Методическая разработка проекта «Покормим птиц зимой»
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Александровна Севостьянова

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности

поведения птиц и их питания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pokormim_ptits_zimoy.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта

«Покормим птиц зимой»

ТИП ПРОЕКТА:

Познавательно - исследовательский.

Возраст детей: 3,5 – 4 лет

Период выполнения проекта: долгосрочный с 01.11.2016 по 30. 03.2017г.

Участники проекта:

воспитатели;

дети второй младшей группы;

родители наших детей.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное

катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с

пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях

наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности

поведения птиц и их питания.

АКТУАЛЬНОСТЬ: большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.

ЦЕЛЬ: наблюдение за зимующими птицами, их подкормка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Познакомиться с зимующими птицами, их особенностями, образом жизни, строением, питанием.

2. Изготовить с помощью родителей " Птичьи столовые" и скворечник, выставка поделок детей   "Птички- невелички".

3.Провести   праздник "День птиц"

4.  Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в в трудных зимних условиях.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 Подготовительный этап.

Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания,

картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц,

музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5. Изготовление шапочек - птичек;

6. Дидактических игр;

7. Создание атрибутов для занятий и игр.

8. Изготовление кормушек и скворечника.

9. Изготовление поделок для организации выставки «Птички-невелички».

10. Изготовление панно «Птицы на березе и кормушке" (птицы отдельно вставляются в разрезы)

2 Основной этап.

Выполнение проекта.

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:

Образовательная область «Социализация»:

формировать представление о связях в природе «человек и птица»;

побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;

наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у       кормушки.

Игровая деятельность:

развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх;

звукоподражание в речевых играх;

Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица…».

Дидактические игры:

 «Назови птицу»

 «Кто, где живёт?»,

 «Когда это бывает»,

 «Кто, как кричит?»,

 «Кого не стало?»,

 «Назови птичку ласково».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».

Беседы:

 «Пернатые – братья наши меньшие».

Образовательная область «Труд»

Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.

Образовательная область «Безопасность».

Беседа на тему: «Не дадим птичке умереть от холода и голода».

Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Образовательная область «Познание»:

развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;

поощрять интерес к источникам информации;

развивать умственные способности.

Наблюдение за птицами: прилетевшими на участок детского сада: (особенности строения тела, повадки, кормление, кормушки).

Настольные игры:

 « Разрезные  картинки»,

 «Помогите найти маму»,

 «Какая птица, назови»,

«Кто что ест?»,

«Пазлы», «Кто живет в лесу?»,

Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».

Беседы: «Птицы зимой», « Чем питаются птицы».

Образовательная область «Коммуникация»:

учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах

деятельности;

игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена).

Речь:

формировать желание произносить слова правильно;

выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;

игры: «Назови детёнышей», «Кто как кричит», «Чей голос?»

рассматривание фотографий птиц: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

рассматривание сюжетных картинок: «Кормление птиц»; «Сороки на ветке     рябины», «Снегири».

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах,

отгадывание загадок.

Стихи:

А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»;

А. Блок «Ворона»;

В. Жуковский «Птичка».

Загадки о птицах.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций,

как положительных, так и отрицательных

Чтение: А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; В. Звягина "Воробей", Т. Евдошенко "Берегите птиц", Ю. Никонова "Зимние гости", И. Поленов  "Синичкины кладовки",

Н. Грибачева "Ну, морозы"

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область «Музыка»:

совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений;

способствовать развитию певческих навыков; «Вышла курочка гулять», «Кот и птицы»,

«Кукушечка» рус. нар. пес. в обр. И. Арсеева; «Птичка» Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой;

слушание: «Воробей» А. Руббах.

прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса».

Образовательная область «Художественное творчество»:

лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками».

аппликация «Домик для скворушки»

рисование «Птичка клюёт рябину», «Птичка в ладошке».

книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

трафареты с изображением птиц.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.

Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.

Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики»,

«Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот».

Образовательная область «Здоровье»

С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё

поведение, эмоции, физическое состояние.

Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы

восприятия.

 Игры на развитие дыхания: «Птичка».

 Контроль сердечной деятельности: «Тук – тук».

 Психогимнастика:  «Пёрышки и камушки».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;

привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечника, к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.

3. Заключительный этап.

  подведение итогов реализации проекта;

 сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

 чем лучше кормить птиц?

 как часто необходимо кормить птиц?

 организация выставки поделок «Птички- невелички"   и кормушек;

 проведение праздника «День птиц".

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

1. Получить элементарные знания о зимующих птицах, и о том, как их кормить.

2. Организовать выставку "Лучшая птичья столовая",  " Птички-невелички".

3.Получить положительные эмоции от праздника.

4.Сформировать заботливое отношение к птицам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

 цикл НОД по теме «Птицы - наши друзья»;

 кормушки для птиц сделанные родителями;

 выставка (лепка, рисование, аппликация) на тему «Птички - невелички"

праздник "День птиц"

Выводы: Цель достигнута. У детей появился интерес к зимующим птицам, их образу жизни, а также желание помогать птицам зимой.  У детей проявилась любовь, сострадание и забота к зимующим птицам.

В итоге проведённых наблюдений дети научились:

кормить птиц различным кормом;

наблюдать за птицами.

Дети узнали:

 какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на                    зиму;

 как различать птиц по окраске;

 какие корма предпочитают птицы;

 Сделали вместе с педагогом выводы:

 В ветреные дни птицы не прилетают.

 Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы - сало.

 Пшено едят дольше всего.

 Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по      одиночке.

 За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 

Итоговое мероприятие

 Праздник "День птиц"

  Тема: "Птицы зимой".

Цель: закрепить элементарные представления о жизни птиц зимой, создать радостное настроение.

Задачи:

Формировать интерес к сезонным явлениям природы.

Развивать умение и желание помогать птицам.

Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.

Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логическое мышление;

Ход занятия

Организационный момент: игра «Кто за кем?»

В зале расставлены стулья, по условию это – ветки дерева. У каждого ребенка свое птичье имя. Дети свободно двигаются по группе. «Птица», которую назвал ведущий, садится на ближайший стул.

Воспитатель. Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети: Зима.

Воспит. Правильно, зима.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года»).

Воспит. Ребята, послушайте красивую музыку и представьте себе, дует сильный ветер, падает снег. Все деревья стоят, укутанные снегом. Под снегом оказались все травинки, цветочки, ягодки.  Птичкам в лесу трудно найти корм.

Восп. Давайте мы с вами покажем, как птицы в лесу летают и ищут корм.

Речедвигательная игра.

Птички летели,

Сели - посидели,

Дальше полетели.

Птички летели,

Сели – посидели.

(Слайд № 1 «Зимний лес»)

Восп. Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу.

Рассматривание изображений птиц.

(Слайд № 2 «Снегирь»)

Воспитатель показывает слайды с изображением птиц.

Восп. Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите

Дети: Снегирь.

Восп. Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Восп. Ребята, давайте покажем снегиря.

Дыхательное упражнение «Снегирек».

Сел на ветку снегирёк (Дети взмахивают кистями рук.)

Ф-ф, ф-ф.                          (Коротко, активно выдыхают.)

Брызнул дождик – он промок. (Ударяют указательным пальцем одной руки

                                                            по ладони другой.)  

Ф-ф, ф-ф, ф-ф.                   (Коротко, мягко выдыхают.)

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька! (Качают поднятыми руками

                                                                                              над головой.)

Ф-ф, ф-ф, ф-ф.                       (Продолжительно выдыхают.)

(Слайд № 3 «Синичка»)

Восп. Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.

Дети: Синичка.

Восп. Какая грудка у синички?

Дети: Желтая

(Слайд № 4 «Ворона»)

Восп. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-рр.

Упражнение «Веселые вороны».

Восп. Я буду читать стихотворение про ворон, а вы мне будите помогать. Сначала будите кричать громко кар-кар-кар, а в конце – тихо – тихо.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «Кар –кар –кар» (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар – кар – кар» (Громко).

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали.  (Дети – тихо: «кар-кар-кар…»).

Восп. Ребята, посмотрите на картинку, какая ворона?

Дети: Большая, черная, сердитая.

Восп. Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая ее грозный вид.

Восп. А вы знаете, почему ворона такая сердитая?  Потому что на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.

(Слайд № 5 «Воробей»)

Восп. А кто это маленький, серенький?

Дети: Воробей.

Восп. Как чирикает воробей?

Дети "Чик-чирик».

(аудиозапись: звуки зимней вьюги)

Восп. Ребята воробушек замерз, потому что зимой дует холодный ветер. Давайте покажем, как дует зимний холодный ветер. У-у-у-у.

Дети: У-у-у.

Восп. Как холодно воробушку зимой на веточке? Давайте покажем. А-а-а!!!

Дети: А-а-а!!!

 (Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой в игре «Воробушек»).

У воробушка головушка замерзла,

 Ох, как замерзла!

 Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)

 У воробушка спинушка

 Ох, как замерзла!

 Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)

 У воробушка крылышко.

 Ох, как замерзло!

 Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)

 У воробушка лапки

 Ох, как замерзли!

 Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).

Восп. Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели. Ребята, посмотрите под нашей елочкой что-то лежит.

Дети: Снежные комочки.

Восп. Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение: "волшебный комочек". Развитие мелкой моторики.

(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)

Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.

Дыхательное упражнение.

Восп. Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием). Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Восп. Посадите птичек на веточку елочки, пусть они побудут у нас в гостях.

Восп. Ребята, посмотрите на доску (на магнитной доске находятся части тела птицы). Что вы видите?

Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.

Восп. Кому они принадлежат?

Дети: Птичкам.

Восп. Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру: " Что у человека, что у птицы?" Будьте внимательными.

(Сравнение строения человека со строением птицы.)

Восп. У человека голова, а у птицы?

Дети: голова.

Восп. У человека руки, а у птицы?

Дети: крылья.

Восп. У человека ноги, а у птицы?

Дети: лапки

Восп. У человека волосы, а у птицы ?

Дети: перья

Восп. У птицы хвост, а у человека?

Дети. Нет хвоста.

Восп. Ребята, посмотрите ещё раз на доску и скажите, как называются эти птички? А как же нам узнать, что это за птички? Кто нам может помочь?

Восп. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери птиц». Только вы будете не просто дети, а врачи, которые лечат птичек и всех животных и называются такие врачи ветеринары. Те, кого я вызову оденут шапочки и халаты врача и будут собирать птичек, каждый своего цвета.

Заключительная часть

Рассказ о птицах по алгоритму

Восп. Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?

Дети: зима, снег.

Восп. Какая зима?

Дети: Холодная.

Восп. Какой снег?

Дети: Белый, пушистый.

Восп. А на этой картинке?

Дети: Прилетели снегири.

Восп. Что вы видите на картинке?

Дети: Семечки.

Восп. Кому нужны семечки?

Дети: Птичкам.

Восп.  Наших птичек надо покормить. Вы сами насыпьте им семечки в кормушку.

Релаксация «Мы – птицы».

(Во время релаксации воспитатель убирает птиц с ёлочки.)

Восп. Ребята, давайте встанем в круг, закроем глазки и представим, что мы птички. Мы отогрелись, поклевали семечек, мы парим в воздухе плавно, спокойно.

Восп. Открывайте глазки. Давайте, покажем как птички летают. (Дети поднимают через стороны руки вверх над головой плавными волнообразными движениями открытых ладоней и теми же движениями опускают руки вниз.) Птицы медленно кружат, парят над землёй (свободный, спокойный танец), нам легко, радостно, свободно. А теперь птицы опускаются на землю.

Восп. Ребята, посмотрите, а где же наши птички? Как вы думаете?

Дети: Улетели.

Восп. А почему? Правильно, они наелись, отогрелись и улетели. Пора и нам из леса возвращаться в группу. Давайте встанем в круг возьмёмся за руки и тихо скажем « До свидания лес, здравствуй группа!» (Открыв глаза дети видят на ковре конверт) Давайте посмотрим, что в этом конверте?

Дети. Это наши птички!

Восп. Ребята, птички оставили нам свои фотографии на память. А, что бы вы изменили на этих фотографиях?

Дети. Их нужно раскрасить.

Восп. Правильно, тогда фотографии птичек станут цветными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».

2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой». М.: Просвещение,

1973

3. Журнал «Дошкольное воспитание», 1983 №7

4. Маханёва М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного

возраста». М., 2004.

5. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду». М., 2003.

6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» М., 2002.

7. Энциклопедия для детей, изд. «Аванта+», Москва, 1993г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...