Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рубцова Наталия Андреевна

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался с января по март 2018года. Участниками проекта стали воспитанники, родители и педагоги. В ходе проекта дети узнали какие птицы зимуют в Нижегородской области, подготовили рассказы и синице, дятле, свиристели, снегире, вороне, воробье, галке, клесте и щегле. В группе рассматривали фоторгафии с изображениями этих птиц и послушали рассказы о каждой птице. Мальчики и девочки узнали не только о внешних признаках каждого вида птицы, но и о ее повадках, о том, чем она чем она питается, где вьет гнезда. Ребята выяснили, что зимой корма для птиц недостаточно и что человек в силах помочь птицам: человек может приготовить кормушку и оставлять в ней то, что пригодно в пищу зимующим птицам. Дети познакомились с разнообразными кормушками для птиц, которые можно изготовить своими руками, а затем сами изготовили для птиц необычные съедобные эко-кормушки. Готовые кормушки  были развешены вместе с воспитателем на территории детского сада, а вместе с родителями на берегу природного объекта нашего микрорайона Мещерского озера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matritsa_proekta_zimuyushchie_ptitsy_okonchatelnyy.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта (МАТРИЦА ПРОЕКТА):

  1. Название проекта

«Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

  1. Тематическое поле: развитие экологической культуры, природосбережение, волонтерство.

  1. Проблема

недостаточное представление о зимующих птицах, характерных особенностях их внешнего вида, их образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Цель (для каждого участника проекта)

- создание системы методов и приемов, направленных на развитие у детей представлений о зимующих птицах;

- формирование у детей системы элементарных экологических представлений о зимующих птицах и о способах помощи человека природе.

- выстраивание эффективной системы взаимодействия родителей и педагога.

 

  1. Задачи (для каждого участника проекта):

Для педагогов:

- внедрять проект как форму организации детской деятельности по ФГОС ДО

- создание картотеки игр и упражнений  по теме зимующие птицы;

- создание системы методов и приемов привлечения родителей к реализации образовательных задач;

- создание модели РППС;

- сбор материала необходимого для реализации проекта.

Для воспитанников:

- формировать представления детей о зимующих птицах,  умение различать и называть зимующих птиц нашего региона,  их отличия по внешнему виду, среде обитания, питанию;

- обогащать представления о загадках, пословицах по теме зимующие птицы;

- обогащать представления детей о литературных произведениях и малых фольклорных формах на тему зимующие птицы;

- развивать умение детей составлять загадки о зимующих птицах;

- развивать умение изображать птицу, в изображении выделять ее основные части (голову, туловище, лапы, хвост, клюв, глаз).  

- развитие навыков в рамках деятельности моделирования в процессе знакомства с разными видами кормушек для птиц;

- воспитывать гуманное, экологически целесообразного отношения к природе: любознательность, интерес к жизни птиц, желание помогать птицам в трудный зимний период

Для родителей:

- уточнить представления родителей о способах помощи объектам природы;

- способствовать сближению детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность;

- привлекать родителей к созданию дидактических игр и пособий.

  1. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

На этапе диагностики отслеживались представления детей о зимующих птицах:

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Была предложена  дидактическая игра « На кормушку прилетели» (вороны, сороки, голуби, дятлы, синицы, воробьи, клесты, щеглы, галки )

  • Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

  • Ребенок рассматривает картинку

Вопросы:

- Какая птица лишняя и почему?

- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке.

Высокий уровень  - без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

Средний уровень -  ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

Низкий уровень  - ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)

- Составление плана работы над проектом

- Реализация проекта

  1. Описание продукта, полученного в результате проекта

Картотека подвижных и словесных игр по теме «Зимующие птицы».

Картотека загадок по теме «Зимующие птицы».

Выставка детских работ «Сорока-белобока», «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари».

Альбомы «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

Доклады ребенка по теме: «Дятел», «Свиристель», «Клест».

Презентации «Зимующие птицы», «Виды кормушек для птиц».

Подборка детской литературы по теме «Птицы»

Создание музыкальной картотеки  «Птичьи голоса»

Изготовленные эко-кормушки

  1. Вид проекта

 групповой проект.

  1. Состав участников (дети, родители, педагог)

 дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы

  1. Межпредметные связи (указать содержание, задачи):

- Основная образовательная область - познавательное развитие.

- Интеграция образовательных областей:  

 Социально-коммуникативное развитие

 Речевое развитие

 Художественно-эстетическое развитие

 Физическое развитие

  1. Материально-технические ресурсы,  необходимые для выполнения проекта

Мультимедийное оборудование

  1. Сроки проведения проекта: январь – март 2018г. (3 месяца)
  2. Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Обсуждение проблемной «Нужно ли подкармливать птиц зимой, или в этот период времени им достаточно корма который они могут добыть самостоятельно?» ситуации и составление плана действий.

2 неделя января

Аналитический

Обобщение имеющейся информации по проблеме. Сбор, изучение информации и построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта.

3 неделя января

Практический

Сбор и накопление материала, организация совместной  познавательно-поисковой деятельности детей, воспитателя и родителей.

4 неделя января - февраль

Презентационный

Обобщение полученных результатов в ходе выполнения проекта. Подготовка презентационных материалов по проекту.

1-2 неделя марта

Контрольный

Анализируем результаты выполнения проекта и даем оценку качества выполнения проекта.

  1. неделя марта

  1. Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Сроки

Ответственные

НОД

рисование

рисование

аппликация

конструирование

лепка

социальный мир

развитие речи

развитие речи

ознакомление с природой

итоговое занятие ознакомление с природой

«Сорока-белобока» (предметное рисование)

«Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари»

«Укрась кормушку»

«Кормушка для птиц»

«Снегирь» пластилинография

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о внешнем виде зимующих птиц.

 Творческое рассказывание: «Как помочь птицам зимой»

«Перелётные и зимующие птицы»

Выступление детей с сообщениями, о птицах зимующими в Нижегородской области

Пн. 2 неделя января

Пн. 4 неделя января

СР. 3 неделя января

Ср. 2 неделя января

Ср. 3 неделя января

Пт. 1 неделя февраля

Пт.3 неделя

января

Пт.1 неделя

февраля

Вт.3 неделя января

Вт. 1 неделя марта

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Индивидуальная работа

Учить составлять загадки о птицах по характерным признакам внешнего вида.

Предлагать детям раскраски

по теме зимующие птицы

В утреннее и вечернее время январь - февраль

Воспитатель

Просмотр мультфильма

«Воробьишко» (по сказке М.Горького)

1 неделя марта

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Стихи: А.Барто «Воробей»

В.Степанов «Ворона»

Н. Рубцов « Воробей» и «Ворона»

Рассказы: В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

И.Тургенев «Воробей»

Н. Сладков «Волшебная полочка» и «Кусок хлеба»

 Г. Скребицкий «Чем дятел зимой кормится»

 В. Чаплина «Зимние гости»

Сказка:М.Горького «Воробьишко»

3 неделя января

1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

1 неделя марта

2 неделя марта

3 неделя марта

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заучивание стихотворения

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

1 неделя марта

Воспитатель

Ручной труд

Подгрупповая работа по изготовление эко-кормушки с детьми.

1 неделя февраля

Воспитатель

Наблюдения с детьми на прогулке

«Повадки птиц»

«Жизнь птиц в зимнее время года»

«За синицей, вороной, голубем, галкой» (внешний вид, среда обитания и т.д.).

«На кормушку прилетели»

(наблюдение из окна)

«Сравнение следов на снегу под кормушкой и под тополем».

«Наблюдение и сравнение птиц на кормушках на территории д/сада».

январь-февраль

февраль

февраль

январь-февраль

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Экспериментирование, моделирование

Рассматривание проблемной ситуации «Как птицы защищаются от холода? »

3 неделя января

Воспитатель

Трудовые поручения детям на прогулке

Совместно с воспитателем насыпать корм в кормушку для подкормки птиц на участке группы.

со 2 недели января

по 4 неделю марта

Воспитатель

Размещение информации в родительском уголке группы

«Как изготовить кормушку»

«Меню для птиц»

«Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, щеглы и дятлы?»

3 неделя января

1 неделя февраля

Воспитатель

Воспитатель

Просмотр презентаций

«Зимующие птицы»,

 «Виды кормушек для птиц»

3 неделя января

Воспитатель

Самостоятельная работа с родителями

Подобрать корм для птиц, развивать словарный запас.

Подготовка сообщений о птицах зимующих в Нижегородской области.

Размещение эко-кормушек вблизи природного объекта микрорайона «Мещерское озеро».

Предоставление фотоотчетов

3 неделя января

3 неделя января

1 неделя февраля

1 неделя февраля

Родители

Родители

Родители

Родители/Воспитатель

Сбор корма для подкормки птиц на участке группы

Участие в акции «Птичья столовая» сбор различных видов кормов для птиц.

2 неделя января

Родители

Подвижные игры на прогулке

 «Ворона»

«Голубь»

«Воробей»

 «Совушка»

«Воробышки и кот»

«Птицелов»

«Птицы зимующие, птицы перелетные»

январь-март

Воспитатель

Слушание аудиозаписи

«Звуки природы»,

(голоса птиц)

1 неделя февраля

Воспитатель

Беседы

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах».

«Пользу или вред приносят птицы?»

«Меню птиц»

«О зимующих птицах»

«Что интересного вы знаете о дятле?»

«Как можно позаботиться,  о птицах зимой?».

2 неделя января

3 неделя января

1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

  1. Практическая значимость проекта:

Все дети группы обладают достаточными представлениями по теме Зимующие птицы.

                Дети не испытывают затруднений при определении внешнего вида птиц, выделяют характерные особенности той или иной птицы, у детей развито представление о видах кормов которые можно предложить птицам для подкормки зимой.

                У детей развился навык изображения птиц, через изображение передают характерные особенности ее строения, соотносят пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет. Так же у детей развились коммуникативные навыки,  дети могут составлять загадки о птицах, знают поговорки с названиями зимующих птиц.                         Дети с удовольствием играют в подвижные и словесные игры, разученные с ними в ходе проведения данного проекта.

                Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах и картинками для раскрашивания с изображением зимующих птиц.

                Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»

Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный ко...

Экологический проект "Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края"

Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края»Панасенко-Агаркова Любава ЕвгеньевнаЭкологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарско...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательного проекта «Покормите птиц зимой» с детьми 2 младшей группы

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, которые страдают зимой от холода; желание сочувствовать и помогать  им в трудных зимних условиях....

Образовательный проект "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ - ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Цель:формирование элементарных научных знаний о мире животных, природных явлениях и ответственного отношения к уникальному миру природы.Задачи:закладывание фундамента познавательной активности и интер...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Давайте знакомиться - Зимующие птицы!"

Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, ...

Презентация образовательного проекта «Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»

laquo;… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» К. Ушинский...

Развлечение «День зимующих птиц. Накормите птиц зимой»

Представлен конспект развлечения "День зимующих птиц. Накормите птиц зимой". Целью развлечения является воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в зимних трудных услови...