Технологическая карта НОД "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самойленко Оксана Викторовна

Технологическая карта НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД.

Тема: «Вода».

(посредством опытно-экспериментальной деятельности детей с водой выяснить её свойства и значение)

Ф.И.О. (педагога): Самойленко Оксана Викторовна

Должность: воспитатель.

Квалификационная категория: высшая квалификационная.

Цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с свойствами воды.

Программные задачи:

1) образовательные:

  • формирование представлений о воде её свойствах и качествах;
  • формирование умений и способности определять взаимосвязь между водой, её состоянием, явлениями в природе;
  • формирование умения делать выводы и открытия на основе результатов своей деятельности;
  •  расширить представления о роли воды в природе;
  • обогащать словарный запас (жидкая, твёрдая, газообразная, пар, круговорот, водопад, водоворот, овраг, русло, море, океан).

2) развивающие:

  • способствовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, обобщение на основе наглядно – действенного мышления и воображения;
  • развивать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие внимания и памяти.

3) воспитательные:

  • воспитание усидчивости и аккуратности, последовательности действий;
  •  воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • закрепить навыки безопасного поведения во время проведения опытов;
  • воспитывать бережное отношение к водоёмам и природе.

Способы организации НОД: сидя группами за столами, стоя вокруг демонстрационного стола, стоя полукругом, работа в парах.

Материалы и оборудование: стаканы с водой по количеству детей; сосуды различной формы на демонстрационном столе; конверты с заданиями для каждого стола; фильтр на демонстрационном столе; сахар на каждом столе; фотографии: водопадов, рек, океана, морей, озёр; мнемотаблица - правила поведения при проведении исследований и опытов.

Сюрприз для детей: конверты с заданием о проведении опыта с водой совместно с родителями для всех детей.

Ход НОД:

Этап

(мин.)

Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия созданию общей атмосферы заинтересованности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Вводная часть

1мин.

Приветствие. Установление контакта с детьми.

Здравствуйте, ребята!

А знаете ли вы, о чём эта загадка?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Дети заходят, встают в полукруг, здороваются.

Отгадывают загадку.

2

Мотивация на деятельность

2мин.

Словесная установка на дальнейшую деятельность (вопросы, объяснения).

Сегодня мы с вами поговорим о воде и как настоящие ученые-исследователи раскроем её свойства. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (демонстрация изображения лаборатории)

В лаборатории, при проведении опытов, надо соблюдать определенные правила. Какие?

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

 Правильно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

«Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.»

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Слушают.

Лаборатория.

Опираясь на мнемотаблицу, дети повторяют правила поведения при проведении опытов:

соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Дети подходят к столам и садятся.

3

Проблемно-поисковая деятельность.

Динамическая пауза.

18-20 мин.

Беседа, создание проблемной ситуации.

Демонстрация наглядного пособия.

Практический метод: постановка задания, контроль и регулирование в ходе деятельности детей, оценка.

Помощник воспитателя убирает использованные стаканы и приносит чистые.

Практический метод:

экспериментирование.

Демонстрация опыта воспитателем по очистке воды.

Наглядно-демонстрационный метод.

Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение).

Упражнения для снятия общего утомления.

Выполнение имитационных движений под текст.

Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение).

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Словесная установка.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей с помощью наглядно – демонстрационного материала.

Беседа.

Что вы видите на столах? Для чего эти предметы нам понадобятся? Правильно! А сейчас, вы будете проводить сами свои опыты, которые помогут вам раскрыть все тайны воды.

1 - определим прозрачность воды. 

Опустить в стакан с молоком пуговицу.

Видна она или нет?

Теперь в стакан с водой.
Какой сделаем вывод? (Вода
 прозрачная.)

Какие вы молодцы!



 2 – выясним: есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Налейте немного чистой воды из кувшинов себе в стаканы и попробуйте её. Какая она на вкус? А запах? Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
Верно.

А можно её сделать вкусной?

Что надо сделать?

Какой стала вода?

Что же произошло с сахаром?

Какой вывод мы сделаем?

Где в нашей жизни мы можем наблюдать это?

Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? А как вы думаете очистить грязную воду можно?

Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

 А что стало с нашей бумагой?

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить обитатели рек, озёр, морей и океанов?



 

Давайте с вами немного поиграем.

Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь 
(звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

 Где встречается капелька воды?


Что можно сказать о воде, опираясь на нашу игру и проведенные опыты.

 



Давайте с вами пройдем по группе и посмотрим, какую пользу у нас в группе приносит вода, помогут в этом нам капельки!

1.Капелька в уголке природы возле растений.
 Правильно ребята.

2.Капелька около туалетной комнаты.
3.Капелька у стола, где стоит кувшин с водой питьевой.
4.Капелька, где мойка в подсобном помещении.

Видите, ребята
, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

Так кто же наша знакомая Незнакомка?

А почему она Незнакомка?

Ну-ка, посмотрите на наш стол, что вы видите?

Что в них налито?

А какой она формы?

Что вы можете сказать?

Правильно! Её нельзя узнать по форме.

В реке она между берегов реки, в море между берегов моря и всегда заполняет собою пространство любой формы. Вот почему она знакомая Незнакомка.

Рассматривают.

Называют все предметы, находящиеся на столах.

Слушают. Проводят эксперимент. Делают выводы.

Вода прозрачная.

Ребята выполняют указания воспитателя.

Приходят к выводу, что вода не имеет запаха и вкуса.

Высказывают свое мнение.

Используя сахар делают воду сладкой.

Приводят свои примеры.

Рассуждают, отвечая на вопросы и делают выводы.

(разные варианты ответов)

Высказывают свое мнение (в чистой, нельзя загрязнять водоёмы, надо бережно относиться к воде).

Дети прыгают.

Встают парами,

взявшись за руки.

Встают в цепочку.

Перестраиваются в хоровод.

Отвечают на вопрос.

Составляют рассказы о воде и её свойствах, на основе приобретенных знаний в ходе исследовательской деятельности и предварительных бесед.

Рассказывают о круговороте воды в природе, ее свойствах

Дети идут по группе ищут изображение капельки, делают выводы, где и как используется вода. (цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода, чтобы умываться…)

Слушают, рассматривают и отвечают на вопросы.

Рассуждают и делают выводы.

4

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

2мин.

Сюрпризный момент.

Ребята, что нового мы узнали о воде? Какие секреты её раскрыли. Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачностью; не имеет запаха; без вкуса;

не имеет формы; растворитель.
 Капелька принесла вам конверты с заданием. Это задание вы должны выполнить дома с родителями. А на следующем занятии вы расскажите о своих открытиях.

А теперь давайте всё уберём за собою и приготовимся поиграть в разные игры.

Слушают. Отвечают.

Разбирают конверты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...