Методические рекомендации по организации и проведению конкурса поделок из природного материала и составлению осенних букетов с детьми подготовительной к школе группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Людмила Валерьевна Кузнецова

Данный материал поможет педагогам организовать и провести в своей группе, классе, образовательном учреждении интересный конкурс; развить у детей воображение, умение видеть необычное в обычном; научит детей делать интересные поделки и цветочные композиции из природного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 «Звёздочка»

Методические рекомендации по организации и проведению

 конкурса поделок из природного материала и

составлению осенних букетов

с детьми подготовительной к школе группе.

Разработала: Людмила Валерьевна Кузнецова, воспитатель подготовительной к школе группы № 8 «Весёлые ребята»

Серпухов  2019

Работа по организации и проведению конкурса поделок из природного материала и составлению букетов проходит в IV этапа:

  1. Сбор природного материала.
  2. Изготовление поделок.
  3. Проведение занятия по составлению букетов.
  4. Организация выставки детских работ.

Наиболее подходящее время для проведения данного мероприятия - это первая половина осени.

1. Сбор природного материала

 Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой - это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Дети никогда не проходят мимо интересного. Они приносят домой желуди, шишки, ветки и цветы, листья, красивые камушки, ракушки. Исследуя собранный материал, они запоминают свойства каждого вида: форму, цвет, фактуру, учатся  наблюдать, сравнивать.

 Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • материалы растительного происхождения (листья, цветы и плоды, ветки, корни, кора и т.д.);
  • материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, перья, пух);
  • материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки).

 Материал собирают на территории детского учреждения, а так же организуются прогулки в парк, поле, водоем.

  • Собирать природные материалы надо, когда они созрели, т.к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность.
  • Лучшее время для сбора материала - лето и осень.
  • При сборе природного материала необходимо напоминать детям, что нельзя обламывать ветки, если даже на них красивый лиственный букет, не вырывать цветы и травы с корнем, т.к. этим можно погубить растение.

 Природа живая, не делайте ей больно!

 После сбора природного материала его необходимо подготовить к дальнейшему использованию.

  • Собранные листья можно прогладить горячим утюгом, предварительно положив их между бумажными листами, затем переложить плотной бумагой или тонким картоном и придавить сверху грузом. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. Иногда могут пригодиться листья, высохшие в естественных условиях. Они принимают причудливую форму и применяются обычно в объемных изделиях и игрушках.
  • Семена деревьев - клена, ясеня - имеют красивую внешнюю форму, что позволяет использовать их для создания оригинальных работ. Сбор семян производят, когда они еще не совсем высохли - засохшие семена скручиваются, обесцвечиваются, теряют форму.  Собранные семена освобождают  от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Через 2-3 дня семена высохнут. Срок хранения сухих семян не ограничен.
  • Желуди и каштаны наиболее часто используют для создания различных персонажей, а также при выполнении украшений. Собирать нужно не только сами желуди и каштаны, но и чашечки-плюски, в которых растут желуди, и зеленую колючую оболочку каштанов. Хранить желуди и каштаны надо в сухом, не очень теплом помещении, лучше рассыпанными тонким слоем. Необходимо помнить, что желуди и каштаны, высыхая, становятся очень твердыми, с хрупкой и ломкой кожурой. Чтобы это исправить, надо перед работой сухие каштаны и желуди залить холодной водой и оставить на сутки. Затем положить в прохладное место еще на сутки, в течение которых кожура станет мягкой эластичной.
  • Шишки - прекрасный материал для объемных игрушек. Шишки разнообразны по форме, величине и виду. Наиболее распространенные из них - еловые и сосновые. Для изделий лучше использовать нераскрывшиеся шишки, т.к. с ними легче работать. Собирать их (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме, величине и разложить в отдельные коробки. Работу по сортировке шишек можно предложить выполнить детям.  Раскрывшуюся шишку можно «закрыть». Для этого ее нужно оставить в воде, и постепенно чешуйки на ней плотно прижмутся одна к другой.
  • Для выполнения игрушек и отделочных деталей изделий (усиков бабочки, рук, ног, шеи и т.д.) часто используют хвойные иголочки, ветки сосны, ели и сирени. Иголки можно собирать в любое время года. В работе лучше использовать зеленую хвою. При сборе веток необходимо напоминать детям о том, что деревья нужно беречь и собирать веточки сухие, но не пересохшие.
  • Очень интересным материалом являются древесные грибы. Эти грибы легко обрабатываются ножом, просверливаются шилом и склеиваются любым клеем.
  • Плоды шиповника, рябины долго не хранятся, при высыхании они твердеют и теряют форму. Свежие плоды легко прокалываются сосновыми иголками, проволочками, спичками.

  1. Изготовление поделок

 При выполнении изделий из природного материала, собранного в лесу, необходимо, прежде всего, предоставить ребенку самостоятельность. Пусть он внимательно рассмотрит имеющийся материал, расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребенку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение.

 Воображение - самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.

 Работать с лесным материалом можно в двух направлениях.

  • Первое, когда после прочитанной сказки или рассказа ребенок ищет природный материал, напоминающий по своей форме образ полюбившегося героя.
  • Второе, когда имеющийся у детей материал сам настроил ребенка на создание какого-то образа. Нельзя сказать, который путь лучше, они оба дают возможность проявить ребенку свою индивидуальность.

 Изделия из природного материала требуют от ребенка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствуют развитию согласованности действия глаза и руки, совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

 Наиболее доступной для детей работой из листьев, цветов и семян является аппликация. Основным отличием аппликации из природных материалов и аппликации из бумаги является отсутствие предварительной разметки и вырезания - деталями в работе являются готовые формы (листья, семена и цветы).

 Природная форма, цвет и оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

 Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм, постепенно, с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

 Выполняя такую работу, важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное, а затем учить работать с природным материалом.

В ходе занятий решаются и другие задачи: расширение кругозора детей, знакомство с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю.

Работа с плодами и ягодами развивает у детей фантазию, учит находить неожиданное решение для осуществления самых невероятных проектов, даже если под рукой нет необходимых для работы материалов и инструментов.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному

развитию ребенка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

  В процессе работы с материалами минерального происхождения (песок, глина, камни, ракушки) необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умение подбирать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.

3  Проведение занятия по составлению осеннего букета

 Работы по созданию композиций из цветов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы. Развивают творческое мышление.

Каждое время года характеризуется своей неповторимой цветовой гаммой. Осень - пора, когда становится возможным составление осенних букетов с их теплыми, яркими красками.

Подготовительная работа.  Перед началом работы воспитатель проводит беседу с детьми, в ходе которой он сообщает детям цель предстоящей деятельности, знакомит с правилами составления цветочных композиций.

 -  «Знаете ли вы, что создать букет в вазе - не простое дело. Если сложить несколько цветочков вместе, то букета еще не получится - будут просто цветы, и все. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Составление букетов - аранжировка- это настоящее искусство, и оно имеет свою историю и законы».

- «История искусства аранжировки уходит корнями в глубь веков. Еще в Древнем Египте во время храмовых праздников люди несли цветы и ветки с листьями. Позднее их стали соединять в венки и гирлянды. В Риме существовали специальные мастерские для изготовления таких композиций. Греки и римляне увенчивали лавровыми венками выдающихся полководцев, поэтов и спортсменов, лепестками роз усыпали путь победителей. Венок одевали на голову невесты в день свадьбы. Пышные букеты роз украшали дворцы римской знати. Цветы были неотъемлемой частью встречи дорогого гостя, его обвивали гирляндами из фиалок и плюща».

- «Мастерство составления букета возродилось в Западной Европе в эпоху Ренессанса. Его расцвет связан с развитием садово-паркового искусства. В аранжировки входило иногда до сорока видов растений: тюльпаны, розы, нарциссы, гвоздики, гортензия, даже цветы картофеля.

  Много нового в составлении букета внесло древнее японское искусство икебана

(в переводе с японского языка - «дать жизнь цветам»).

Правила составления букетов

  • Цветы срезают острым ножом (а не ножницами, мнущими стебли) рано утром или вечером в момент наивысшего тургора (насыщения стебля влагой). У цветов с древесными стеблями (сирень, жасмин) концы стеблей расщепляют. С нижней части стебля удаляют листья, а у роз - шипы.
  • Определив форму и размер букета, отбирают нечетное количество цветков со стеблями разной длины. Используют разные стадии роспуска — от бутона до распустившегося цветка.        \
  • Цветы ставят в вазу разреженно; под разными углами, в разных направлениях,          придерживаясь естественного их положения. Более крупные и темноокрашенные цветы размещают в нижней части вазы ближе к центру, мелкие ажурные цветы и более бледные по окраске — ближе к краям.
  • В низкой вазе цветы ставят ближе друг к другу как бы в одну точку, но не сгущают чрезмерно и не заполняют все пустые места между стеблями и цветами.
  • Также при создании букета, стоит учитывать и форму вазы, например высокие узкие вазы, наиболее подходят к букетам с длинными стеблями и вытянутыми цветами. Вазы средней высоты, наиболее подходят для пышных букетов. Допустим, округлые букеты с также округлыми цветами, наиболее эффектно смотрятся в вазах тоже круглых.
  • Очень интересно и оригинально смотрятся букеты, в которых добавлены сухие веточки, а также злаки и просто листья. Использование в осенних букетах ягод, фруктов и колосьев наиболее ярко подчеркивает своеобразие осени.
  • Составление осенних букетов отличается тем, что здесь можно использовать не только цветы, но и разноцветные листья, ветки, поздние ягоды, шишки, засушенные растения, желуди и многое другое.
  • Основные цвета осени - оттенки красного, желтого и оранжевого. Но, кроме теплых оттенков, в осенних букетах часто используются и холодные.

Подготовка материала для занятия. Занятие проводится в хорошо освещенном помещении. Рабочие столы расположены по кругу, в центре которого стоит стол с рабочим материалом (вазы, цветы, ветки с листьями).

Ход занятия. Выполнять работу дети могут индивидуально и коллективно. Детям предлагается выбрать вазы и цветочный материал. В ходе работы воспитатель помогает детям в выборе цветов, закреплении их в вазе. Воспитатель напоминает детям, что их композиция должна обязательно иметь название.

 Дети испытывают затруднения в названии своих работ. Воспитатель, оценивая работу, высказывая свое мнение, настраивает ребенка на создание образа.

Когда работы закончены, дети по очереди представляют свои композиции.

Им необходимо рассказать, почему он так назвал свою работу, какой материал использовал и почему.

Композиции выставляются на выставку. В течение двух дней работы оцениваются сотрудниками учреждения. Выявляется победитель.

4 Требования к оформлению выставки

Любые творческие достижения детей не должны остаться без внимания. Экспозиции творческих работ должны быть представлены детям как важное событие в их жизни. Для выставки целесообразно выделить специальный уголок или место вдоль стены и продумать ее интерьер.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования:

  • изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;
  • плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или оформленные в рамки размещать на стенде;
  • объемные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты;
  • все работы, размещенные на выставке, должны представлять собой продуманное, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы, во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Работы оцениваются сотрудниками учреждения, родителями. Оцениваются индивидуальные, коллективные работы. Выявляется победитель.

Награждения победителей проходит в торжественной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации и проведения открытого занятия в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной к школе группы

Программные задачи:-Развивать счетные умения дошкольников, умения соотносить количество предметов и соответствующую цифру, -Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.-Развивать зр...

Положение о конкурсе поделок из природного материала «Здравствуй, Осень!»

Конкурс проводится с целью совместной деятельности ребёнка и его родителей, развития художественно-эстетического вкуса, формирование ручных навыков, развития фантазии и воображения....

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном методическом объединении воспитателей

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном мет...

Перспективный план по конструированию из строительного материала и конструктора с детьми подготовительной к школе группы

Перспективный план по конструированию из строительного материала и конструктора с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект занятия «Правила поведения на природе, на воде и действия при возникновении ЧС и угроз природного или техногенного характера» (с детьми подготовительной к школе группе).

Беседа с детьми подготовительной группы по ОБЖ. "Правила поведения на природе,на воде и действия при возникновении ЧС и угроз природного или техногенного характера."...