Открытое занятие в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Шмунк Людмила Николаевна

Цель: Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.

Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе;

формировать знания о том, как получается мука;

- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;

- учить образовывать прилагательные от существительных;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материал: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.

Предварительная работа: - знакомство с трудом хлебороба;

- рассматривание иллюстраций и беседы по ним;

-просмотр мультфильма «Весёлый трактор», фильм «Как пекут хлеб»;

-заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;

- чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай» «Теплый хлеб» К.Паустовский.

- рисование  «Хлебное поле»,  «Хлебные изделия».

- Изготовление печенья с соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по познавательной деятельности

в подготовительной группе

«Хлеб — всему голова»

Шмунк Людмила Николаевна

                                                                                                                                             Открытое занятие в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»

Цель: Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.

Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе;

формировать знания о том, как получается мука;

- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;

- учить образовывать прилагательные от существительных;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материал: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.

Предварительная работа: - знакомство с трудом хлебороба;

- рассматривание иллюстраций и беседы по ним;

-просмотр мультфильма «Весёлый трактор», фильм «Как пекут хлеб»;

-заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;

- чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай» «Теплый хлеб» К.Паустовский.

- рисование  «Хлебное поле»,  «Хлебные изделия».

- Изготовление печенья с соленого теста.

Ход занятия:

Дети заходят в группу. Их встречает воспитатель с караваем.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! На Руси дорогих гостей встречали хлебом с солью.

Воспитатель: 
Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна – в муку и тесто

В магазине принял место

Вырос он под синим небом

А пришел на стол к нам?


(Хлебом)

Дети:
Хлебом

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

1. Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

2. Пословицы про хлеб.

Мы с вами сказали, что хлеб на столе самый главный. Недаром говорится пословица: «Хлеб – всему голова». А какие пословицы вы знаете?

Дети: Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

- Будет хлеб-будет и песня

- Хлеб батюшка, вода-матушка

- Без хлеба – нет обеда

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Берегите хлеб, он наше богатство.

3. Загадки про хлеб.

В-ль: А ещё народ придумал разные загадки для детей. Послушайте и попробуйте их разгадать:

Мнут его и катают,

В печи закаляют.

А потом за столом

Нарезают ножом. (хлеб).

Тарелка супа - меж локтями,

А он в руках у всех – ломтями.

Без него, как видно,

Не вкусно и не сытно. (хлеб).

Есть такие слова:

«он всему голова».

Хрустящей корочкой одет

Мягкий, черный, белый …хлеб.

- отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

а бывает подгорелый. (хлеб).

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! 
(
Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? 
(
Блины)


Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет.
(
Комбайн)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. 
(
Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. 
(
Зерно)

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном. 
Стены позолочены. 
Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном 
На столбе золотом
(
Колос)

4. Стихи о хлебе.

Вот сколько мы с вами много знаем пословиц и поговорок, отгадывали загадки, которые придумал народ. А вот поэты сочиняют о хлебе стихи. Послушайте и почувствуйте, сколько души в них вкладывает автор. (реб. читает стихотворение).

Ребенок 1

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Ребенок 2

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

«Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень».

5. Физкультминутка

«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)


Воспитатель: Мы сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).

Перед детьми картина «На поле».

5.Рассказывание по серии картин:

Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: (На поле.)

Воспитатель: Что видим там 

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.

Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

Дети: Солнце, вода, удобрения.

Воспитатель:

Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?

Дети: В колосья.

Дети рассматривают картинку.

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Комбайн убирает пшеницу.

Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.

А что дальше делают с колосками?

Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.

Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

А зачем зерна достают?

Дети: из них делают муку – измельчают.

Воспитатель: А из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.

6. Игра «Профессии»

Если профессия связана с хлебом - хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Тракторист, врач, учитель, пекарь, воспитатель, кондитер, продавец, комбайнер, летчик, мельник, певец, агроном.

7. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Воспитатель читает стихотворение:

«Колосок». Погорельский.

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила зёрнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе "Хлеб всему голова"

Тема «Хлеб всему голова»Программное содержание:Развивать элементарные представления о хлебе, о том, как его выращивают;Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;Закрепить представлен...

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова».

Цель занятия - закрепить у детей представления о выращивании хлеба; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям вырастившим его....

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»Программное содержание:-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-Расширить...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб – всему голова!»

Задачи: - Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выр...

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его...

Конспект итогового занятия для подготовительной группы «Хлеб - всему голова»

Выбрав эту тему, думаем, что сможем привить детям бережное отношение и  любовь к хлебу. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себ...