Краткосрочный проект "Здравствуй Зимушка-зима!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Марина Александровна

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Нужно предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопрос. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект «Здравствуй зимушка - зима!» поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект «Здравствуй зимушка - зима!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 44»

Краткосрочный проект

«Здравствуй зимушка - зима!» 

Старшая группа

Руководитель проекта:

Воспитатель: Алексеева М.А.

2019 – 2020 учебный год

Введение

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают в этом взрослые.  Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Актуальность

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Нужно предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопрос. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект «Здравствуй зимушка - зима!» поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект «Здравствуй зимушка - зима!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Ознакомление детей с сезонными изменениями, которые произошли в природе с приходом зимы; создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности, речь.
  • Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).

Предполагаемый результат:

Дети, участвующие в проектной деятельности:

- расширяют знания  о природе зимой, расширяют словарный запас;

- укрепляют исследовательский интерес к природе;

- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

- воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Дети должны уметь:

- устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

- осознанно правильно относиться к растениям и животным.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

- смогли реализовать свои творческие способности.

Продукты проекта:

  • Коллективная работа детей и родителей;
  • Оформление выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка-зима!»;
  • Конкурс  «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);
  • Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима»;
    Новогодний утренник «Зимний калейдоскоп».

Этапы проекта:

1 этап.

Подготовительный: 2 неделя декабря

Выявление субъективного опыта.

Что мы знаем о зиме?

«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» (дети)

«Зимой бывает лед» (дети)

«Что зима холодная» (дети)

«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть» (дети)

Что мы хотим узнать?

«Зачем зимой снег?» (дети)

«Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» (дети)

«Куда уходит Дед Мороз» (дети)

«Почему зимой деревьям тепло?» (дети.)

Где мы можем найти информацию?

Найти в компьютере, по телевизору, в планшетнике, в книжках, от родителей, от воспитателей. (дети)

Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?

(Нарисовать рисунки, вылепить фигурки зимних птиц, сфотографировать зимние пейзажи, сделать снежинки, макет елочки)(Дети)

- Обсуждение темы проекта и планирование деятельности

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап.

Основной – практический этап: 3-я неделя декабря

реализация проекта

Организация ООД

  • проведение тематических, комплексных занятий;
  • в повседневной жизни;
  • работа по самообразованию;
  • работа с родителями;

3 этап.

Заключительный:  4 неделя декабря

Подведение итогов по реализации проектов и презентация коллективной работы.

Итог проекта:

1. Совместно с  родителями и воспитанниками оформление выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка-зима».

2. Конкурс  «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов).

3. Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».
4. Новогодний утренник «Зимний калейдоскоп».


План работы  по осуществлению 2-3 этапа проекта

«Здравствуй зимушка-зима!»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Реализуемые задачи

Познавательное развитие

Безопасность:

Беседы

- «Если хочешь быть здоров…»,

- «Правила поведения на ледяной горке»,

- «Игра в снежки без слёз»,

- «Когда снег и лёд бывают опасными»,

- «Как одеваться, чтобы не замёрзнуть»,

Беседы: Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае».

«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся»,  «Приметы и поговорки о зимних месяцах».

НОД «Зима полна серебра»,

Наблюдение  на прогулках за сезонными явлениями в природе с приходом зимы (небо, ветер, за птицами у кормушки, за зимними явлениями: снег, рассмотреть лёд)

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом Опыт №1.Почему снег мягкий?  Опыт 2 «Почему снег греет» Опыт 3»Откуда берется иней» Опыт 4 «Откуда берется лед»

- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность

-учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

Развить любознательность, познавательные интересы,  наблюдательность,

Создавать условия для выявления свойств и качеств снега , льда

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Речевое развитие

Составление творческих рассказов детей

«Приметы зимы», Птицы зимой» «Если бы не было зимой снега…»

.рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».

Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Чтение художественной литературы:

-В. Даль «Девочка Снегурочка»,

- В. Одоевский «Мороз Иванович»,

- С. Маршак «Двенадцать месяцев»,  

- Н. Сладков «Суд над декабрём»,

- К. Бальмонт «Снежинка»,

- С. Чёрный «На коньках»,

- С. Есенин «Берёза», «Поёт зима»,

- З. Александрова «Дед Мороз»,

- Н. Саконская «Зимний праздник».

- М. Пришвин «Этажи леса»

- В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью» Г.Скребицкий «На лесной полянке» В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»

Выставка книг о зиме.

Стихи, загадки, пословицы о зиме.

развивать  память, внимание, творческие способности, речь.

учить выразительно читать наизусть стихи, отрабатывать умения

пользоваться эмоциональной выразительностью .Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,

Активно обогащать лексикон дошкольников, обучать культуре речи и умению выражать свои мысли точно, грамотно и красиво.

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Учить выразительно читать наизусть стихи, отрабатывать умения

пользоваться эмоциональной выразительностью .Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,  

Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,

Социально – коммуникативное развитие

Ситуативные беседы:

Что мне нравится Зимой?

Зачем нужна Зима?

Если б не было Зимы?

Зачем люди Зимой тепло одеваются?

Почему зимой на улице нельзя громко кричать?

Во что играют зимой?

Что бывает лишь зимой?

Беседы о зимних видах спорта и влияние спорта

на здоровье человека,

“Зимушка-Зима»,

«Что нового появилось на нашем участке с приходом Зимы?»,

«Если б не было зимы?»,

«Зачем надо чистить дорожки от снега?»,

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,

Сюжетно-ролевые игры:

«За здоровьем всей семьей»

«Почта. Письмо Деду Морозу»

«Зоопарк»

 «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Дидактические игры:

«Времена года», «Подбери слова-родственники», «Назови детёнышей» «Узнай по описанию»,

 «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц»,

 «Когда это бывает»,

 «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

 Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность: Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройки  из снега.

Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). Способствовать развитию осторожности ,внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка.

Развивать коммуникативные навыки

Учить строить игровой сюжет, выполняют игровые действия, согласовывают свои действия друг с другом

Проявлять собственную инициативу.

Развивать внимание, наблюдательность, продолжать учить играть, соблюдая определенные правила.

Учить:

 строить игровой сюжет,

 выполнять игровые действия, согласовывать свои действия друг с другом,

Проявлять собственную инициативу и использовать предметы-заместители и элементы ряженья.

Развивать внимание, наблюдательность, продолжать учить играть соблюдая определенные правила.

Развивать внимание, логическое мышление,  продолжать учить играть соблюдая определенные правила.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных

- прививать трудовые навыки.

Художественно-эстетическое

Развивающая среда:

Познакомить с картинами И. Грабаря «Февральская лазурь» и И. Левитана «Деревня зимой»

Картинки «Зимние виды спорта»

Рассматривание

зимних пейзажей,

Чтение произведений о зиме

Пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах.

Загадки о зиме, о зимних видах спорта, о зимних игрушках.

Рассматривание иллюстраций:

зимние пейзажи, игры детей зимой.

Самостоятельная художественная деятельность: изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Слушание песен: «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз…», детские зимние песенки.  Муз\игра: «Угадай, песню» - упражнять в угадывание

знакомых песен о зиме.

- разучивание песен «Ледяная девочка», «Зимушка-зима»;

Новый Год?» на муз. Чичкова,

 «- разучивание парного танца «Белые снежинки», общего танца «Зима», хороводов «Что такое Под Новый  Год»

Музыкальный досуг «Кто как готовится к зиме?»

Прослушивание голосов животных

Слушание и разучивание песен из репертуара «Дикие животные»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню о зиме»

Лепка.

Тема: Зимние спортивные развлечения.

Лепка «Грибочки и орешки для белочки»

«Лиса - Патрикеевна»,«Мышка»

Аппликация «Лесные жители» ,«Заяц» или «Белка», «Ежик».

Рисование.

Тема: «Зимние пейзажи».

Рисование с элементами аппликации « Зайка серенький стал беленьким»

Конструирование из природного материала.

Тема: Дикая птица.

«Теремок для всех зверей»

Тема: Игрушка-зверюшка.

Работа со строительным материалом «Строим дом для зайчика»

Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту зимней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей о природе.

Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.

Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество.

учить передавать в лепке сюжет зимних спортивных развлечений.

Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Учить детей

передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество

- учить из природного материала и пластилина создавать игрушки-зверюшки

Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Физическое развитие

Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде»

Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Подвижные игры

«Охотники и зайцы»,

«Забрось снежок в кольцо», «Кто быстрее».

Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки»..

Пальчиковая гимнастика:

«Мы во двор гулять пошли»,

«Две птички»,

«Я мороза не боюсь»

«Белка».

«Белочкин запас»

«Сидит белка на тележке…»

Физкультминутка «Звериная зарядка» «Медвежонок»

Соревнования на прогулке:

«Кто быстрее до флажка»

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 Формирование здорового образа жизни

Работа с родителями

  • Знакомство родителей с проектом «Здравствуй, Зимушка - Зима».
  • Акция «Пополним библиотеку группы новой книжкой»
  • (худ. литературой зимней тематики:
  • сказки, рассказы, загадки)
  • Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
  • Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
  • Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
  • «Зимние травмы»
  • Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
  • Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя игрушка».

Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц

Проектная деятельность:

  • Оформление совместно с детьми: выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка -зима».
  • Выставка рисунков «Зимние пейзажи»

 Организация     выставки «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);

Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима»

Принять участие в изготовлении, приобретении новогодних украшений для группы.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

 Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Результаты проектной деятельности:

  • дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • владеют расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
  • выставка творческих работ детей и родителей;
  • систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Здравствуй зимушка - зима»;
  • разработаны рекомендации для родителей;
  • оформление выставки  работ «Родители и дети»: «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);
  • Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима»;
  • повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любознательным. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Список использованной литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

2. Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.

4.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)

5. Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез. М.:2014

6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

7. БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г

8. Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г.

9. Методическая литература: «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2006г;


Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме.

  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  • Два друга — мороз да вьюга.
  • Зима лето пугает, да все равно тает.
  • Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.
  • Снег глубок — год хорош.
  • Живет и такой год, что на день семь погод.
  • Зима спросит, что твое лето приносит.
  • Осень богата хлебом, а зима снегом.
  • Зимний денек — воробьиный скок.
  • На Новый год день прибавился на заячий скок.
  • Готовь зимой телегу, а летом сани.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.

Приложение №2

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем:(зима).

Падают снежинки,
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла ... !(Зима)

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.(Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? (зима )

Наступает
Белый сон...
Всё покроет
Белым он -
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город,
Каждый дом
Спит
Под белым
Полотном. (Зима )

Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).


Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду. (Зима.)

У Хозяйки сто забот
Накопилось за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки. (Зима.)

Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад. (Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки. (Зима.)


Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней. (Зима.)


Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега. (Зима.)

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ...(Мороз)

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках? (Мороз.)


По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает. (Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки. (Мороз.)

Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл. (Снег)

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой. (Снег)

Зимой лежит.
Весной бежит. (Снег)

Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля. (Снег)

Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки. (Снег)

Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках! (Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны. (Снег)

Лежит Шуба
Всем люба. (Снег)

Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых. (Снег)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда? (Лед)

Лежит Хрусталь
Зимний Царь. (Лед)

Приложение № 3

Стихи о зиме.

Живой снежок»(Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

(С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт

Приложение №4

Опыты.

Опыт № 1. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход.  Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая  Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая, Какая белая!

На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.

Опыт № 2. Где лучики?

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать

Опыт № 3. Почему снег греет?

Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее – То белые, то синие.

Столбами синеватыми Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

Опыт № 4. Откуда берётся иней?

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Птицам холодно зимой,

Птицам голодно порой.

Вы, ребята поспешите,

Их бедняжек подкормите.

Крошки, семечки и сало

Вот чего им не хватало.

Ягоды рябины, орехи и пшено,

В кормушки положите,

Сделайте добро!

Сохранить природу, мы можем без труда,

Повесим лишь кормушки у своего окна.

Ведь все на свете птицы

Нам с тобой друзья!

Подкормите птиц зимой, они нуждаются

в нашей помощи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Краткосрочный проект " Зимушка- зима".

В средней группе РАНО СОШ " Пенаты". я провела краткосрочный проект. Фоотчёт и краткое описание можно посмотреть....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима»

АктуальностьДанного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных измен...

Краткосрочный проект "Зимушка-зима"

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение недели раб...

Краткосрочный проект "Зимушка - зима!" во второй младшей группе.

Цель проекта направлена на то, чтобы расширить представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Чтобы дети могли видеть и называть предметы и действия в жизни, на картине, находит...

Краткосрочный проект "Зимушка-зима"

Зима это прекраснаое время года и нам нужно научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Конкретизировать представление детей...

Краткосрочный проект "Зимушка-зима"

Краткосрочный проект "Зимушка-зима" во 2-младшей группе...