Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Обитатели морских глубин" с использованием конструктора ЛЕГО ВЕДО и мобильного планетария
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Буркова Елена Александровна

Технологическая карта занятия
 

Тема занятия: "Обитатели морских глубин"

Автор: Буркова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №27"

Образовательная область: познавательное развитие

Возраст группы: старшая группа – 5-6 лет
 

Цель занятия: формирование представлений детей о взаимосвязи условий обитания морских жителей и приспособляемости к этим условиям в процессе виртуальной экскурсии в мобильный планетарий, а также создание рабочей модели батискафа путем преобразования готового образца.


Задачи занятия:
 

Образовательная:

  • продолжать знакомить  детей с обитателями  подводного мира (сардины, скат, груббер, морской лев, касатка, ламантин, дельфины),  с некоторыми формами защиты морских обитателей;
  • формировать практические навыки в конструировании модели батискафа  при помощи конструктора LEGO WEDO;
  • учить  анализировать результаты  и осуществлять усовершенствование  модели, путём изменения программы.

Развивающая:

  • активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнавать о морских обитателях;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе просмотра видеофрагмента;
  •  развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать умение работать сообща.

 

Дополнительные задачи:

  • поддерживать  мотивацию и удовольствие детей, получаемое от успешно выполненной работы путем вовлечения в игровую обучающую ситуацию;
  • формировать привычку соблюдать технику безопасности при работе с роботами,  во время посещения мобильного планетария.
     

Словарная работа:

  • развивать словарный запас:  батискаф,  блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать», название деталей);
  • совершенствовать  навыки общения при объяснении работы модели черепахи.
     

Планируемый результат: сформированные представления детей о взаимосвязи условий обитания морских жителей и приспособляемости к этим условиям;  создание модели черепахи, решение технической задачи в процессе ее  перепрограммирования.
 

Подготовительная работа: конструирование модели «Непотопляемый парусник»,чтение художественной и познавательной литературы о морских животных,  п/и «Рыбаки и рыбки».
 

Материалы и оборудование: мобильный планетарий, ноутбук,  конструктор LEGO WEDO, видеофрагмент путешествия.

 

 

  

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

- переключить внимание детей на предстоящую деятельность
 

- стимулировать  к ней интерес

Здравствуйте, ребята!
-  Ребята, скажите мне кто здесь лишний ( скат, ламантин, дельфин и батискаф)
- Правильно, это подводный батискаф.
 

словесные (беседа);


игровые (д/и)

 

демонстрация модели батискафа

 

Ответы детей, объяснение выбора лишнего предмета

 

 

 

 

Повышенный интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

-  спроектировать и осуществить решение проблемной ситуации

 

 

 

 

2.1.

Этап постановки проблемы

- создать ситуацию, которая вызывает затруднение у детей в поиске ответа;

- осуществить постановку и принятие детьми цели занятия

- Он плыл домой и когда уже подплывал к дому, то попал под сильный  шторм.  ударился о подводные камни  и повредил корпус.

- А зачем батискафу прочный корпус?

Сможет он продолжить свой путь  без него?

- Почему?

- Всё верно (воспитатель обобщает)

- Поможем ему собрать осколки и починить корпус?

-На чем мы отправимся в путешествие в подводный мир?
- Тогда я предлагаю пройти в наш подводный корабль
Техника безопасности

Метод словестный (частично-поисковая беседа с проблемными вопросами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инструктаж

 

 

 

 

 

Да, прочный корпус жизненно необходим для передвижения батискафа

 

 

Ответы детей на вопросы

постановка и принятие детьми цели занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пополнение словаря: батискаф

 

Закрепление правил техники безопасности в мобильном планетарии

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- организовать построение нового занятия для решения цели занятия

- Мы с вами погружаемся в подводным мир. Посмотрите, какая красота.
Эта – кораллы, в которых зарождаются рыбки, если не кораллы вымерло бы всё потомство, без них нет жизни под водой и такой красоты, которую они придают подводному миру.
Эта большая рыба Груббер. Эти рыбы тщательно охраняют свою территорию.
- Ребята, посмотрите сколько много одинаковых рыбок! Они называются Сардины.

- Каким способом эти рыбки спасаются от хищников?
А это Скаты у них большие плавники как крылья у птиц.  Плывут они очень грациозно.

- Скат – это хищник или обычный морской обитатель? Почему вы так решили?
- Также здесь живут морские львы они очень быстрые и ловкие.
- А ещё в подводном мире живет Касатка и она очень большая и умная. Это какой житель?
- А этого морского жителя зовут Ламантин он очень милый и безобидный, питается морскими растениями.
- Здесь живут пятнистые дельфины. Они тоже безобидные, любят играть если нет мяча они играют морской травой. Друг друга они различают по голосу у каждого своей голос. Это самые дружелюбные  морские жители, всегда приходят друг другу на помощь.
- Ребята, а вот мы и нашли с вами части от батискафа.

Сейчас так же осторожно выйдем из подводного корабля и поспешим ему на помощь.

словесный (рассказ воспитателя)


наглядный (демонстрация видеоролика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

Высказывания

(они очень быстро уплывают или ныряют и прячутся на дне)

Хищник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдение техники безопасности при выходе из планетария

знакомство   с обитателями  подводного мира,  с некоторыми формами защиты морских обитателей

2.3.

Этап практического решения проблемы

- организовать  практическую деятельность на создание рабочей модели батискафа

- Ребята, мы в таком красивом месте были, расскажите, что там видели, и что узнали нового для себя.
- А ещё мы нашли части батискафа и сейчас починим  его.

- Какие детали откололись от батискафа?
- Восстановим поврежденную часть деталями, опираясь на вторую целую часть

- Проверим, поплывет ли батискаф. Что для этого необходимо нам сделать?

- Почему батискаф не плывет?

Обратимся к схеме.

 

 

 Метод словесный

(обобщающая беседа)

 

 

 

 

Анализ образца

 

 

 

 

 

Рассматривание схемы, выявление проблемы и ее устранение

Повторный запуск программы

(дети воспроизводят полученную информацию)

 

Перечисляют детали

 

Дети собирают корпус по образцу целой части

Задают программу

Организовали взаимодействие в достижение результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

Целостность модели

 

Повторение техники безопасности при работе с ноутбуком

3.

Заключительный этап

-  организовать осмысление детьми своей деятельности,  подвести итог с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы

- Наш батискаф отправился в путь. Помашем ему рукой.

- Для чего нам нужно было его починить?

-  Какие действия помогли нам восстановить батискаф? Какие знания нам пригодились?

- Вы большие умницы и умники, мне было очень приятно с вами поработать
 

Прием словестный (беседа)

Прощаются с батискафом

 

Дети рефлектируют знания и действия

 

 

 Подведение итога занятия

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat_razvat_podvodnyy.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема занятия: Обитатели морских глубин

Возраст группы: старшая группа – 5-6 лет

Цель занятия: формирование представлений детей о взаимосвязи условий обитания морских жителей и приспособляемости к этим условиям в процессе виртуальной экскурсии в мобильный планетарий, а также создание рабочей модели батискафа путем преобразования готового образца.


Задачи занятия:
Образовательная:

  • продолжать знакомить  детей с обитателями  подводного мира (сардины, скат, груббер, морской лев, касатка, ламантин, дельфины),  с некоторыми формами защиты морских обитателей;
  • формировать практические навыки в конструировании модели батискафа  при помощи конструктора LEGO WEDO;
  • учить  анализировать результаты  и осуществлять усовершенствование  модели, путём изменения программы.

Развивающая:

  • активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнавать о морских обитателях;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе просмотра видеофрагмента;
  •  развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Воспитательная: воспитывать умение работать сообща.

Дополнительные задачи:

  • поддерживать  мотивацию и удовольствие детей, получаемое от успешно выполненной работы путем вовлечения в игровую обучающую ситуацию;
  • формировать привычку соблюдать технику безопасности при работе с роботами,  во время посещения мобильного планетария.

Словарная работа:

  • развивать словарный запас:  батискаф,  блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать», название деталей);
  • совершенствовать  навыки общения при объяснении работы модели черепахи.

Планируемый результат: сформированные представления детей о взаимосвязи условий обитания морских жителей и приспособляемости к этим условиям;  создание модели черепахи, решение технической задачи в процессе ее  перепрограммирования.

Подготовительная работа: конструирование модели «Непотопляемый парусник»,чтение художественной и познавательной литературы о морских животных,  п/и «Рыбаки и рыбки».

Материалы и оборудование: мобильный планетарий, ноутбук,  конструктор LEGO WEDO, видеофрагмент путешествия.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

- переключить внимание детей на предстоящую деятельность

- стимулировать  к ней интерес

Здравствуйте, ребята!
-  Ребята, скажите мне кто здесь лишний ( скат, ламантин, дельфин и батискаф)
- Правильно, это подводный батискаф.

словесные (беседа);


игровые (д/и)

демонстрация модели батискафа

Ответы детей, объяснение выбора лишнего предмета

Повышенный интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

-  спроектировать и осуществить решение проблемной ситуации

2.1.

Этап постановки проблемы

- создать ситуацию, которая вызывает затруднение у детей в поиске ответа;

- осуществить постановку и принятие детьми цели занятия

- Он плыл домой и когда уже подплывал к дому, то попал под сильный  шторм.  ударился о подводные камни  и повредил корпус.

- А зачем батискафу прочный корпус?

Сможет он продолжить свой путь  без него?

- Почему?

- Всё верно (воспитатель обобщает)

- Поможем ему собрать осколки и починить корпус?

-На чем мы отправимся в путешествие в подводный мир?
- Тогда я предлагаю пройти в наш подводный корабль
Техника безопасности

Метод словестный (частично-поисковая беседа с проблемными вопросами)

инструктаж

Да, прочный корпус жизненно необходим для передвижения батискафа

Ответы детей на вопросы

постановка и принятие детьми цели занятия

Пополнение словаря: батискаф

Закрепление правил техники безопасности в мобильном планетарии

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- организовать построение нового занятия для решения цели занятия

- Мы с вами погружаемся в подводным мир. Посмотрите, какая красота.
Эта – кораллы, в которых зарождаются рыбки, если не кораллы вымерло бы всё потомство, без них нет жизни под водой и такой красоты, которую они придают подводному миру.
Эта большая рыба Груббер. Эти рыбы тщательно охраняют свою территорию.
- Ребята, посмотрите сколько много одинаковых рыбок! Они называются Сардины.

- Каким способом эти рыбки спасаются от хищников?
А это Скаты у них большие плавники как крылья у птиц.  Плывут они очень грациозно.

- Скат – это хищник или обычный морской обитатель? Почему вы так решили?
- Также здесь живут морские львы они очень быстрые и ловкие.
- А ещё в подводном мире живет Касатка и она очень большая и умная. Это какой житель?
- А этого морского жителя зовут Ламантин он очень милый и безобидный, питается морскими растениями.
- Здесь живут пятнистые дельфины. Они тоже безобидные, любят играть если нет мяча они играют морской травой. Друг друга они различают по голосу у каждого своей голос. Это самые дружелюбные  морские жители, всегда приходят друг другу на помощь.
- Ребята, а вот мы и нашли с вами части от батискафа.

Сейчас так же осторожно выйдем из подводного корабля и поспешим ему на помощь.

словесный (рассказ воспитателя)


наглядный (демонстрация видеоролика)

Просмотр видеофрагмента

Предположения детей

Высказывания

(они очень быстро уплывают или ныряют и прячутся на дне)

Хищник

Соблюдение техники безопасности при выходе из планетария

знакомство   с обитателями  подводного мира,  с некоторыми формами защиты морских обитателей

2.3.

Этап практического решения проблемы

- организовать  практическую деятельность на создание рабочей модели батискафа

- Ребята, мы в таком красивом месте были, расскажите, что там видели, и что узнали нового для себя.
- А ещё мы нашли части батискафа и сейчас починим  его.

- Какие детали откололись от батискафа?
- Восстановим поврежденную часть деталями, опираясь на вторую целую часть

- Проверим, поплывет ли батискаф. Что для этого необходимо нам сделать?

- Почему батискаф не плывет?

Обратимся к схеме.

 Метод словесный

(обобщающая беседа)

Анализ образца

Рассматривание схемы, выявление проблемы и ее устранение

Повторный запуск программы

(дети воспроизводят полученную информацию)

Перечисляют детали

Дети собирают корпус по образцу целой части

Задают программу

Организовали взаимодействие в достижение результатов

Целостность модели

Повторение техники безопасности при работе с ноутбуком

3.

Заключительный этап

-  организовать осмысление детьми своей деятельности,  подвести итог с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы

- Наш батискаф отправился в путь. Помашем ему рукой.

- Для чего нам нужно было его починить?

-  Какие действия помогли нам восстановить батискаф? Какие знания нам пригодились?

- Вы большие умницы и умники, мне было очень приятно с вами поработать

Прием словестный (беседа)

Прощаются с батискафом

Дети рефлектируют знания и действия

 Подведение итога занятия

Технологическая   карта занятия  

Образовательная область: речевое развитие

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Возраст группы:старшая 5-6 лет

Цель: Познакомить с содержанием русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», подвести к пониманию основной идеи сказки.

Задачи занятия:

Образовательная:

учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию ;

учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;

Развивающая:

развивать интерес к сказке, любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательная:

воспитывать способность к сочувствию, отзывчивость,

Словарная работа:

Расширять и активизировать словарный запас словами: сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, барин, лиха не знать.

Планируемые результаты: 

Дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устнойсвязной речью.

Предварительная работа: с утра я ставлю в книжный уголок книгу "Крошечка-Хаврошечка", иллюстрации разных художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чём она.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

- переключить внимание детей на предстоящую деятельность

- стимулировать  к нейинтерес

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна
- Ребята, вы любите сказки?

- Я тоже люблю одну сказку, а чтобы узнать какую, отгадайте загадку:

Есть копыта и рога

Ходит летом на луга

Чтобы были все здоровы,

Молоко даёт…  

-Правильно, посмотрите, какая коровушка. Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

Эта русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» про добрую трудолюбивую и отзывчивую девочку

словесные (беседа);


игровые

демонстрация игрушки и книги

Ответы детей, объяснение выбора лишнего предмета

Повышенный интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

-  спроектировать и осуществить решение проблемной ситуации

2.1.

Этап постановки проблемы

- создать ситуацию, которая вызывает затруднение у детей в поиске ответа;

- осуществить постановку и принятие детьми цели занятия

-

Метод словестный (частично-поисковая беседа с проблемными вопросами)

Да, прочный корпус жизненно необходим для передвижения батискафа

Ответы детей на вопросы

постановка и принятие детьми цели занятия

Пополнение словаря: батискаф

Закрепление правил техники безопасности в мобильном планетарии

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- организовать построение нового занятия для решения цели занятия

Сядьте ровно, выпрямите спину. Чтение сказки.

Словарная работа:

пуд- старинная русская мера веса

прясть- скручивать, делать нить

журить- ругать

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке – пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Беседа:

-Ребята, вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- К каким людям попала Крошечка – Хаврошечка?

-Сколько дочерей было у злой мачехи  и  как их звали?

- А какими они были?

-Почему корова помогала Хаврошечке?

-Почему мачеха приказала зарезать корову?

Физкультурная минутка

Раз-подняться, потянуться

Два-согнуться, разогнуться

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре- руки шире

Пять-руками помахать

Шесть-на место сесть опять

Словесный (рассказ воспитателя)


Словесный (беседа)

Просмотр видеофрагмента

Предположения детей

Высказывания

(они очень быстро уплывают или ныряют и прячутся на дне)

Хищник

Соблюдение техники безопасности при выходе из планетария

знакомство   с обитателями  подводного мира,  с некоторыми формами защиты морских обитателей

2.3.

Этап практического решения проблемы

- организовать  практическую деятельность с ИКТ

К нам на занятие забежал зайка и хочет чтобы вы показали ему картинку, на которой видно, как одна  из дочерей всё подсмотрела, как коровка помогает девочке? Если правильно ответите, то картинка увеличится

Зайка хочет, чтобы вы обвести картинку  на которой видно, что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

И последний вопрос Зайки

- А почему мачехины дочки не могли угостить барина яблочками?

- А кто же угостил барина?

-А почему яблонька веточки к ней опустила?

-

Метод наглядный

Метод практический

 Метод словесный

(обобщающая беседа)

наглядный

(дети воспроизводят полученную информацию)

Перечисляют детали

Дети собирают корпус по образцу целой части

Задают программу

Организовали взаимодействие в достижение результатов

Целостность модели

Повторение техники безопасности при работе с ноутбуком

3.

Заключительный этап

-  организовать осмысление детьми своей деятельности,  подвести итог с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы

- У сказки счастливый или грустный конец?  

- А что огорчило вас в сказке?

-Чему вы удивились в этой сказке?   А что порадовало?

-  Чему нас учит эта сказка?

- Вы большие умницы и умники, мне было очень приятно с вами поработать

Прием словестный (беседа)

Прощаются с батискафом

Дети рефлектируют знания и действия

 Подведение итога занятия

                                                       Технологическая карта занятия.

                                                                         Средняя группа.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Раздел: «Ознакомление с художественной литературой».

Тема:

«Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин».

Цель: Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; учить рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию) ; учить понимать образное содержание и значение пословиц.    

   Задачи: 

Развивающие:

 Развитие речи памяти, внимания, мышления, наблюдательности.

Образовательные:

Вызвать у детей сопереживание персонажей сказки, реализацию самостоятельной творческой деятельности при лепке хлебобулочных изделий. Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.

Речевые:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря; закрепить умение пересказывать короткий текст точно и последовательно; использовать в речи сложные предложения. Активизация словаря.

Воспитательные:

Воспитание уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Формировать доброжелательность в общении  друг с другом. 

Использованное оборудование: проектор, презентация слайдов к сказке «Колосок»; «Как делают хлеб»,  пшеничный колосок, костюмы «мышата», муляжи хлебобулочных изделий, музыкальный центр, диск Л. Яртова «На зарядку становись»,  корзинка, поднос, пирожки для каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей:  «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

 Методические приемы:

Художественное слово;  рассказ; беседа; проблемные вопросы;  слуховая и зрительная наглядность;  дидактическая игра;  практическая работа; индивидуальная работа;  пояснения;  анализ.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно- побудительный

Приветствие воспитателя.

«Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте , ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх. 
Маленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок.
Здравствуйте, зубки – щелк,щелк,щелк.
Здравствуй мой носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте, детишки! Всем привет!» 

  Ребятки, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (из корзинки достаю муляжи хлебобулочных изделий).  Как вы думаете что это? А как это назвать одним словом?

Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку «Колосок».

Дети приветствуют педагога и своих друзей.

Дети: Хлебобулочные изделия, изделия из теста.

Организационно-

поисковый.

Рассказывание сказки воспитателем с демонстрацией слайдов.

Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Про кого эта сказка?

Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: «Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?»

Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок?  

А что значит замесить тесто?

Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Какую работу выполнял Петушок?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

Петушок угостил мышат? А почему?

Чему нас учит эта сказка?

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Фонопедическая   гимнастика.

«Петушок пшеницу серпом сжал,  - дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал -  Произносят «ш-ш-ш… »  вращая кулачками по коленям.

На мельницу свозил. - Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  - Произносят  звук [у], круговые махи руками.

Получилась мука хороша, легка. - Произносят «п… п… », пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Петушок из муки напек пироги. - Руками «пекут пирожки»,  произнося слог ля в высоком регистре.

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. - Произносят «пых… пых… ».

Молодцы, пирожков мы напекли, а теперь садитесь. Я вам расскажу сказку еще раз, слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.

 Пересказ сказки детьми.

Входят «мыши» - дети старшей группы., они  грустные, в руках колосок.

Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Круть: «Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень».

Верть: «К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!»

Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как  колосок превратить в хлеб. Посмотрите на экран - презентация слайдов «Как делают хлеб».  

Ну что, мышата, вы все поняли?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

Динамическая пауза: «Петя – Петушок».

«Петя, Петя – петушок,

Золотой гребешок, (делают гребень над головой),

Маслена головушка, (гладят голову),

Шёлкова бородушка, (гладят подбородок),

Что ты рано встаёшь, (хлопают в ладоши),

Голосисто поёшь, (Поют «ку-ка-ре-ку»),

Деткам спать не даёшь? (поют «ку-ка-ре-ку»).

Игра «Назови ласково».

Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

«Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка».

Дети заинтересованно слушают сказку.

Отвечают на вопросы педагога.

Выполняют гимнастику.

Дети по очереди пересказывают сказку.

Дети заинтересованно наблюдают за мышатами.

Смотрят презентацию.

Выполняют движения по тексту.

Играют в игру.

Рефлексивно-

Корригирующий.

Сюрпризный момент.

 Наше занятие и подошло к концу…

Чему вы учились на занятии?  Что вам понравилось?

Входят мышата, вносят пирожки.

Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас, и обещаем больше не лениться.

Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

Ответы детей.

Угощаются пирожками.

Ожидаемый результат:

Знать:  содержание сказки;

Иметь:  представление о том, как из колосков получается мука;

Уметь:  пересказывать короткий текст точно и последовательно.

        Этапы деятельности

                                         Действия воспитателя

           Деятельность детей

Мотивационно-

Побудительный

Организационно-

поисковый

Рефлексивно-

корригирующий

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.
Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?
Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес! Какой воздух в лесу?
А какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет.  Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту.

Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.  

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М. Пришвина в презентации).
  И сегодня мы  познакомимся с произведением М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
-В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).
Копуля -  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.
Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.

-Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.

Старичок-Лесовичок:  Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает автор? Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
Что автор рассказывает о сосновой смоле? Какие названия трав вы запомнили? Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Почему писатель так назвал свой рассказ? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю?
 А хлеб есть полезно?  В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?
Лесовичок:  Молодцы, какие вы! А  теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!

Игра «Правда - неправда»  (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).

-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела  этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.
                                   
Физкультминутка

Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, чудеса у нас на свете: Стали карликами дети а потом все дружно встали, великанами мы стали,
Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли,
и нисколько не устали!
Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?
Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.

- Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)
А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом.  А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Я приготовил вам сюрприз – корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.

До свидания, до новых встреч!

Здороваются со Старичком-Лесовичком.

Дети отвечают на загадку.

Отвечают на вопросы.

 

Ответы детей.

Внимательно слушают Лесовичка.

Дети слушают рассказ.

 

Ответы детей на вопросы по содержанию рассказа.

Играют в игру «Правда-неправда».

Выполняют движения с проговариванием слов.

Дети отвечают на вопросы.

Прощаются со Старичком- Лесовичком.

Технологическая карта  занятия.

Ожидаемый результат:

Уметь: выделять главную мысль рассказа, передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Тема

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Название области

Речевое развитие.

Интеграция

 областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Используемый

 материал

Портрет писателя; рассказ; иллюстрации к рассказу.

Возраст детей

Старшая группа.

Раздел

Ознакомление с художественной литературой.

Цели и задачи

Познакомить с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль.  Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из рассказа». Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).
Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге. 

Методы и приемы

Сюрпризный момент – приход  Старичка-Лесовичка. Беседа о лесе. Рассматривание книги. Чтение произведения, работа по тексту. Вопросы по прочитанному. Игра «Правда-неправда». Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.

Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Как славно, что я здесь живу, не где-то"

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет познакомить детей с историей и культурой Тамбовской области, воспитывать любовь к  малой Родине,  вызывать...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"

Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: Образовательные задачи:-развивать умение детей правильно общаться д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"

Конспект занятия для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"Лексическая тема: " Зимующие птицы"...