НОД "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ладыга Татьяна Петровна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности.

Тема: "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Красносельского района Санкт – Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира с использованием  

технологии исследовательской деятельности.

Тема:

«Вода.

Круговорот воды в природе.

Свойства».

Подготовил и провел воспитатель

ГБДОУ Д/С № 9 Ладыга Т.П.

Дата проведения:07.04.2014г.

Программное содержание:

 Образовательные задачи:

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Активизировать  словарь  детей: модель земли, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Развивающие задачи:

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы приема:

Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка  деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядные: Глобус, алгоритмы работы, плакаты (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель).

Практические: Опыты, эксперименты. Динамические  паузы: «Юные пловцы», «Веселая разминка».

Материалы и оборудование для воспитателя:

Магнитная доска, глобус, алгоритмы, кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком, другой с водой, сахар, соль, мятные капли, травяной настой, пустые стаканчики.

- Использование технических средств: Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)»

г. Москва. ООО «ДИСКО ПРО.» Лицензия  ВАФ № 77-228.

Материалы и оборудование для детей:

-Стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

-Сахар, соль, мятные капли, травяной настой, вода (на каждого ребенка)

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье»: Динамические паузы «Юные пловцы» и  «Веселая разминка».

«Познание»: свойства воды, проведение опытов.

«Чтение художественной литературы»: Леонид Замятин «Стихи о воде».

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой (папки «Опыты в картинках» и «Картотека опытов»).

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура  НОД:

Структура образовательной деятельности

Время

(мин.)

1.

Создание мотивации для деятельности.

2

2.

Информационно-познавательная часть.

2

3.

Л.Замятин «Стихотворение о воде».

Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей).

3

4.

Динамическая пауза «Юные  пловцы».

2

5.

Практическая часть (опытно- экспериментальная деятельность). Подготовка.

2

6.

Опыт №1: «Определить есть ли форма у воды».

2

7.

Опыт №2: «Какого цвета вода».

2

8.

Опыт №3: «Вода-растворитель».

2

9.

Динамическая пауза: «Небольшая разминка».

2

10.

Опыт №4: «Вода не имеет собственного запаха».

2

11.

Рефлексия

2

ХОД НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:

В.- На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

 В. - А что такое глобус?                                                                            

 (Глобус - это  модель Земли.)

В.- А как вы понимаете – модель Земли?

 (дети высказывают, объясняют)

В.- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В.- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

 Д.- Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

В.- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

 (показать на глобусе).

В.- Ребята, а почему на глобусе много синего цвета?

 (Ответы детей).

В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

(Автор Владимир Кулагин).

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да, то

 почему? (Дети объясняют).

В.- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

В.- Кому нужна вода? (Ответы детей).

В.- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

В.- А как они её получают? (Ответы детей).

В.- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В.- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

  (Дети объясняют, делают выводы).

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

( Автор Леонид Замятин).

В.- Ребята, для жизни человека, вода имеет важное значение.

В.- А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В.- Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В.- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди

берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В.- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В.- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

 (Объяснения детей).

В.- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.      

Динамическая пауза «Юные пловцы ».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

         II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная):

В.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В.- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В.- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Обратите внимание, здесь будет наша лаборатория. Это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Что вы видите? Какие инструменты, приборы нам понадобятся для работы?

Опыт 1: Какой формы вода?

     

  На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы (вывешивает на магнитную доску).

Опыт 2: Какого цвета вода?

   

 Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом  алгоритм, символизирующий это свойство воды и вывешиваем его на доску).

 Опыт 3: Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как

считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза «Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

 В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

 Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Рефлексия:

В.- Скажите, мне, пожалуйста, чем мы  сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах? (Ответы детей).

 Выяснить понравилось ли им наша  деятельность и что понравилось больше всего.

В.- Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...