Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенова Галина Николаевна

Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ  №1 детский сад, здание №1 Новосибирской области Чулымского района.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

Старшая группа

Тема: «Забота о зимующих птицах нашего края»

Выполнила: Воспитатель I категории

                                                     Семенова Галина Николаевна.

Экологический проект для  старшей группы

«Забота о  зимующих птицах нашего края»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

А.Яшин

Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. 

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблемы:

 Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.  

Цель проекта:

Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

- Формировать умение различать и называть зимующих птиц.

- Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

- Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Тип проекта:

1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

3. По количеству участников:  со всеми воспитанниками  старшей  группы.

4. По продолжительности: декабрь, январь.

Участники проекта:

Дети старшей группы, сотрудники детского сада, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и  иллюстраций.

  1. Исследовательско - практический:  наблюдения на прогулке, ННОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми других  группы.

  1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

Домашнее задание родителям:

- Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).

- Изготовить совместно с ребенком кормушку.

- Подобрать корм для птиц.

- Выучить стихотворение о зимующих птицах.

- Подобрать загадки о зимующих птицах.

- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа по проекту: ННОД              

Познание

- РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве), «Сколько птиц к кормушке прилетело?» (счёт);

- ФЦКМ Разрезные картинки «Зимующие птицы нашего края»,  домино «Птицы», дидактические игры «Польза птиц», подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Снегири», «Воробушки и кот»;

- беседы: «Как живут наши пернатые друзья?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц», «Как дети с родителями заботятся зимой о птицах?»;

- решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкормить птиц зимой?».

                                                          Коммуникация

- заучивание стихотворений  И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

- чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М.Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей»;

- просмотр мультфильма «Высокая горка»:

- рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по       картинам);

- беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

- обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах;

- отгадывание загадок о зимующих птицах;

- творческое рассказывание «Как я спасал птичку зимой»;

- слушание записи «Голоса зимующих птиц»;

- викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»;

- проведение итогового мероприятия «Покормите птиц зимой».

Художественно – эстетическое  творчество

- аппликация «Птичка»;

- рисование «Птичка на ветке», «Синичка»;

- лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

Чтение художественной литературы

- песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

- сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

- рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

- загадки о зимующих птицах.

Наблюдение

- «Птицы за деревьями»;

- «Птицы на деревьях»;  

- «Птицы на кормушках»;

- «Следы птиц на снегу».

Работа с родителями

- изготовление кормушек;

- рисунки «Птицы зимой»;

- памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой»,  «Основы экологического воспитания», «Народные приметы»;

- консультации для   родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», - организация и участие  родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Прогнозируемые результаты:

- Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

- Приобщение родителей к жизни группы.

- Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

- Создание предметно-развивающей среды в группе.

- Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

описание работы по проекту

Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

Наблюдение за кормушками: День первый – птиц не было замечено.  

День второй – прилетела  одна синица.

День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

Последующие дни –  птиц  много (даже корма не оставалось после кормежки).

Результаты проекта:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

•Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение

Наблюдения.

Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: « Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

Голуби.

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

Наблюдают за повадками голубей:

Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

Воробьи.

Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки.  После этого сравним птиц. ( Тело голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про  воробьёв:

Жили – были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких,

Один  Чик, другой  Чирик,

Оба вместе Чик – Чирик!

После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

Дети делятся на три группы: одна – голуби,  другая –  воробьи,  третья  – дети.

Воспитатель предлагает  детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

Рассказ: « Настала зима. Было очень холодно, и  птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

 Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится

 игра «Кто прилетел на кормушку?».

Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

5-6 детей надевают на голову атрибуты  птиц.

Ставится кормушка и по сигналу,  дети- «птицы» летят на  неё.

Остальные дети говорят, какие птицы прилетели  на кормушку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

   Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

            

  Приложение

Совместная работа детей и родителей

Изготовление кормушек -  «Птичьих столовых».

 

Рисование "Зимующие птицы нашего края"

Приложение  

НАШ ВЕРНИСАЖ

Зимующие птицы

Голубь.                                                                               Воробей.

                               

Ворона.                                                                                Синица.

                                     

Сорока.                                                                                Клёст.

                                 

Снегирь.                                          Дятел.                     Свиристель.

       

                                                                                                                                                           

Приложение

Художественно – эстетическое творчество

Аппликация

 

Рисование

                 

«Синица»

Лепка

                         

                                                                                                                       

                                                                                                    Приложение

Загадки о птицах

Эта птица символ мира,

Чердаки её квартира.

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно. (Голубь)

Эти птички с хохолком

И  красивые  при том.

На рябину прилетели

Птички эти… (Свиристели)

Прилетели на базар,

Громко всем сказали «Кар!»

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я … (Ворона)

Не взирая  на морозы,

В красных яблоках берёзы.

Подошёл поближе… ай!

Разлетелся  урожай. (Снегири)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи  собирает. (Воробей)

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я.

Всем известная вам птица,

А зовут меня… (Синица)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока,

Белобокая … (Сорока)

Не дровосек,

Не плотник,

А первый в бору охотник.  (Дятел)

Приложение

НА ПРОГУЛКЕ

Кормим птиц

                                

                  

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...