Технологическая карта НОД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яковлева Елена Евгеньевна

Технологическая карта НОД "Осень" с детми старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Речевое развитие" по программе "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта НОД "Осень"48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области

        Технологическая карта

Совместной деятельности с воспитанниками

подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (логопедической)

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Развитие связной монологической речи

через пересказывание рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову).

Разработала: воспитатель высшей категории Яковлева Елена Евгеньевна

Шарья

2017 г.

        

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения 25.10. 2017г.

ФИО педагога, должность, Яковлева Елена Евгеньевна, воспитатель

Возрастная группа воспитанников: подготовительная к школе группа.

Тема совместной деятельности: «Осень»

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы

Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

- формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания;

- развитие фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы;

- формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка;

- активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Осень».

Коррекционные:

- формирование умения использовать приёмы запоминания посредством игры «Продолжи дальше», «Подбери признак», «Назови действие»;

- формирование навыка целостного восприятия рассказа посредством графических схем.

Воспитательные:

- воспитывать умение быть внимательным к указаниям педагога, смене деятельности;

- воспитывать усидчивость, терпение, целеустремлённость

Интегрируемые образовательные области:

- «Социально – коммуникативное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Художественно – эстетическое развитие»

Технологии: игрового обучения, ТРИЗ, личностно-ориентированный подход, ИКТ, здоровьесберегающие. проблемного обучения.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности

Речевая, Познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая

Форма организации детей: подгрупповая

Материал и оборудование: предметные картинки с изображением леса, грибов и ягод (из серии «Грибы», «Ягоды» С А ВЕРЕТЕННИКОВОЙ); старичок -Лесовичок,  загадки про осень; графические схемы; магнитные картинки, разрезные картинки; фонограмма П. И. Чайковского «Времена года»; наборное полотно; магнитная доска.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Чтение рассказов на тему «осень»; рассматривание картин;  рисование пейзажей;  разгадывание загадок по данной теме; прослушивание музыкальных произведений В.И. Чайковского «Времена года»; выстраивание графической мнемодорожки; лексико –грамматические упражнения; 

Методы и приёмы: моделирование; составление целого из частей (синтез); чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения В. И. Чайковского «Времена года».

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель:1 часть – вводная

Заинтересовать детей занятием, сконцентрировать их внимание, создать настрой на совместную деятельность. Побуждать детей поддерживать диалог с взрослым. 

- Ребята,  давайте возьмём,  друг друга за руки и встанем в круг.

Дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

А теперь ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

Двигательная: становятся в круг, берут друг друга за руки и улыбаются, все вмести говорят слова

Создание образовательной ситуации

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
- Какое настроение вам навеяла эта музыка и стихотворение (грустное).
- А как вы думаете, о каком времени года эта музыка, которую вы сейчас слушали (об осени). Вот и кончилось лето - время тепла и света, нам грустно с ним расставаться. Но в природе всё идёт своим чередом: после лета всегда наступает - осень, за осенью спешит - зима, потом приходит - весна и вновь наступает лето.
- Давайте и мы отправимся в осенний лес.   В лесу много не только интересного, но даже и сказочного. Воспитатель предлагает детям садиться на пенёчки (стульчики).
Появляется сказочный персонаж – старичок Лесовичок. Воспитатель говорит, что это старичок Лесовичок. Он пока боится выйти из леса и прячется от нас. Воспитатель  несколько раз меняет  местоположение Лесовичка и каждый раз спрашивает, где он находится: «за деревом», «на дереве», «под деревом», «между деревьев», «за пнём», «перед пнём», «около пня».

Музыкальная: слушают произведение.
Коммуникативная: улыбаются друг другу, внимательно слушают музыку и стихотворение, отвечают на вопросы.
Познавательно-исследовательская:  определяют характер произведения.
Речевая: внимательно слушают воспитателя.

 

 

 

Игровая: принимают приглашение и отправляются в осенний лес.
Двигательная: дети садятся на стульчики.
Игровая: играют с Лесовичком.
Речевая: отвечают на вопросы воспитателя, где находится Лесовичок.

Наладить эмоционально-практическое общение с малоактивными, застенчивыми детьми.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

 Воспитатель говорит, что Лесовичок больше не боится и хочет поиграть с ребятами.
Дидактическая игра «Назови действие».
Цель: уметь использовать знания об осенних явлениях в решении задач; грамотно оформлять в речи свои суждения. Действовать сообща с товарищами.
- Листья под ногами …(шуршат).
- Листья с деревьев …(падают), в воздухе …(кружатся), на землю …(ложатся).
- Небо осенью …(хмурится).
- Птицы осенью … (улетают на юг).
- Люди урожай …(собирают, убирают). 
- А что осенью собирают в лесу (грибы). Давайте вспомним, какие грибы и где они растут.
Дидактическая игра  «Продолжи дальше».
Цель: знать места произрастания грибов; уметь внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное название грибов.
- В берёзовой роще растут …(подберёзовики).
- Под осинами растут …(подосиновики).
- В ельнике растут …(маслята).
- В смешанном лесу растут …(белые грибы).
- На старых пнях растут …(опята). 

Игровая: принимают игру и выполняют задание Лесовичка.
Познавательно-исследовательская: описывают осенние явления, заканчивают предложение.
Коммуникативная: называют глаголы, слушают своих товарищей.
Речевая: подбирают действия.

 

Речевая: внимательно слушают и подбирают название грибов.
Коммуникативная: заканчивают предложение.
Познавательно-исследовательская: вспоминают названия грибов
.

Поощрять и подбадривать малоактивных детей

2 часть – основная

Цель:

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Лесовичку очень понравилось играть с вами. А вам понравилось (да).  А сейчас внимательно послушаем загадки Лесовичка и попробуем их отгадать.
Подготовка к восприятию текста. Выстраивание графического плана рассказа.
Цель: уметь слушать других, не перебивая, сдерживаться выкрикивать, обдумывать ответ.
- Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень).
- По небу плывут, дождик несут. (Облака).
- Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева!  Я попала в кружева – и пропала голова!». (Паутина).
- Кто шляпу на ноги надевает? (Гриб).
- Была зелёной маленькой, потом я стала аленькой. На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягоды).

Коммуникативная: выражают свои эмоции.
Игровая: принимают задание Лесовика.
Речевая: внимательно слушают загадки.
Коммуникативная: отгадывают загадки, слушают товарищей.
Познавательно-исследовательская: самостоятельно рассуждают и разгадывают загадки, готовятся к восприятию текста выстраивая графический план рассказа.
Двигательная: подходят к доске, выбирают нужный рисунок и размещают их на доске.

Поощрять и подбадривать малоактивных детей

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Чтение рассказа.
Воспитатель обращает внимание детей на выстроенный графический план. Вот какая красивая осенняя картина получилась. А сейчас я  предлагаю вам внимательно послушать отрывок из рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову).
Цель:  развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!
Беседа по содержанию.
Цель: Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем. Воспитатель проводит беседу после чтения рассказа.
- Какое время года наступает после знойного лета?
(После знойного лета наступает золотая осень).
- По какому небу плывут облака?
(По высокому небу плывут облака).
- Что летает над землёй в погожие, тёплые деньки?
(В погожие тёплые дни над землёй летает липкая паутина).
- Какие грибы растут по опушкам лесов?
(По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики).
- Что рассыпано по кочкам в болотах?
(В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква).
- Какая ягода краснеет на лесных полянках?
(На лесных полянах краснеют гроздья рябины).

Коммуникативная: внимательно слушают отрывок из произведения, отвечают на вопросы.
Познавательно-исследовательская: самостоятельно рассуждают и выстраивают план  пересказа по схеме.

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.  

 

Побуждать детей к логическому осмыслению рассказа.

Динамическая пауза

«Осенние листочки».
Цель: уметь внимательно слушать команду педагога, действовать в соответствии с ним.
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур, шур-шур-шур.
Ритмично протирают ладонь о ладонь.
И с деревьев их разносит.
Поиграет, снова бросит:
У-у-у, у-у-у.
Ритмично скрещивают поднятые вверх руки.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит:
У-у-у, у-у-у.
Делают круговые движения указательными пальцами.
То к земле прижмёт, погладит,
Вдруг на веточку посадит:
Так-так-так, так-так-так.
Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук.
Соберёт большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
Ритмично сжимают и разжимают руки.

Двигательная: активно  выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.
Речевая: повторяют слова за воспитателем.

Активизация

малозаинтересованных  детей.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

Повторное чтение рассказа «Осень»  (по И. Соколову-Микитову).
Цель: развитие долговременной памяти.

Пересказ детьми рассказа «Осень» с опорой на графический план.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы.
Речевая: внимательно слушают рассказ воспитателя.

Познавательно-исследовательская: рассматривают схемы графического плана.
Речевая: пересказывают рассказ с опорой на графический план.
Коммуникативная: слушают рассказы своих товарищей.

Обращать внимание на осанку детей.

Помогать тем, кто испытывает затруднения.

3 часть – заключительная

Цель: Создать ситуацию  удовлетворения от выполненной работы.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель задёт вопросы детям: Понравился ли Вам рассказа, сегодняшнее наше занятие?

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и предлагает детям поиграть в игру «Фейерверк желаний»

Дети отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.

Побуждает детей формировать и выражать собственную оценку, не навязывая им мнения взрослого. Побуждает детей к самоанализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...