Наблюдение "Кустарник спирея"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Александровна  Капаева

Закрепление знаний детей о весне, о растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_za_spireey_.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  КСТОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №41 с. Чернуха

Конспект наблюдения на прогулке:

Тема: «Кустарник спирея»

(старший дошкольный возраст)

Выполнила воспитатель

МБДОУ д/с №41 с. Чернуха

Капаева Елена Александровна

Тема:  «Наблюдение за кустарником спиреей».

Цель: Закрепление представлений детей о весне, о растительном мире.

Задачи:

Познавательное развитие: Систематизировать знания детей об отличительных признаках весны и осени. Закрепить умение сравнивать времена года. Продолжать знакомить детей с кустарниками, особенностями строения кустарников, их величину (показать, что кустарники могут быть высокими и низкими), свойства кустарников меняться в зависимости от времени года. Формировать представления детей о почках и первых весенних листьях.

Речевое развитие: отгадывать загадки, активизировать словарный запас детей: растения, кустарники высокие и низкие, почки, листочки, насекомые.

Социально – коммуникативное развитие: формировать умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении познавательных, игровых задач. Воспитывать бережное отношение к природе.

Художественно – эстетическое развитие: Развивать интерес к выделению красоты сезонных изменений в природе, включить обследование кустарников движениями рук по наблюдаемому объекту.

Физическое развитие: формировать умение развивать равновесие, координацию движений, умение выполнять упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног (приседать, подниматься на носки).

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; наблюдение беседа, художественное слово, подвижная игра.

Предварительная работа: рассматривание кустов спиреи, отгадывание загадок про кусты, пальчиковая гимнастика, подвижные игры,  рисование осенних, зимних, весенних пейзажов, чтение стихов про осень, весну, заучивание стихотворений.

Ход наблюдения: 

Дети выходят на прогулку. Идут по дорожке за воспитателем и останавливаются, где всходит зеленая трава, первые цветы.

Педагог обращается к детям: « Ребята, посмотрите как красиво вокруг. Ярко светит солнце, небо чистое и ясное, слышно как щебечут птицы. Появилась кое – где зеленая травка.

Подходят к кустарникам.

Послушайте стихотворение А.Плещеева «Осень»:

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты. 

Так было осенью. И сейчас, ребята, кусты тоже голые, но какое наступило время года, отгадайте:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети:  Весной.

Воспитатель: Правильно, наступила ВЕСНА. Скажите, что-нибудь изменилось в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поближе подойдем к кустарникам спиреи и посмотрим на них.

Название: получила от греческого слова 'speira' — изгиб. Ветви весьма изящны и у большинства видов красиво изгибаются, что и послужило поводом для такого названия. Но у нас есть и свое народное название этого кустарника — таволга (с ударением на юге на последнем слоге, а на севере — на первом). Это совсем неправильно, так как род таволги включает хоть и похожие на спирею, но только травянистые растения, тогда как все спиреи — разной величины кустарники. 

Вот послушайте стихотворение про спирею.
У нас сегодня праздник!
У нас расцвёл кустарник!
Он снега белого белее!
Он называется Спирея.

Воспитатель: Ребята, какие кустарники бывают по высоте?

Дети: высокие и низкие.

Воспитатель: Покажите, ребята, вот эти кустарники какие?

Дети поднимают руки вверх.

Воспитатель: Правильно, высокие.

На ветках кустарников с крупными почками появляются маленькие листочки. Лучи солнца пригревают почки. Лучик солнца стучится в домик: «Листик, просыпайся, весна пришла, тепло принесла. Покажите ребята, как раскрываются почки.

Дети складывают кисти рук вместе, ладонями внутрь и медленно разводят их в стороны, сначала пальцы, затем кисти рук.

Воспитатель: Да, так  появляются молодые, маленькие листочки. Ребята, рвать эти маленькие листочки и веточки можно?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель: Они нам приносят радость и хорошее настроение. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна», которое расскажет (воспитатель называет имя ребёнка).

Ребёнок:

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

Воспитатель: А сейчас давайте подойдем и посмотрим на низкие кустарники. Покажите, какие они низкие.

Дети приседают на корточки.

Подвижная игра «Высокие и низкие кустарники».

Дети на слова «высокие кустарники» встают на носочки и поднимают руки вверх. На слова «низкие кустарники» приседают на корточки. Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: А под кустарниками живут маленькие жильцы. Кто это?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Давайте попробуем их найти, только очень осторожно, руками старайтесь их не трогать.

Давайте все вместе  беречь всё живое на нашей планете Земля.