Конспект занятия: « ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Довгань Ольга Анатольевна

Конспект занятия: « ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ» в старшей группе

Цель занятия: обобщить представления детей об осени как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:

« ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ОБ ОСЕНИ. Старшая группа

Воспитатель: Довгань Ольга Анатольевна

  • Цель: обобщить представления детей об осени как времени года.

Задачи:
Образовательные:

уточнить представления детей о сезонных изменениях;

закрепить знания о жизни растений и животных в осеннее время года;

закрепить знания об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

  • развивать внимание, память

развивать умение делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, пасмурно, облачность, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • образовывать и использовать в речи  прилагательные

Воспитательные:

Воспитание  любви к родной природе, бережное, заботливое отношение к окружающему миру: растениям, птицам, животным

Дидактический материал: кукла Незнайка; репродукции картин с изображением осенних пейзажей,

Предварительная работа: Чтение стихов, пословиц и поговорок, народных примет, загадок об осени, рассматривание репродукций картин.

Ход занятия.

1.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Осень» Спросить детей, что им представлялось под эту музыку.  После ответов детей назвать произведение.

- Ребята, отгадайте загадку:

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут -- 

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик -- всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка!)

 - Сегодня у нас в гостях Незнайка (кукла игрушка Незнайка), и мы ему расскажем, что мы знаем про осень.Сначала ,ребята, расскажите  какие стихи, загадки, пословицы и песни вы знаете и можете рассказать Незнайке (ответы детей)

 - А теперь давайте вспомним, что мы наблюдали, какие изменения произошли в растительном мире. (ответы детей).

- А теперь давайте вспомним, что мы знаем об изменениях  в жизни животных (ответы детей)

Дети,  а как приходит осень, сразу наступает? Давайте вспомним,  как постепенно происходят изменения, какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц можно назвать ранняя осень, Середина осени, поздняя осень?

А теперь поговорим о неживой природе.  Что можно отнести к неживой природе? (ответы детей)

 К неживой природе мы относим явления природы, осадки, облачность, ветер, долгота дня

- Назовите, какие  изменения  осенью мы наблюдаем в неживой природе?

 - Расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.)

 - Какие осадки бывают в начале осени, в конце?
- Какое солнце? (ответы детей)

 - Да, солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится

с каждым днём всё прохладнее.

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Обратить внимание на Незнайку

 - Ну что Незнайка, понравилось тебе как дети рассказали об осени?

Незнайка : «Не нравится мне это время года»

 - Но Незнайка, это время года очень любили в стихах  описывать поэты. Вот послушай, и вы дети тоже, какое стихотворение написал  Александр Блок. Чтение стихотворения «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

 - Незнайка :

 - Бедный зайчик.

  Физминутка

- Ребята, перед тем как говорить об животных осенью, давайте поиграем и поднимем настроение.

Проводиться игра по командам «Через лужи» - прыжки в командах через импровизированные лужи, важно не наступить на лужу и не промочить ноги.

2.

 - Ну что, Незнайка, понравилось тебе, как играли наши дети?.

 - Незнайка: Молодцы, ловкие ребята!

 - А теперь продолжим наш разговор. Расскажите, ребята кого можно отнести к животным.

(ответы детей)

- Что же происходит осенью в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку.. Другие делают запасы на зиму, Звери меняют шубки на более тёплые и у некоторых животных изменяется их окрас).)
Что происходит с насекомыми? Ответы детей 
(насекомые, залегают в спячку до весны.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

- Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- Почему же птицы улетают?  (ответы детей) . 
(осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Но не все птицы улетают, некоторые птицы остаются , назовите их (воробьи, голуби, вороны) 

 -  Этим птицам, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, необходима помощь человека т.е. строить кормушки, подкармливать
- И этих птиц  называют
оседлыми. 

- А теперь давайте поиграем

Игра называется «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков
.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач,  голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

3.  

 - Ребята, расскажите Незнайке куда же девались листья  с деревьев. (ответы детей)

 - Предлагаю вам, дети, ещё одну игру: «Какой лист?» Я буду называть дерево, а вы, какой лист с этого дерева.  дуб – дубовый, клён – кленовый,  берёза – берёзовый, осина – осиновый,  рябина – рябиновый,  тополь – тополиный, калина – калиновый.

 - А сейчас, мы загадаем загадку Незнайке. И посмотрим, сможет ли он её отгадать.

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Незнайка угадывает загадку. – Молодец, Незнайка!

 - А теперь, ребята давайте произнесём как шуршат листики под ногами :

ш-ш-ш-ш-ш-ш

4.

 - А теперь расскажем Незнайке, какие дары нам принесла осень и как люди заготавливают их впрок.

.Дети рассказывают какие овощи и фрукты они знают и каким способом их сохраняют на зиму. (консервируют, солят, варят варенье, хранят в погребе)

Незнайка: Спасибо, ребята, вы очень интересно всё рассказали, можно я буду приходить к вам ещё?

Дети прощаются с Незнайкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого....

Конспект занятия "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Детское экспериментирование....

Конспект занятия "Что я знаю о своем городе".

Воспитание эмоционального отношения к родному краю....

Конспект занятия "Как мы знаем правила дорожного движения"

Конспект занятия «Как мы знаем правила дорожного движения»(Подготовительная группа) Задачи: Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Закрепить с де...

Конспект занятия по ПДД "Знай и выполняй правила дорожного движения"

В конспекте предстален материал по закреплению правил дорожного движения для детей подготовительной к школе группы. Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, знать назначение и сигна...

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и  животных родного края....