Краткосрочный проект в старшей группе "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Булгакова Инна Алексеевна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki_pushkina.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Краткосрочный проект в старшей группе

«Путешествие по сказкам Пушкина»

Тип проекта:  творческо- познавательный.

Продолжительность проекта – краткосрочный (4 недели).

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей – 5 – 6 лет.

Актуальность:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на русских сказках, а на современных мультфильмах.  Монстры Хай, Человеки-Пауки, Нинзяги, Трансформеры, и другие герои иностранных мультфильмов и фильмов окружают наших детей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.

Когда мы говорим о России, о ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании личности ребёнка.

Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта, содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества  и других русских писателей, тем самым способствуя воспитанию  патриотических чувств у дошкольников.

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

  1. Обучающие:
  • Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
  • Формировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
  • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью
  • Учить детей  узнавать сказки А.С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг
  • Закреплять знания о героях сказок А.С. Пушкина

  1. Развивающие:
  • Обогащать и развивать устную речь детей.
  • Развивать  коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
  • Развивать творческие способности детей (в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности)
  • Развивать у детей образное мышление, память, внимание, фантазию, воспитывать умение доказывать и отстаивать свое мнение

  1. Воспитательные:
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию
  • Прививать любовь к Родине, к её истокам
  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Ожидаемые  результаты:

  • Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
  • Повышение интереса  к русской литературе, к творчеству А. С. Пушкина
  • Активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
  • Создание атмосферы сотрудничества детей и педагогов.
  • Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
  • Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
  • Обогащение предметной среды группы.
  • Пополнение библиотеки группы произведениями А.С.Пушкина.

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей (какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина)
  • Консультация «Роль чтения книг в жизни дошкольника 5–6 лет»
  • Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
  • Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина
  • Организовать конкурс семейных работ по сказкам А.С.Пушкина
  • Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина.

Используемые виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы
  • Трудовая
  • Конструирование
  • Музыкальная
  • Двигательная

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

  •  Формулирование целей и задач проекта.
  •  Изучение литературы по теме проекта, изучение интернет-ресурсов.
  •  Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
  •  Подбор и анализ биографического  материала об А.С.Пушкине
  •  Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта.
  •  Составление консультации для родителей
  •  Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
  •  Создание и разработка дидактических игр по сказкам Пушкина.

2.  Практический этап.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

  • Физическое развитие 
  • Подвижные игры «Ветер», «Хитрая лиса», «Рыбалка», «Перелет птиц», «Рыба, птицы, звери»
  • Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»,  «Сидит белка на тележке», «Котенок-шалун»
  • Логоритмические упражнения «Ветер и листья», «В лесу», «Шмель»
  • Физминутка «Петух», «Лебеди», «Котята»

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Этические беседы с детьми по сказкам А.С.Пушкина « Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»),  «Ничего не бери у чужих людей» (по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»)
  • Нравственные  беседы« Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С.Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»
  • Сюжетно-ролевые игры « Библиотека»,  « Типография»
  • Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» 

  • Познавательное развитие
  • Презентация «А.С.Пушкин»
  • НОД «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»
  • НОД с элементами экспериментирования  «Может ли вода менять вкус и цвет?»,  «Тонет – Плавает».
  • Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина «Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Собери сказку», « Что - кому?»
  • Дидактические игры: «Хищный-травоядный», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Найди пару и назови» (животные и детеныши), «Какой по счету?»
  • Диктант по клеткам «Золотая рыбка», «Дуб зеленый»  

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Слушание оперы М.Глинки « Руслан и Людмила», Н.А. Римского-Корсакова « Три чуда» - « Сказка о царе Салтане», « Сказка о золотом петушке», « У лукоморья»
  • Конструирование из бумаги в технике оригами «Цепь на дубе том»
  • Лепка с элементами конструирования «Царевна Лебедь»
  • Лепка  «У лукоморья дуб зеленый» (коллективная)
  • Аппликация с элементами рисования «Белка песенки поет, да орешки все грызет»
  • Аппликация на СD- диске «Золотая рыбка»
  • Рисование - коллаж «Герои сказок Пушкина»
  • Рисование ладошкой «Золотой петушок»

  • Речевое развитие:        
  • Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»
  • Беседа « А.С. Пушкин – сказочник».
  • Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина « У лукоморья дуб зеленый…»
  • Разучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина («Ветер по морю гуляет», «Ель растет перед дворцом», «Свет мой зеркальце, скажи»)
  • Конкурс чтецов
  • Дидактические игры « Составь сказку», « Узнай героя по описанию»
  • Составление словарика трудных слов из сказок А.С. Пушкина (витязь, злато, златая цепь, дол, чахнет, песнь, брег)

3. Заключительный этап. Подведение итогов проекта.

  • Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина.
  • Оформление выставки детских работ «По дорогам сказок А.С.Пушкина»
  • Изготовление книжек-малышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей-подготовительной группе "Пушкин приходит к нам с детства".

                          Краткосрочный проект            в старшей - под...

Презентация краткосрочного проекта для старшего дошкольного возраста " Добро и зло в русских народных сказках".

       Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, пос...

Проект старшей группы "Любимые сказки А.С. Пушкина"

Познавательно - творческий проект, цель данного проекта, создание условий для знакомства детей с биографией и произведениями А.С. Пушкина....

Проект старшей группы "Любимые сказки А.С.Пушкина"

Знакомство с творчеством писателя....

Краткосрочный проект в подготовительной группе "По сказкам Пушкина"

Современные дети, в том числе и дошкольники, разносторонне развиты, активны, любознательны. Поэтому в современных учреждениях образования, в том числе и нашем, возникает необходимость в разработк...

Краткосрочный проект «Любимые детские поэты и писатели. А. С. Пушкин — для детей» (подготовительная группа)

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творчес...

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе по сказкам А.С.Пушкина

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Детям мало знакомы имена известных детских писателей и н...