Главные вкладки

    Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Семенова Галина Николаевна

    Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

    Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

    В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ СОШ  №1 детский сад, здание №1 Новосибирской области Чулымского района.

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

    Старшая группа

    Тема: «Забота о зимующих птицах нашего края»

    Выполнила: Воспитатель I категории

                                                         Семенова Галина Николаевна.

    Экологический проект для  старшей группы

    «Забота о  зимующих птицах нашего края»

    ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

    Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна — И не страшна

    Будет им зима.

    А.Яшин

    Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. 

    Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

    В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

    Проблемы:

     Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.  

    Цель проекта:

    Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

    Задачи:

    - Формировать умение различать и называть зимующих птиц.

    - Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

    - Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

    - Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

    Тип проекта:

    1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

    2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

    3. По количеству участников:  со всеми воспитанниками  старшей  группы.

    4. По продолжительности: декабрь, январь.

    Участники проекта:

    Дети старшей группы, сотрудники детского сада, родители.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и  иллюстраций.

    1. Исследовательско - практический:  наблюдения на прогулке, ННОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми других  группы.

    1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

    Домашнее задание родителям:

    - Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).

    - Изготовить совместно с ребенком кормушку.

    - Подобрать корм для птиц.

    - Выучить стихотворение о зимующих птицах.

    - Подобрать загадки о зимующих птицах.

    - Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

    - Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

    Работа по проекту: ННОД              

    Познание

    - РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве), «Сколько птиц к кормушке прилетело?» (счёт);

    - ФЦКМ Разрезные картинки «Зимующие птицы нашего края»,  домино «Птицы», дидактические игры «Польза птиц», подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Снегири», «Воробушки и кот»;

    - беседы: «Как живут наши пернатые друзья?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц», «Как дети с родителями заботятся зимой о птицах?»;

    - решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкормить птиц зимой?».

                                                              Коммуникация

    - заучивание стихотворений  И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

    - чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М.Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей»;

    - просмотр мультфильма «Высокая горка»:

    - рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по       картинам);

    - беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

    - обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах;

    - отгадывание загадок о зимующих птицах;

    - творческое рассказывание «Как я спасал птичку зимой»;

    - слушание записи «Голоса зимующих птиц»;

    - викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»;

    - проведение итогового мероприятия «Покормите птиц зимой».

    Художественно – эстетическое  творчество

    - аппликация «Птичка»;

    - рисование «Птичка на ветке», «Синичка»;

    - лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

    Чтение художественной литературы

    - песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

    - сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

    - рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

    - загадки о зимующих птицах.

    Наблюдение

    - «Птицы за деревьями»;

    - «Птицы на деревьях»;  

    - «Птицы на кормушках»;

    - «Следы птиц на снегу».

    Работа с родителями

    - изготовление кормушек;

    - рисунки «Птицы зимой»;

    - памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой»,  «Основы экологического воспитания», «Народные приметы»;

    - консультации для   родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», - организация и участие  родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

    Прогнозируемые результаты:

    - Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

    - Приобщение родителей к жизни группы.

    - Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

    - Создание предметно-развивающей среды в группе.

    - Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

    описание работы по проекту

    Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

    Наблюдение за кормушками: День первый – птиц не было замечено.  

    День второй – прилетела  одна синица.

    День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

    Последующие дни –  птиц  много (даже корма не оставалось после кормежки).

    Результаты проекта:

    Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

    •Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

    У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

    Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Приложение

    Наблюдения.

    Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: « Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

    Голуби.

    Голуби, голуби,

    Раз, два, три…

    Прилетели голуби,

    Сизари.

    Сели и нахохлились

    У дверей.

    Кто накормит крошками

    Сизарей?

    Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

    Наблюдают за повадками голубей:

    Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

    Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

    Воробьи.

    Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки.  После этого сравним птиц. ( Тело голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

    Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про  воробьёв:

    Жили – были два воробушка,

    Два маленьких, два хорошеньких,

    Один  Чик, другой  Чирик,

    Оба вместе Чик – Чирик!

    После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

    Дети делятся на три группы: одна – голуби,  другая –  воробьи,  третья  – дети.

    Воспитатель предлагает  детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

    Рассказ: « Настала зима. Было очень холодно, и  птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

     Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится

     игра «Кто прилетел на кормушку?».

    Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

    5-6 детей надевают на голову атрибуты  птиц.

    Ставится кормушка и по сигналу,  дети- «птицы» летят на  неё.

    Остальные дети говорят, какие птицы прилетели  на кормушку.

    Дидактическая игра «Узнай по описанию».

       Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.

    Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

                

      Приложение

    Совместная работа детей и родителей

    Изготовление кормушек -  «Птичьих столовых».

     

    Рисование "Зимующие птицы нашего края"

    Приложение  

    НАШ ВЕРНИСАЖ

    Зимующие птицы

    Голубь.                                                                               Воробей.

                                   

    Ворона.                                                                                Синица.

                                         

    Сорока.                                                                                Клёст.

                                     

    Снегирь.                                          Дятел.                     Свиристель.

           

                                                                                                                                                               

    Приложение

    Художественно – эстетическое творчество

    Аппликация

     

    Рисование

                     

    «Синица»

    Лепка

                             

                                                                                                                           

                                                                                                        Приложение

    Загадки о птицах

    Эта птица символ мира,

    Чердаки её квартира.

    Там, где площади, фонтаны,

    Ищет крошки постоянно. (Голубь)

    Эти птички с хохолком

    И  красивые  при том.

    На рябину прилетели

    Птички эти… (Свиристели)

    Прилетели на базар,

    Громко всем сказали «Кар!»

    Пусть я в школе не учёна,

    Но умна, ведь я … (Ворона)

    Не взирая  на морозы,

    В красных яблоках берёзы.

    Подошёл поближе… ай!

    Разлетелся  урожай. (Снегири)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке.

    По дворам шныряет,

    Крохи  собирает. (Воробей)

    Хоть поменьше воробья,

    Не боюсь зимы и я.

    Всем известная вам птица,

    А зовут меня… (Синица)

    Кто приносит на хвосте

    Много разных новостей?

    Всем расскажет всё до срока,

    Белобокая … (Сорока)

    Не дровосек,

    Не плотник,

    А первый в бору охотник.  (Дятел)

    Приложение

    НА ПРОГУЛКЕ

    Кормим птиц

                                    

                      

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы нашего края"

    Расширять представление детей о зимующих птицах нашего края. Вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края....

    Проект «Зимующие птицы нашего края»

    Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

    Зимующие птицы нашего края

    Аттестационная работа на защиту первой квалификационной категории в 2010 году Базовой основой  экологического воспитания является  программный раздел  Программа воспитания и обучен...

    Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

    Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

    презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

    Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

    Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

    Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

    В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...