Дидактические игры по окружающему миру
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Федотова Татьяна Геннадьевна

Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_po_okr.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЭКОЛОГИИ

Зимние запасы

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Закреплять знания детей о жителях леса, их образе жизни. Формировать умение детей правильно дифференцировать еду зверей. Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое.

Материал. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.

Задания

  1. Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т. д.).
  2. Выбирать из предложенной еды только то, что любит зверек.
  3. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.

Правила

  1. В игру играют от 4 до 6 человек.
  2. Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.
  3. Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.

Алгоритм проведения

  1. Педагог говорит:

- Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей, но и всех живых существ – в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовится к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются.)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.

4. Кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку.

5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.

6. В конце игры подводится итог.

Чей след?

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания

  1. Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.
  2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.
  3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
  2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Алгоритм проведения

  1. Педагог говорит:

-Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за ними.

- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)

- Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы можем их увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке – в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают играть.

4. В конце игры подводится итог.

Наряды матушки-земли

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. п.).

Задания

  1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
  2. Рассказать о причинах выбора.

Правила

  1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.
  2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
  3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Алгоритм проведения

  1. Педагог рассказывает детям о временах года.

- Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.

2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3-4 человека в команде) и сообщает, для какого времени они должны подобрать «наряд».

3.В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.

Речные рыбы

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их настроении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания

  1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.
  2. Выбрать из них только речных, назвать.
  3. Поместить в водоем в определенное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

Правила

  1. Количество играющих 3 – 4 человека.
  2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Алгоритм проведения

  1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
  2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
  3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
  4. В конце игры подводится итог.

Рыбы морей и океанов

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.

Задание

  1. Внимательно рассмотреть предложенных рыб.
  2. Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.
  3. Поместить пресноводных рыб в водоем – в определенное место, где любит обитать речная рыба.
  4.  Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать  4 – 5 человек.
  2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб

Алгоритм проведения

  1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
  2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
  3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
  4. Рассказывают о рыбах морей и океанов, их  особенностях.
  5. В конце игры подводится итог.

Снежинки

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать 5-6 человек.
  2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.
  3. Знать правила работы с ножницами и клеем.
  4. Работать совместно в коллективе.
  5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Алгоритм проведения

  1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку, сказать, чего на ней не хватает (нет снега на земле.).
  2. Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.
  3. Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.
  4. Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.
  5. Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.
  6. В конце игры подводится итог.

Кто такой цыпленок?

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка), с условиями, необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух), с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.

Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

Правила

  1. Количество играющих 3 – 6 человек.
  2. Соблюдать очередность в игре.
  3. Играть дружно, совместно. Выигрывает тот, кто лучше остальных справится как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

Алгоритм проведения

  1. Педагог демонстрирует детям игру в разобранном виде.
  2. Дети, закрыв глаза, выбирают один из пазлов. Одни пазлы заполнены – их нужно вставлять по часовой стрелке по кругу рядом с центральной карточкой, на которой изображен главный герой; другие пазлы пусты, их следует заполнить, ответив на вопросы: каких ты знаешь хищников, опасных для нашего существа, где обитает данное живое существо и т.п.
  3. Дети по очереди рассказывают об изображенном на картинках, собирают пазлы и связывают их с жизнью живого существа последовательными предложениями.
  4. Дети совместно решают, как лучше по сюжету соединить пазлы в единую дидактическую картину в правильном порядке.
  5. В конце игры подводится итог.
  6. Для повторного проведения игры можно изменить сюжеты пазлов. Главный герой остается прежним, а содержимое изменяется. Сюжеты пазлов могут рассказывать о друзьях и врагах живого существа, как в реальной жизни, так и сказках.

Приготовь лекарство

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Задания

  1. Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться или от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д.
  2. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).
  3. Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя, мяты, липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для приготовления лекарства.
  4. Рассказать о своем лекарстве.

Правила

  1. Играть по командам (3 команды по 2 – 3 человека в каждой).
  2. Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию приготовления.

Алгоритм проведения

  1. Педагог говорит:

- Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие – слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.)

     2. Педагог объясняет правила игры и задание.

- Сегодня вы будите выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарства.

     3. В конце игры подводится итог.

Жизнь в семенах

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха),этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила

  1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
  2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

  1. Педагог рассказывает о жизни маленького семени.

- Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.

Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.

-Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко)

- Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок)

-Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.

-А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.

2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого вырасло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)

3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.

4. В конце игры подводится итог.

Гнездовья птиц

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-

строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц-строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.)

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
  2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).
  3. При соотнесении птицы и его гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
  4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Алгоритм проведения

  1. В начале игры педагог знакомит детей с птицами – участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.
  2. Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.
  3. В конце игры подводится итог.

Использованная литература

Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.      (Соответствует ФГОС ДО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная дидактическая игра по окружающему миру "Животные леса"

I.    Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе- Тема пособия: «Животные леса»- Возраст целевой...

Дидактическая игра по окружающему миру «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ» (для детей 5-7 лет)

Игра закрепляет знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира....

Дидактические игры по окружающему миру для детей 5-6 лет

Дидактические игры направленные на расширение и закрепление знаний детей  об окружающем мире....

Методическая разработка. Дидактическая игра по окружающему миру "Что сажают в огороде, что в саду, а что на поле?"

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)...

Дидактическая игра по окружающему миру "Какой бывает транспорт".

Очень познавательная и увлекательная игра...

Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"

Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"Автор: Долгова Светлана АлександровнаЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: Формирование у детей сознательного отношения к окружающей природной сред...