Консультация для родителей “Труд в природе с детьми дошкольного возраста”
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Природа - важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста. Труд в природе оказывает влияние на формирование личности ребенка, у детей формируется гражданская позиция через незначительные по масштабу действия - это выращивание цветов, овощей, уборка мусора. А сколько радости ребенок получает от сознания пользы своего труда! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_v_prirode.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Труд в природе с детьми дошкольного возраста»

Воспитание потребности трудиться начинается в дошкольном возрасте.

Старшие дошкольники уже могут и должны систематически помогать взрослым, например, ухаживать за домашними животными (покормить, напоить, приготовить корм), выращивать отдельные виды растений, изготавливать простейшие предметы ручного труда. Такие виды труда посильны детям, и ребята, видя полезность своей работы для других, испытывают чувство радости. У них формируется эмоциональное положительное отношение к труду в целом. В дошкольном возрасте следует приучать старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после труда.

 Руководя трудовой деятельностью детей, взрослый одновременно формирует у  них  дисциплину  и ответственность, стремление к выполнению качественного задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к  ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость. Например, тщательно протирая полки, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди. Взрослый объясняет, что любое задание надо обязательно доводить до конца.   Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. В процессе труда у детей формируются такие качества личности как: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность,  инициативность,    заинтересованность, совершенствование трудовых навыков и умений природоохранного порядка.   Труд в природе доставляет детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребенка. Дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Во время труда у детей расширяется кругозор, они узнают о строении растений, их особенностях. Труд учит детей быть дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, принимать решения, планировать свою работу, видеть результат своей трудовой деятельности. Дети учатся видеть красоту, созданную руками человека. У них появляется желание внести свой посильный вклад в улучшение социоприродной среды. Участие в природоохранных акциях помогает детям понять значимость события. Наши дети участвуют в таких акциях, как «Покормите птиц зимой!», «Чистый дворик», «Посади свое дерево». Осенью дети запасают корм для птиц, помогают в изготовлении кормушек, чтобы зимой можно было подкармливать зимующих птиц. Помогают наводить порядок на территории детского сада: зимой сгребают снег к деревьям и кустарникам, помогают строить горку и другие снежные постройки. Осенью с удовольствием убирают листву, а летом трудятся в цветниках и на огороде. Круглый год у детей есть возможность трудиться и получать от этого удовольствие. Только нам, взрослым, надо правильно организовать трудовую деятельность детей. Труд в природе способствует и физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения. Дети начинают понимать связь природы и здоровья людей; благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы, дети понимают, что загрязнение воздуха, почвы, воды отрицательно влияет на всех нас, даже может привести к гибели всего живого. Огромную радость детям доставляет результат труда, возможность сделать что-то для других. Во время работы  в огороде лучше всего показать детям результаты их труда.  На примере работы в огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращиваются овощи,  которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты, помидоры, огурцы, перец, кабачки, тыква, морковь, свекла. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Прополка, прореживание, правильная агротехника - основные условия борьбы с сорняками. Важным успехом в выращивании овощных растений является борьба с вредителями и болезнями. В результате неоднократных посевов и наблюдений за прорастанием семян каждый ребенок должен научиться сам, без помощи взрослых выращивать растение. Традиционно огород используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенную продукцию можно использовать непосредственно в рационе семьи. Использование огорода для целей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. На примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства. Работа в цветнике тоже помогает увидеть детям результаты своего труда. Работая в цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Часть растений дети выращивают семенами, а часть растений на  цветнике не выращивается из семян, а высаживается уже готовой рассадой. Самостоятельно высаживать рассаду могут только дети подготовительной к школе группы, и то под наблюдением взрослого. В старшей группе взрослые высаживают рассаду сами, привлекая детей лишь к посильной помощи.  Развивающиеся всходы требуют различных видов ухода. Одним из них является рыхление.  Определить, сколько раз за лето нужно проводить рыхление, трудно: это зависит как от самой почвы, так и от погоды, но чем чаще рыхлится почва, тем лучше развиваются растения. Во время работы дети наблюдают за растениями, за их ростом, развитием, происшедшими изменениями. Дети начинают понимать, что цветы растут быстро, потому что за ними они ухаживают. Взрослые своим личным примером показывают, как надо полоть сорняки. В течение лета прополка проводится не один раз. Прополка способствует выработке у детей внимания, ответственности за порученное дело, помогает развитию выдержки и умению преодолевать трудности. Больше всего дети любят поливать растения. Дети начинают понимать, что с одного раза клумбу не польешь, земля остается сухой, поэтому каждую клумбу надо полить два - три раза подряд, только тогда вода хорошо промочит землю.

Зачастую в поливку вплетаются элементы игры, когда дети воображают себя водовозами, рабочими водокачки и т.п. Мешать этому не надо: элементы игры повышают настроения детей, доставляют им радость. Растения, кроме прополки, рыхления и полива, требуют подкормки. Состав и дозировку удобрительных поливок определяют и подготавливают взрослые. Дети начинают понимать, для чего нужна подкормка. Задача взрослого заключается не только в том, чтобы дети усвоили правильные приемы удобрительной поливки, а в развитии интереса детей к наблюдению за ростом и развитием растений. Дети наглядно убеждаются в результатах этого вида ухода. Много радости дети получают во время сбора цветочных семян. Детей привлекает поиск семян и “открытия”, которые они делают, - оказывается, семена разные, и зреют в разнообразных головках, стручках, коробочках. Дети усваивают связь между семечком и растением. Часть семян дети забирают домой, чтобы им самим прорастить, а часть семян остается в саду, чтобы посеять в группе весной. Знакомство детей с разными профессиями дает возможность дать детям новые знания о труде взрослых. У них расширяется кругозор. Гуляя со своим ребенком, можно обратить внимание на чистоту в городе и на территории детского сада, понаблюдать за работой дворника, как работают снегоуборочные машины в городе и другие службы, которые отвечают за чистоту и порядок. В семье можно предложить ребенку помыть клетку для попугая, навести порядок, полить комнатные растения. Объяснить детям, как это важно и необходимо. Например, если растение не поливать, оно засохнет и погибнет. Дети всегда радуются результатам своего труда, и их надо похвалить за выполнение порученного дела. У детей повышается интерес к труду, если полезность его для других людей очевидна. Например:  «Как хорошо Оля полила грядки -  бабушка теперь может отдохнуть». Пусть помощь ребенка незначительна, но ее надо оценить, похвалить ребенка. Важно, чтобы все члены семьи серьезно отнеслись к труду своих детей, привлекали   их, давали интересные поручения. Тогда у детей развивается интерес к трудовой деятельности в природе, сознательное и ответственное отношение к ней. Во время труда мы воспитываем у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.  Дети получают элементарные знания о труде в природе и   на этой основе у них формируется ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы. Ребенок вместе со взрослым ухаживает за растениями и  животными,  выполняет  простые  поручения,  соблюдает правила поведения в природе. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействует на нее умеючи. Например, садовник знает, какие ветки надо обрезать, чтобы дерево было пышное, красивое, чтобы оно лучше  росло;  удаляет «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у всего растения; срывает концы огуречных плетей, чтобы завязалось больше огурцов.  Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально - положительную атмосферу. Когда ребёнок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не ропщут на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться также. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок при выполнении трудовой деятельности. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребёнок поднимал слишком тяжёлые вёдра с водой, песком, долго и много копал... Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учёт индивидуальных интересов, склонностей к тому или другому виду труда. Нельзя насильно заставлять ребёнка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении взрослого создавать такие условия, в которых он сам захочет работать. Труд оказывает влияние на развитие личности ребёнка: на  его познавательную сферу, волевое и  эмоциональное развитие, способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки и характер.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников и приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство. С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».

Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка....

Консультация для родителей. Аппликация из соломки с детьми дошкольного возраста

Аппликация из соломки формирует у дошкольников пространственные ориентировки, исправляет недостатки моторики. Развивает воображение....

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Консультация "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"...

консультация для родителей «Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»

Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето.Насекомые летомНе каждый...