Методическая разработка. Педагогический проект "Почему птицы зимой не улетают в тёплые края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Варламова Ульяна Сергеевна

Целью проекта является обогащение и углубление представлений у детей старшего возраста о зимующих (осёдлых) птицах и бережном отношении к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Педагогический проект:

«Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края»

Старшая группа общеразвивающей направленности

                                   

                                           

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            воспитатель

Варламова У.С.

Санкт-Петербург

2019г.

Проблема: 

Однажды на прогулке Чернова Ярослава спросила: «Почему не все птицы улетают в теплые края? Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются с нами зимовать?». Чтобы ответить на вопрос девочки, было решено более широко рассказать детям о зимующих (осёдлых) птицах нашего края (их строении, повадках, питании, сходстве и различиях). Ведь не все дети знают, что многие птицы улетают не только для того, чтобы спрятаться от мороза, а потому что зимой для них просто нет пищи. Насекомые впадают в спячку, а водоплавающие птицы не могут питаться, потому что реки, озёра и болота.

    По моему мнению, дети старшего дошкольного возраста должны владеть представлениями о разнообразии зимующих птиц нашей местности и гуманном к ним отношении.

Цель:

Обогащение и углубление представлений у детей о зимующих (осёдлых) птицах и бережном отношении к ним.

Задачи:

1. Расширение представлений у детей о разнообразии зимующих птиц.

2. Формирование и обогащение представлений у детей о строении, питании, повадках, сходстве и различии птиц.

3. Развитие речи, мышления, любознательности, воображения, словарного запаса через разные виды деятельности.

4. Воспитание гуманного отношения к птицам.

5. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях по теме проекта.

Участники проекта: 

Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 21-25 октября)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Обогащение представлений детей о зимующих птицах нашей местности.
  • Понимание детьми, как можно ухаживать за зимующими птицами.
  • Формирование у детей интереса к игре-драматизации.
  • Привитие детям любви и бережного отношения к птицам.

На уровне педагогов:

  • Пополнение РППС за счёт методического и дидактического материала по ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей любви и бережного отношения к птицам, желания заботиться о них.
  •  Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
  • Организация драматизации по сказке В.Сутеева «Последнее яблоко».

На уровне родителей воспитанников:

  • Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей бережного отношения к пернатым друзьям.
  • Изготовление совместно с детьми книжек-малышек о зимующих птицах.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности в педагогическом проекте.
  • Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по    данной теме.

Этапы реализации проект: «Почему зимующие птицы не улетают в теплые края»

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели.

Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование

родителей на тему: «Что мы знаем о зимующих птицах». Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

2 этап проектиро-вочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию

предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.

Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми.

Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать: художественную литературу по теме проекта. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях.

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Выставка наглядного материала для родителей:

Презентация «Наши пернатые друзья», игра-драматизация по сюжету сказки В.Сутеева «Последнее яблоко».

Продукт проекта: информационный журнал «Птицы, живущие рядом с нами» (совместно с родителями).

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы

Консультация

для родителей: «Воспитывайте у детей бережное отношение к птицам».

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Дискуссия

План мероприятий по реализации проекта

«Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Презентация: «Наши пернатые друзья».

Рассматривание: сюжетных картин «Сердцем слушать ты умей птиц и снегопад», «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна», «Отлёт птиц», «Поздняя осень».

Познавательные беседы: «Как зимуют птицы», «Меню зимующих птиц».

Д/И «Каких птиц зимой увидишь на кормушке?», «Кто так кричит?», «Какой птицы не стало?», «Сложи картинку и узнай птицу», «Где птичка?», «Чей детёныш?», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний».

Демонстрация альбома: «Зимующие птицы», «Меню птиц».

Просмотр мультфильмов: «Последнее яблоко», «Высокая горка», «Снегирь» (по стихотворению А.Барто), «Хитрая ворона», «Таёжная сказка», «Воробьишка - хвастунишка», «Волшебные очки».

Социально-коммуникативная

 Игра-драматизация по сказке В.Сутеева «Яблоко».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», сюжет: «У кормушки», «Путешествие в лес».

Ситуативная беседа: «Как я забочусь о птицах зимой», «Для чего нужны птицы?», «Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?».

Беседы: «Придумай рассказ про птичку», «Бережное отношение к пернатым друзьям». 

Речевое развитие

Чтение и обсуждение: В.Бианки «Синичкин календарь», «Январь», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стихотворений: О.Григорьевой «Синица», З.Александровой «Новая столовая», С.Я.Маршака «Где обедал воробей», Сергея Есенина «Поет зима, аукает», Басни И.Крылова «Ворона и лисица».

Загадки о зимующих птицах.

Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой».    

Разучивание потешек «Где была сорока?», «Две синицы», «Воробей», «Дятел».

Рассказывание по серии сюжетных картин на тему: «У кормушки».

Физическое развитие

 Подвижные игры: «Воробушки и автомобили», «Совушка» «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Шустрая синица», «Филин и пташки».

Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка», «Дятел», «Филин», «Совушка-сова», «Ворона», «Синичка».

Физкультурный досуг: «Птичий базар».

Художественно-эстетическое

Рисование: «Голубь», «На рябину села стая снегирей».

Лепка: «Стая синичек прилетела на кормушку».

Музыкальный досуг: «Наши пернатые друзья».

Строительно-конструктивная игра: «Птичья столовая».

Работа с родителями

Анкетирование родителей: «Что мы знаем о зимующих птицах».

Консультации на тему: «Воспитывайте у детей бережное отношение к птицам».

Создание фотоальбома: «Как мы заботимся о пернатых друзьях».

Участие родителей в создании продукта проекта: информационного журнала «Птицы, живущие рядом с нами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"

В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...

Методическая разработка проекта «Покормим птиц зимой»

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенностиповедения птиц и их питания....

«Птицы улетают в тёплые края. Перелётные птицы».

Во время прогулок вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, понаблюдать за поведением птиц....

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....

Технологическая карта НОД «Птицы улетают в тёплые края»

Цель: развитие пространственных представлений и логического мышления посредством конструирования.ЗадачиОбразовательные:Актуализировать знания о перелётных птицах.Формировать умение детей конструироват...

Аппликация "Птицы улетают в тёплые края"

Цель: научить детей работать с трафаретом, вырезать по контуру, правильно пользоваться ножницами....