Методическая тема "Малыш в мире природы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Методическая тема:

Формирование экологических представлений

у детей раннего дошкольного возраста

        «Малыш в мире природы»

Первая младшая группа

Бледнюк Светлана Владимировна

2019

«Мир, окружающий ребёнка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский.  

Цель: Формирование экологической культуры у детей раннего возраста. 

Задачи:

- Поддерживать познавательную активность, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой, воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

- Воспитывать у детей гуманное отношение к живому, вместе с чувством удивления и восхищения, развивать у детей первые эстетические представления.

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе деятельности детей;

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, интерес к художественному слову.

- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, воспитывать отзывчивость.

Краткое содержание:

- консультации для родителей;

- мини-экскурсии, наблюдения;

- совместные с родителями мероприятия;

- выставки, конкурсы.

Место проведения: МКДОУ Детский сад «Сказка»

Сроки проведения: 2019 – 2020 учебный год.

Возраст детей: 1 – 3 лет

Ожидаемые результаты:

- Дети смогут иметь первоначальные представления о живой и не живой природе.

- Отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

- Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

- Появится желание наблюдать и экспериментировать, анализировать, делать выводы (с водой, песком, снегом)

По дорожке, по тропинке

Я в зеленый лес бегу

Я не трону паутинку

И ромашку не сорву…

         

     Актуальность: 

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Но, если, родители, будут продолжать работу с ребенком по экологическому воспитанию в семье, то у детей сформируются экологическое сознание, ориентированное поведение и деятельность в природной среде, гуманное отношение к живым существам; повысится экологическая культура дошкольника.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Реализация данной темы будет проходить в три этапа.

Подготовительный этап включает в себя:

- изучение литературы по экологическому воспитанию детей раннего возраста;

- подготовка материала для проведения мини-экскурсий и наблюдений;

- подбор методических материалов в соответствии с задачами.

Во время основного этапа работы запланированы следующие мероприятия:

- консультации для родителей;

- выставки и конкурсы;

- мини-экскурсии и наблюдения;

- информационно - ознакомительные мероприятия;

На заключительном этапе планируется  анализ результатов по данной теме и ее презентация.



Предварительный просмотр:

План работы на 2018-2019 год

Сентябрь

Направления

        1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с детьми

Игры с песком: «Мы лепили калачи»

Чтение: «Водичка, водичка…».

Мини-экскурсия: «Мы на клумбу с лопаткой пришли»

Чтение: «Петушок, петушок…»«Курочка ряба»

Рисование ватными палочками «Осенний лес»

Наблюдения: «Листопад»«Облака бегут по небу»«Это что за птица»

Осенний праздник

Работа с родителями, сотрудниками

Домашнее задание: Составление семейной газеты на тему «Летний отдых на природе»

Конкурс на тему: «Дары Осени»

Октябрь

Работа с детьми

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Наблюдения: «Золотой ковер»

Рисование пальчиками «Зернышки для петушка»

Чтение: «Заболел наш петушок», «Птичка»

Наблюдения: «Дождик, дождик, кап да кап», «Стало холоднее»

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада. Уборка клумб, огорода.

Информация для родителей: «Подвижные познавательные игры на природе»

Ноябрь

Работа с детьми

Наблюдения: «Кто в листочках живет?»

Загадки о природе.

Чтение: «Солнышко катилось»«Козленок»

Наблюдения: «Синий, синий иней»

Мини-экскурсия: «Храбрая елочка»

Чтение:  «Волк и семеро козлят»

Работа с родителями, сотрудниками

Рекомендации для воспитателей: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»

Привлечь родителей в изготовлении игр по экологии своими руками.

Декабрь

Работа с детьми

Наблюдения: «Где же листочки? Экспериментирование: «Холодный снег»

Подвижная игра:

« Зайка беленький сидит»

Чтение: «Кот на печку пошел»«Где чей дом?»

Наблюдения: «Белый снег пушистый»

Дидактическая игра: «Найди детеныша?»

Мини-экскурсия: «Белая береза под моим окном»

Чтение: «Жгуч мороз…»«Зима»

Работа с родителями, сотрудниками

Привлечение родителей в оформлении

«Снежного городка»

Конкурс: «Волшебная снежинка»

Январь

Работа с детьми

Чтение: «Заюшкина избушка»

Развлечение: «Раз снежок, два снежок»

Мини-экскурсия: «Птичья столовая»

Подвижная игра:

«У медведя во бору»

Чтение: «Уж ты зимушка…»

Наблюдения: «Снег на крыше на крылечке» 

Наблюдения:  «Каждый поднял воротник»

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега»

Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега»

Февраль

Работа с детьми

Наблюдения: «Падают снежинки» 

Чтение: «Выпал снег, упал мороз…»«Белый снег пушистый…»

Рисование пальчиками: «Вот какой снежок»

Чтение: «Снигирек» 

Проблемная ситуация: «Почему снег грязный?»

Беседа: «Морозов в шубке не боюсь»

Работа с родителями, сотрудниками

Консультация для родителей: «Игры с детьми зимой»

Составление семейной газеты на тему «Зимние забавы»

Март

Работа с детьми

Экспериментальная деятельность: «Веселый огород»

Наблюдения: «Снег теперь уже не тот»

Дидактическая игра: «Найди детеныша?»

Наблюдения: «Птичий щебет»

Развлечение: «Масленица пришла – прощай зима, здравствуй весна!».

Мини-экскурсия: «Растет она вниз головой»

Беседа на тему: «Весна-красна»

Работа с родителями, сотрудниками

Привлечение родителей в подготовке развлечения:

 « Масленица»

Информация для родителей: «Осторожно сосульки»

Апрель

Работа с детьми

Чтение: «Солнышко – колоколнышко…», «Солнышко катилось…»«Солнце светит всем зверушкам…»

Подвижная игра:

«У медведя во бору»

Беседа: «Во саду, ли в огороде»

Рисование пальчиками коллективная работа: «Дождик, дождик – кап, кап, кап»

Наблюдения: «Красный сарафанчик. Черные горошки» 

Развлечение: «Весна пришла»

Работа с родителями, сотрудниками

Изготовление скворечников: «Построим птичкам дом»

Участие в развлечении: «Непослушный колобок»

Май

Работа с детьми

Наблюдения: «Озорной ветерок»

Экспериментирование: «Водичка-водичка…»

Наблюдения: «Солнышко – колоколнышко»

Наблюдения:  «Дождик-дождик, пуще…»

Работа с родителями, сотрудниками

Информация для родителей: «Игры с песком и водой»

Участие в акции: «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Реабилитация детей посредством ознакомления с миром природы"

В центре моей работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. Большое внимание я уделяю воспитанию любви к родн...

Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с миром природы_Воспитатель России 2018г._Линдеберг С.В.

Конспект игры-занятия по ознакомлению с миром природы для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Заметка в газету". Занятие направлено на обогащение знаний детей о природе через ис...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы.

Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы....