 г.

Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема 

Опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе.

Руководитель проекта

Курбатова Л.М., директор МОУ начальной школы – детского сада №58; Гордеева Ю.А., заместитель директора по ВМР.

Исполнитель проекта

Младшая групп №3 МОУ начальной школы – детского сада №58 Городского округа Подольск.

Адресация проекта 

 

Проект предназначен воспитателям и другим специалистам ДОУ.  

Цель проекта

создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

Задачи проекта

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.

Благополучатели проекта 

 Воспитанники групп  и их семьи, педагоги ДОУ.

Типовые особенности проекта 

групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • - Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы

Исполнители основных мероприятий.

Парфенова Анна Леонидовна, Хохлова Ирина Владимировна воспитатели – основные разработчики материалов;

Гордеева Юлия Александровна, заместитель директора по ВМР.

Ресурсы

Материально-техническое оснащение группы (стеклянные баночки, стаканы, формочки разных размеров, поднос с предметами (деревянные ложечки, шар, кубик, кирпичик), совочки, лейка, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушные шарики, соломинки, таз, краски, предметы легкие, тяжелые, камешки, перышки, карандаш, ванночка, чудесный мешочек, предметы из дерева)  Методическое обеспечение проекта, включающее в себя программы  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Оказание технического содействия для публикации статей, создания видео- и фото-презентаций проекта.

Пояснительная записка

     Актуальность

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

 Длительность: 1 неделя, октябрь 2017г- краткосрочный.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  2. Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  1. Планирование занятий на период октября 2017 года.
  2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
  3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
  4. Заключительный этап:
  1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
  2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
4. Составление кратких конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы

Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

Задачи

Понедельник

«Узнаем, какая вода»

 Нод в группе

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

«Вот какой песочек»

 Игры на улице

Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.

Вторник

«Что в пакете?»

 Нод в группе

Материал: Полиэтиленовые пакеты.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Мокрый песок принимает любую нужную форму"

 Игры на улице

Материал: тазик воды, песок.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Среда

Во время прогулок рассмотреть и сравнить листья разных пород деревьев, их плоды, их стволы, сходство и отличия.

Тонет, не тонет, плавает

Нод а группе

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Дождик» (игры с водой)

 Игры на улице

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Четверг

 Составить гербарий их собранных материалов.

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Игры на улице

Материал: трубочки, стаканы с водой

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

«Волшебница - вода» 

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду.

Пятница

Поместить  в ЛЭП-бук «Осень» собранные материалы.

«Легкий - тяжелый»

 

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»)

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

 

«Чудесный мешочек»

 Игры на улице

Материал: мешочек, предметы различные по качеству

Познакомить с органами чувств и их назначением.

Во время прогулок рассмотреть и сравнить листья разных пород деревьев, их плоды, их стволы, сходство и отличия. Составить гербарий их собранных материалов. Поместить все в ЛЭП-бук «Осень»

Оценка эффективности реализации проекта

За недельный срок дети как-будто погрузились в мир волшебников. Им очень понравилась идея творить, задавать самим себе вопросы и искать ответы опытным путем. Воспитателям удалось Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности. Сформировать у них уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. В группе был создан исследовательский уголок, что позволило обогатить предметно – развивающую среду в группе. Во время прогулок удалось рассмотреть и сравнить листья разных пород деревьев, их плоды, их стволы, сходство и отличия, а также каждому индивидуально удалось исследовать свойства песка. Составить гербарий их собранных материалов А также силами воспитателей и детей удалось создать Лэп- бук по теме «Осень» и пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному направлению работы. Результатом стало выступление на пед.часе и демонстрация ЛЭП-бук на ГМО в  ноябре 2017г, посвященного этой теме.

  Перспективы развития проекта

Многие дети заинтересовались  возможностью экспериментирования с неживой природой, и им не хватало времени на занятиях. Было принято решение часть опытов вынести на улицу. По интересу, который дети показывали на занятиях возникает необходимость продолжить тему экспериментирования. Воспитатели увидели необходимость создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, развивать у них любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами. А также, формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, учить объяснять наблюдаемое.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при проведении  проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • Небольшой промежуток времени не дал охватить весь спектр опытов в данном возрасте;
  • Часто во время  проведения занятия  детям не всегда было хорошо виден опыт, что

тяжело для восприятия детей;

  • не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, опыты.

Но все эти проблемы можно преодолеть:

-Выделить время во второй половине дня для детей, заинтересовавшихся экспериментированием.

-Проводить занятия по подгруппам или индивидуально

-Заранее готовиться к занятиям по экспериментированию.

Библиография проекта

 

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.

2. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста- С-Петербург: Детство- Пресс, 2007 (методическое пособие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Проект "Развитие основ изограмотности детей младшего дошкольного возраста"

Проект был разработан воспитателем Стуловой Н.В. совместно с коллегой Макаровой Т.Н.Цель проекта:  выявление особенностей основ изограмотностиу детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1.Осущес...

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Я познаю мир"

Целью проекта стало  создание оптимальных условий обучения, направленного на повышение сенсорного уровня развития детей 2 младшей группы....

Самообразование "Юные исследователи" (поисково - исследовательская деятельность у детей старшего дошкольного возраста)

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования во...

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....