Эколого-познавательный проект
проект по окружающему миру (средняя группа)

Укинова Наталья Кабдгалиевна

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologo_poznavatelnyy.odt30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. для детей:
  •  У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

​ Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

​ У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

​ У детей будут сформированы представления о природе Родного края.

​ Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

  1. для педагогов:
  • ​ Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

​ Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

​ Пополнится развивающая среда в группе.

3)для родителей

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.

​ Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.

​ Создание единого воспитательно -образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

​ Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Используемые виды деятельности :

  • НОД;
  • игровая;
  • физическая;
  • чтение художественной литературы;
  • познавательно- речевая;
  •  художественная;
  • изобразительная;
  • ручной труд;
  • конструирование из природных материалов.

Методы и формы работы по реализации проекта:

  • наглядные, словесные, игровые:беседы, консультации для родителей, рассматривание и использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки;
  • подвижные, дидактические игры;
  • познавательное чтение;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • досуг

Продукт проектной деятельности:

  • разработка НОД, бесед;
  • картотека дидактических игр;
  • подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе, животных, растениях;
  • фотовыставка  «Мой любимый питомец»;
  • презентация для детей «Красная книга Саратовской области»;
  • консультации для родителей:  «Экологическое воспитание ребенка».

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап — организационно — подготовительный этап.

  • подбор методической, научно- популярной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
  • привлечение внимания педагогов, родителей к экологической проблеме.
  • разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых и подвижных игр по теме;
  • Изготовление поделок из бумаги: птиц,изготовление кормушек.
  • Разработка занятий и бесед по теме.

2 этап — практический этап.

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Задачи

Познавательное

развитие

НОД на тему:  «Лес- многоэтажный дом» ; «Море и его обитатели»; «Насекомые».

Беседа : «Красная книга Саратовской области», Досуг «Покормите птиц зимой».

Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях.

Формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.

Расширять и обобщать знания детей о природе, животных, насекомых.

Речевое развитие

Разучивание стихов о природе

Отгадывание загадок. Чтение пословиц и поговорок о природе

Чтение художественной литературы:

Заучивание стихотворения Н.Григорьевой «Песня дождя», Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река», В. Бианки «Птичьи разговоры», Н. Сладков «Пестрые крылья».

Чтение научно-популярной литературы (энциклопедия для детей «Почемучка»)

Познакомить со сказками  о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;

пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.

Социально-коммуникативное развитие

Утренняя гимнастика

Прогулка

Физкультминутки

Подвижная игра «Солнечный зайчик», малоподвижная игра  «Запомни движение» , малоподвижная игра «Море волнуется».

Пальчиковые игры:»Журавли», «Апельсин», «Ветер по лесу гулял..», «Скачет белка», «снег».

 Дидактические игры: «Природа и человек», «Что бы было, если из леса исчезли ...», «Совы и вороны», «Четыре времени года», «Экологи», «Угадай растение по описанию»

Развивать внимание, логическое мышление, речь. Закреплять знания о природе, животных.

Учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание картин: И.И. Левитан «Дубовая роща», И.И. Шишкин «Зима в лесу», «Утро в сосновом лесу».

Рисование: «Домашние животные».

Аппликация: «Птицы».

Поделки  из бросового материала, кормушки для птиц.

Развитие творческих способностей, воображения. Учить создавать коллективную композицию, воспитывать чувство взаимопомощи. Развивать внимание, творческие способности, воспитывать аккуратность.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Одуванчик», «У оленя дом большой», «На лугу пасутся ко..?»

Продолжать развивать активность детей в играх, развивать быстроту, ловкость, пространственную ориентацию, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации игр.

Сотрудничество с родителями

Консультации: «Экологическое воспитание ребенка».

Организация фотовыставки «Мой любимый питомец», поделок и рисунков.

3 этап — заключительный.

  • Оформление выставки рисунков «Домашние животные».
  • Оформление  фотовыставки  «Мой любимый питомец».
  • Проведение досуга с детьми «Покормите птиц зимой».
  • Подведение итогов проекта.

  За период реализации данного проекта установились дружеские взаимоотношения между коллективами школы и детского сада, педагоги более глубоко изучили программы и технологии, применяемые в образовательной деятельности детского сада и школы, нашли общие точки соприкосновения в работе, выработали единые подходы в  реализации задач экологического воспитания.

Анализ эффективности работы над проектом:

        Опыт показывает, что многое зависит от родителей. Детей, необходимо воспитывать личным примером, вовлекать их в совместную деятельность, делать вместе одно общее дело. Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе экологического воспитания способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей; формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них; способах предотвращения опасных ситуаций; формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников добились следующих результатов:  

  1. Воспитанники научились различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;  вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;  анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; оформлять результаты своей исследовательской деятельности в форме тематических выставок рисунков и фотографий.
  2. Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений.
  3. Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.
  4. Повысился у детей в процессе экспериментирования уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.
  5. Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

6.Повысился уровень любознательности; готовность к сотрудничеству;  любовь к природе, ответственность человека перед ней.

  1. Повысился уровень готовности детей к школе
  2. Повысился уровень экологической грамотности у родителей.

         Следует отметить, что дети  видят результат своей работы, чувствуют положительную оценку своей деятельности, испытывают гордость за то, что они могут внести определенную лепту в сохранение и приумножение  природного богатства своего родного детского сада .Мы надеемся, что проделанная работа не пройдет бесследно, что знания, умения и навыки, сформированные в детском саду дадут свои ростки, в будущей школьной и взрослой жизни, и наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины и будут вносить ощутимый практический вклад в приумножение ее богатств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе. на тему « Земля - наш общий дом»

Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой....

Сообщение "О проекте дошкольного учреждения эколого - познавательной направленности "Виленка с Коломенкой водами встречаются..."

Долгосрочный проект "Виленка с Коломенкой водами встречаются..." был успешно реализован в ДОУ  детьми старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями наших воспитанников....

Долгосрочный эколого – познавательный проект «Пернатые рядом с нами» в подготовительной к школе группе.

Долгосрочный  эколого – познавательный проект «Пернатые рядом с нами»  в подготовительной к школе группе.АКТУАЛЬНОСТЬ:2017 год был объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ В РОССИИУказ През...

Реализация эколого-познавательного проекта «Огород на окне» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 гг.

Реализация эколого-познавательного проекта «Огород на окне» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 гг....

Эколого-познавательный проект «Огород на окне» Для детей в подготовительной к школе группе

Эколого-познавательный проект «Огород на окне»  Для детей в подготовительной к школе группе...

Эколого-познавательный проект «Кормушка для птиц»

Эколого-познавательный проект «Кормушка для птиц»...

Реализация эколого-познавательного проекта «Огород на окне»

Реализация эколого-познавательного проекта«Огород на окне»...