Конспект ООД для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Чурсина Юлия Станиславовна

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для средней и старшей группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ООД25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное ООД «Засыпай земля, баю-бай…» (старшая группа)

Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира через сказочный сюжет.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; формировать у детей представления о жизни диких животных в предзимье; активизировать словарный запас детей при помощи новых слов, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений, способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников;

Развивающие: развивать мелкую моторику рук посредством работы с натуральной овечьей шерстью

Воспитательные: воспитывать умение творить в коллективе сверстников, развивать художественный вкус, фантазию.

Оборудование и материалы:

Куклы: гномик, мышка; фонарик; ТСО;

Презентация на тему: «Скоро в лес придёт зима»;

Овечья шерсть, мыло, вода, плёнка.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.

Чтение художественной литературы.

Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Времена года» Чайковского «Осень».

Загадывание загадок.

Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Экологические игры:

«Чей домик», «Мама - малыш», «Да или нет», «Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?»

Ход занятия:

 (слышится шорох)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звук, откуда он? Может из этого сундучка? Давайте посмотрим кто там. (воспитатель достаёт из сундучка куклы Гномика и Мышку)

-Ребята, кто это? (ответы детей)

-Давайте послушаем, о чём они говорят:

Гномик: А, зерно заготовила?

Мышка: Нет.

Гномик: А, сухие листья в норку наносила?

Мышка: Нет.

Гномик: А, как же вы зимовать будете?

Мышка: А, я, не знаю, как готовиться к зиме.

Гномик: Хочешь, мы с ребятами, научим тебя?

Мышка: Очень хочу.

Рассказ по слайдам на тему «Скоро в лес придёт зима».

Вот и не слышно уже в лесу птичьих трелей, не найти цветов и ягод, но лесные звери не унывают, они уже готовы к приходу зимы. (1 слайд)

Заяц. (2 слайд)

Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому у них очень красивое имя. Их называют…- «листопаднички»!

Белка.  (3 слайд)

Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.

К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.  Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.

Медведь. (4 слайд)

Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом - берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.

Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы.  Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!

Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.

Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наверное, мама тебе готовит кашу из овса? Такая каша называется «Геркулес», потому что она дает человеку много силы. Овес дает силу и людям, и зверям, и птицам. Поэтому овес так нужен осенью мишкам! Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило.

Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.

Засыпает медведь не сразу, в холодную зиму спит крепко, а вот в оттепель спит чутко.

Еж. (5 слайд)

Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но, на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому!

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!  Как спит ежик? (Он сворачивается в клубок, и поэтому не боится врагов. Он надежно защищен иголками! А спит он на мягкой подстилке из листьев и мха, ему уютно и удобно)

Бобры. (6 слайд)

Бобр - удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»! У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке и тщательно за ней ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготочками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Как и тебе, наверное, спинку помогает натереть мочалкой мама, когда ты моешься!

Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки он скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой.

Бобры живут семьями. Осенью у них много дел - надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика - «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма - припасенные ветки.

Барсук. (7 слайд)

Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.

А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений. К зиме барсук засыпает в своей норке.

Лиса и волк. (8 слайд)

Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.

Лиса - хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. (9 слайд)

Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Мышка. (10 слайд)

Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! 

Совсем скоро зима наметёт много снега, скуёт льдом реки и озёра. (11 слайд)

Мышка: я, всё поняла, но теперь я уже не успею всё подготовить.

Гномик: а мы, с ребятами, поможем тебе.  Для этого нам придётся отправиться к братцам гномам в сказочный лес. У нас много запасов, мы можем поделиться. Вы готовы? Я подарю вам «Волшебный фонарик»

Воспитатель: Ребята, гномик приглашает нас к себе в гости, в сказочный лес. Хотите?  

Музыкальная, логорифмическая, хороводная игра:

Коснусь тебя своей рукой, страх исчезнет в тот же час.

В путь отправлюсь я с тобою, в сказку приведёшь ты нас.

1,2,3,4,5 вышли гномы погулять…

Тут в лесу большие ели, сосны да берёзы,

А под ними корни, корни…

Корни вьются, вьются, вьются.

Куда ведут, куда плетутся?

А среди корней домишки.

Этот домик жучка, этот домик червячка,

А этот дом себе построил гном

Самый старший - вот такой,

Самый большой - вот такой,

Ну а этого малышку не всегда и разглядишь- то

Гномы утром просыпались, чисто-чисто умывались.

          Мыли щёчки, мыли ушки, мыли носики друг дружке.

          За руки друг друга брали и по тропочки гуляли.

          ♫Маленькие ножки тихо семенят, горные дорожки побегут назад.

             Шлёп, шлёп, шлёп, да шлёп, шлёп, шлёп.

С мешочком за спиной

Идет, бредёт весёлый гном

Дорогой вековой.

Вдруг белка шапку сорвала у гнома с головы,

И быстро, быстро взобралась с той шапочкой на ель.

Надо шапку доставать, нам на ёлку залезать.

Лезем, лезем, лезем вверх, вверх, вверх…

Но белочка быстро шапку схватила

И снова под ёлку с ней опустилась.

Надо шапку доставать,

Надо с ёлки нам слезать  

Лезем, лезем, лезем вниз, вниз, вниз…

А белочка вверх, а белочка вниз.

И мы то вверх, то вниз.

Уф, наконец-то шапочка у нас в руках

Наденем покрепче.

И взвалим на плечи тяжёлый мешок.

♫ И тихо бредём через лес мы домой,

Мешок наш тяжёлый несём за спиной.

И птички умолкли и стих ветерок,

И горы уснули и дом не далёк.

А вот и наш домик в корнях у высокой сосны.

Ветки укроют нас и мы не видны.

Эй, вы гномы, не зевайте,

Из мешочков доставайте,

Всё, что там у вас внутри

И ребятам всё дарите.

Тебе золото, тебе самоцветы, тебе горсть серебра…

А для мышки мешочек зерна.

♫ песня:

Листочки на землю летят

Под ножками шуршат, шуршат.

Засыпай, земля, баю-бай.

                Снежинки над землёй летят

                Теплом укутать всё хотят

                 Засыпай, земля, баю-бай

Там в недрах гномики живут,

Тепло зимою сберегут.

Засыпай, земля, баю-бай.

                 Вот я зажгу фонарик свой.

                 И будет греть он нас с тобой.

                 Засыпай, земля, баю-бай.

Вот и гномы спать легли.

Тише, тише, не шуми!

Воспитатель:

-Ребята, гномики помогли всем лесным жителям подготовиться к зиме и нам подарили яркий фонарик. Может и мы, сделаем для них что-нибудь приятное? (предложения детей)

Ручной труд: мокрое валяние из крашеной овечьей шерсти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....