Конспект ООД по экологии для детей старшей разновозрастной группы Тема: «Кто главный в лесу?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель: дать детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости лесного сообщества.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях;
  • формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
  • учить составлять пищевые цепочки;
  • аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные.

Развивающие:

  • развивать фантазию и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kto_v_lesu_glavnyy.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Московская область

г.о. Шаховская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                            «Детский сад № 10 «Тополек»

Конспект НОД по экологии

для детей старшей разновозрастной группы

Тема: «Кто главный в лесу?»

Воспитатель:

Еделева Т.И.

06 ноября 2019г.

Цель: дать детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости лесного сообщества.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях;
  • формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
  • учить составлять пищевые цепочки;
  • аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные.

Развивающие:

  • развивать фантазию и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

  1. Практические (составление пищевых цепочек с помощью полосок, рисование «Несуществующее животное», физкультминутка);
  2. Наглядные (электронные дидактические игры «Угадай, какое животное», «Пищевые цепочки»; картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; письмо из леса);
  3. Словесные (рассказ о живых цепочках в лесу, беседа «Кто что ест», загадка).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма-приглашения серому волку.

Материалы и оборудование:

компьютер, проектор, экран, электронные дидактические игры «Угадай какое животное», «Пищевые цепочки»; картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом, альбомный лист, цветные карандаши.

Словарная работа: лесные цепи, равновесие, питание.

Ход ООД:

Загадка

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом – то зеленый дом,

А зимой бело кругом» (Лес)

Рассказ воспитателя

- Для кого лес является домом? (Для птиц, зверей, животных)

- Какими бывают животные? (Хищными и травоядными)

- Каких животных называют хищниками, каких – травоядными и почему? (Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши. Все это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедает растительную пищу.)

Игра «Угадай, какое животное»

Воспитатель демонстрирует животных на слайдах, а дети угадывают какие это животные хищные или травоядные.

- К нам в гости заходил почтальон Печкин и передал нам письмо. А от кого и что в нем написано мы сейчас узнаем.

Письмо из леса

«Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют.

Однажды охотник потерял в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!». Ну как после этого доверять людям? Правда, в последнее время многие из вас поняли, что и мы, волки, нужны природе. Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы болеют, умирают. В общем, всем плохо стало. Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и все со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.

От всей волчьей души благодарим за ваше послание. Волки»

- Что случилось, когда в лесу не стало волков? (Зайцев развелось видимо-невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть.)

- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев)

- Что изменится с уменьшением зайцев? (Лес возродится, восстановится количество травы)

- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны).

Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе все между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники – волки. Это называется пищевая цепочка». Давайте мы с вами с помощью полосок выложим пищевую цепочку: трава – заяц- волк. Сначала кладется самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая – волки.

Вопросы после рассказа

- Почему длина полоски постепенно уменьшается? Кто ест траву? (Зайцы)

- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много)

- Чего должно быть больше? (Травы должно быть больше, чем зайцев?)

- А чем питаются волк? (Ловит зайцев)

- Чтобы быть сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк? (Много)

- Кого должно быть меньше, волков или зайцев? (Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед)

Итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков. Если выпадет одно звено, то не выжить и другим.

Электронная дидактическая игра «Пищевые цепочки». Воспитатель с помощью детей выстраивает на экране пищевые цепочки.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке,

Ищут грузди и волнушки.

Белки скакали, рыжики искали.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Скакали зайчатки, искали опятки.

Медведь проходил, мухомор раздавил.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Рисование

Необычное животное, которое не существует на свете; дать ему имя, описать повадки.

Подведение итогов

- Так какие же животные полезнее? (Все)

- Кто же главный в лесу? (Все)

- Все в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы Тема: «Путешествие на загадочные острова»

Тема: «Путешествие на загадочные острова»Программные задачи: 1) Закрепить полученные знания о весне, её приметах, месяцах, праздниках.2)...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей разновозрастной группы (5-7 лет) по теме «Песни и письма Победы» (итоговое мероприятие)

« Песни и письма Победы» Цель: расширить знания детей дошкольного возраста о значимых праздниках нашей Родины,  о Дне Победы.. Программные задачи:1)    воспитывать ...

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей (разновозрастной) группы на тему: «Путешествие по стране «Математика»

- Закрепление и обобщение полученных знаний.-Доставит детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. - Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаи...

Конспект НОД (интегрированное) для детей старшей коррекционной группы тема: В гостях у сказки «Два жадных медвежонка»

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. В занятии видна интеграция всех образовательных областей. Занятие проходит в игровой форме, со сменой деятельности, что позво...

Конспект ООД для детей старшей разновозрастной группы на тему «Великая Отечественная Война в музыкальных и художественных произведениях»

    Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким, к Родине, к своей земле. Это чувство гордости и отве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...

Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...