Познавательно-исследовательская деятельность экспериментального характера в подготовительной группе детского сада на тему: «Зимние эксперименты на прогулке»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Маркелова Виктория Михайловна

В данном материале содержатся наработки экспериментального характера о свойствах и состояниях воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi_dekabr.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность экспериментального характера в подготовительной группе детского сада на тему:

«Зимние эксперименты на прогулке»

Образовательные области – познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Виды деятельности – познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: закреплять знания детей о свойствах и состояниях воды; учить формулировать выводы в процессе практических действий; включать детей в совместные со взрослыми действия экспериментального характера.

Материал и оборудование: три ёмкости с водой, со льдом и со снегом; мыльные пузыри; чашка с кипятком; металлическая крышка.

Организационный этап деятельности. Во время прогулки воспитатель рассказывает, что вчера купила в магазине воду в бутылке и, когда несла ее домой, встретила знакомую, заговорилась с ней и совсем забыла про воду. Придя домой, обнаружила, что вода в бутылке почему-то стала твердой.

- Как вы думаете, ребята, смогла я ее вылить из бутылки?

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает разобраться, почему так произошло.

Поисково-исследовательский этап деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленные для прогулки ёмкости с водой и со льдом. Предлагает сравнить два состояния воды – жидкое и твердое. Путем сравнения дети устанавливают прилагательные, которые характеризуют воду (жидкая, теплая) и лед (плотный, твердый, гладкий, скользкий, холодный, блестящий).

Далее воспитатель ставит проблемный вопрос: почему они выглядят по-разному?

В ходе беседы по опорным вопросам дети устанавливают, как вода превращается в лед. В природе (естественным путем) или в морозильнике (искусственным путем) вода из жидкого состояния переходит в твердое, становится льдом.

Воспитатель достает третью емкость и насыпает в нее снег. Теперь дети должны сравнить три емкости – с водой, со льдом и со снегом – и определить, чем они отличаются.

Дети отвечают, что лед и снег – это застывшая вода. Только снег образуется высоко в небе из капелек воды: капельки воды, проходят через холодный небесный воздух и постепенно замерзают; на землю падают крупинки снега. Лед же замерзает на поверхности земли как большое количество воды.

Воспитатель предлагает детям узнать секрет появления снежинок путем экспериментирования.

Она спрашивает детей о свойствах снега (белый, мокрый, холодный, сырой, рыхлый, пушистый, в теплом месте тает). Вместе с детьми они вспоминают, что снег состоит из большого количества маленьких кристалликов – снежинок, все они имеют разную форму и разный рисунок.

Воспитатель ставит проблемную ситуацию – как можно самим сделать снег, если есть мыльные пузыри и температура воздуха на улице минус 10-12 градусов?

Дети медленно выдувают пузырь и наблюдают, что с ним происходит. В тонкой пленке мыльного пузыря начинают собираться снежные кристаллики, которые постепенно растут и превращаются в снежинки.

Снег и лед – это не единственные зимние природные явления. Воспитатель предлагает детям назвать еще одно явление с помощью эксперимента – помощник воспитателя выносит на улицу чашку с кипятком. Дети определяют, что вода горячая, по пару, исходящему от чашки. Ее накрывают металлической крышкой на 5 минут. Затем приподнимают крышку и дети делают вывод, что на крышке образовался снежный «нарост», который называют иней.

 

Итоговый этап деятельности (анализ и обобщение полученных результатов).

Воспитатель формулирует вывод о том, что лед и снег – это состояния воды, они образуются путем ее замерзания. Иней – это осевшие капельки пара, которые замерзли на морозе. Она предлагает детям взять емкости со льдом, со снегом и крышку с инеем в группу и проверить, возможен ли обратный процесс – превращение воды из твердого состояния в жидкое.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.

Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе детского сада , тема занятия " В гостях у Вини Пуха".

     " Использование деятельностного метода при организации непрерывного процесса обучения в образовательной области " Познание".             ...

НОД по изобразительной деятельности "Зимний лес" в подготовительной группе детского сада

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по изо-деятельности. Рисование различных пород деревьев в зимнем уборе....

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...

Презентация для детей средней группы детского сада на тему "зимняя одежда"

Игра- презентация с озвучкой и анимацией на тему "зимняя одежда" для детей средней группы детского сада...

Конспект НОД и презентация в младшей группе детского сада на тему: «Зимние забавы»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект и презентацию на тему:"Зимние забавы".В конспекте использованы такие игры, как "Найди отличия", "Доскажи словечко", ...

Познавательно-исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе детского сада

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет...